Есть мнение Открытая трибуна

Сравнительный анализ спортивной дипломатии России и США

09 апреля 2019
В статье описывается деятельность России и США в сфере спортивной дипломатии, а также проводится SWOT-анализ

1.1. Общая характеристика спортивной дипломатии Российской Федерации

Для того чтобы рассмотреть тему спортивной дипломатии России, необходимо, в первую очередь, раскрыть понятие «спортивной дипломатии». Для начала необходимо сказать о том, что спортивная дипломатия – это такой специфический подвид деятельности в сфере дипломатии, где спорт может выступать в качестве самостоятельного или вспомогательного политического инструмента. И данный инструмент своей целью имеет решение актуальных существующих задач, которые в настоящем времени имеются в области внешней политики. Например, к числу таких задач можно отнести установление дипломатических отношений между странами, чтобы иметь возможность оказывать политическое давление на правительство другой страны, демонстрировать некоторые цели в области внешней политики, намерения и интересы .

Спортивная дипломатия – это неотъемлемая часть культурной и публичной дипломатии. Проведение международных спортивных состязаний одной из своих задач видит улучшение взаимопонимания, демонстрацию единства устремления народов разных континентов и стран. Спортсмены с достойным уровнем подготовки, их стремлением к победному результату, умением не только побеждать, но и с достоинством проигрывать – все это служит на повышение имиджа страны, и, таким образом, спортсмены свой вклад вносят в формирование положительного образа собственной страны.

Если речь идет о различных нормативных документах или актах, которые являются руководством для Российской Федерации в рамках спортивной дипломатии в современном мире, то здесь в первую очередь необходимо отметить те, которые были приняты в международном сообществе.

Разрабатывать данный вопрос необходимо с изучения официальных документов ООН, которые имеют непосредственное отношения к спорту. Но среди различных точек зрения, которые касаются функционирования спортивной дипломатии, одним из наиболее важных можно отнести Резолюцию, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН, «Соблюдение олимпийского перемирия».

Данная Резолюция предусматривает регенерацию традиции, которая идет еще с Древней Греции, о том, что во время проведения Игр должны быть прекращены любые военные конфликты. ООН признает тот огромный вклад, который в данную сферу вносит Международный Олимпийский комитет в вопросах установления мира и стабильности на планете. И данная точка зрения для Олимпийского комитета базируется на данном документе в надежде, что такая мера способна помочь, и в дальнейшем работа в данной сфере будут более продуктивной.

И перед началом любых Олимпийских Игр Организация по традиции должна принять эту Резолюцию, хотя этот процесс в настоящее время является скорее символическим жестом, и Резолюция направлена на то, чтобы на время проведения Игр были прекращены любые вооруженные конфликты.

Таким образом, Олимпийское перемирие продвигала и продолжает продвигать идею о том, что в рамках Резолюции Генеральной Ассамблее ООН необходимо следовать программе «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» . Но здесь нельзя обойти тот факт, что документ не содержит предусмотренных задач, которые будут направлены на достижение Олимпийского перемирия. Данная Резолюция есть всего лишь призыв для государств к активному сотрудничеству в рамках Олимпийских идеалов.

Еще одну важную роль для понимания места спорта в деле реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации занимает Проект государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта», который был принят в 2014 году .

Но помимо этого, в тех тезисах, которые затрагивают внешнюю культурную политику, речь идет о том, что в значительной мере спорт, являясь составной частью и инструментом политического взаимодействия, оказывает влияние на формирования положительной, позитивной атмосферы в деле налаживания контактов между различными государствами: «Важным средством взаимопонимания, выражения доброй воли и укрепления отношений между людьми и народами должны рассматриваться связи в сфере физической культуры и спорта. Контакты по линии спортивных федераций, обществ, клубов путем обмена спортивными делегациями, тренерами и специалистами, а также посредством участия спортсменов и команд в международных спортивных состязаниях создают благоприятный климат для межгосударственного взаимодействия» .

Идея о том, что спорт можно рассматривать как инструмент «мягкой силы», свое собственное выражение находит в Стратегии развития физической культуры и спорта Российский Федерации до 2020 года .

Данный документ был принят в 2009 году, но его направленность носит исключительно характер внутреннего характера. В нем закрепляются положения, своей направленностью имеющие усиление национальных сборных команд других государств. Также в нем указано то, что существует необходимость усилить сборную команду Российской Федерации на этом фоне. Но помимо прочего в данном документе есть указание на то, что необходимо установить цели на победу спортивной российской команды в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года, проводившейся в Казани. И в этом случае необходимо отметить, что поставленные цели и задачи были достигнуты.

В настоящий момент роль «мягкой силы» на внешнеполитической арене для нашей страны, огромной и многонациональной, переоценить достаточно сложно. В условиях современного общества нельзя построить нормальные отношения с другими странами посредством оружия и угроз насилия. Так невозможно создать положительный имидж на международной арене, а между тем необходимо формировать такой имидж, который стал бы примером для других стран, и перед Россией в настоящий момент стоит именно такая задача, которая на сегодняшний день является достаточно актуальной. И здесь на помощь приходят как раз то, что сейчас можно использовать политику «спортивной дипломатии», или так называемой «мягкой силы». Для России это именно та возможность, в которой государство может использовать собственные ресурсы влияния на мировые политические процессы, которые в глобальном мире могут стать одними из наиболее действенных.

В настоящее время спортивная дипломатия РФ имеет достаточно большой потенциал, но все же при этом необходимо отметить, что она находится еще на стадии своего развития. В последние годы наша страна выходит победительницей на крупных мировых спортивных соревнованиях, например, на Олимпийских играх. И в некотором роде Россия в глазах общественности становится лидером не только внутри, но и за рубежом. Таким образом, достаточно большое количество побед становится определенным показателем общей силы духа нации, а развитие информационных технологий, распространение интернета и телевидение высокого качества помогает тому, что объектом спортивной дипломатии становятся все большие группы людей.

В области спортивной дипломатии каждая страна использует различные инструменты, которые направлены на формирование положительного имиджа не только внутри, но и за пределами собственного государства, и в России данные инструменты можно разделить на две части. Первым инструментом является проведение спортивных соревнований в рамках страны, вторым инструментом – стимулирование спортсменов для их успешного выступления за рубежом.

С начала XXI века на территории Российской Федерации были проведены чемпионаты мира по борьбе (2002, 2010), художественной гимнастике (2012), водным видам спорта (2015), биатлону (2003, 2010, 2011), современному пятиборью (2011, 2016), художественной гимнастике (2010), а также чемпионаты Европы по самбо (2005, 2012), волейболу (2007), санному спорту (2015), борьбе (2006), керлингу (2011), тяжелой атлетике (2011). Так же были успешно проведены чемпионаты мира по хоккею (2016) и футболу (2018) в России.

Если подобные мероприятия проводятся достаточно успешно в собственной стране, то это, безусловно, оказывает положительное влияние на повышение ее имиджа. Это служит делу привлечения туристов и дает возможность ближе знакомится с культурой нашей страны и ее ценностями. И это значит, что со временем в отношениях с гражданами других стран можно выработать за счет этих средств определенную лояльность.

Когда происходит организация настолько масштабных мероприятий, то это требует затраты колоссальных человеческий ресурсов и материальных средств. По официальным данным около 214 миллиардов рублей было выделено на подготовку и проведение Олимпийский игр в Сочи, а неофициальным данным эта цифра намного выше. В результате заработано около 85,4 миллиарда рублей .

И значит, можно говорить о том, что прибыль, полученная от данного мероприятия, покрыть затраты на его проведение не смогла. Но государство на этот шаг шло вполне осознано, так как здесь достигались другие цели – цели из области спортивной дипломатии.

Существует еще один аспект, подготовка спортсменов, и здесь стоит сказать о том, что Российская Федерация тратит значительные средства на данное направление. В соответствии с аналитической справкой о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в 2014 году, для создания современных условий на подготовку спортсменов было потрачено 69 700 189 тыс. рублей .

В Соединенных Штатах складывается другая ситуация, большая часть нагрузки в области подготовки спортсменов, ложится на спонсоров, в России спонсирует подготовку спортсменов государство.

Существует еще одно направление, в котором можно применять инструментарий спортивной дипломатии в контексте теории «мягкой силы». Это использование личностных образов известных спортсменов для того, чтобы вне спортивных мероприятий преподносить необходимые идеи и идеалы. Для России такой опыт в новинку, и поэтому еще не слишком распространен и популярен. Именно поэтому в данном вопросе стоит обратить свое внимание на уже созданные системы, которые успешно функционируют в Соединенных Штатах.

В Соединенных Штатах Америки осуществляет свою деятельность Бюро образовательных и культурных дел американского Госдепартамента, в котором помимо прочего действует институт «спортивных посланников». Участники данного института могут принимать участие в зарубежных программах, целью которых является работа с молодежью. И в некотором смысле такого рода первым «спортивным посланником» была олимпийская чемпионка-фигуристка Мишель Кван. Помимо пропаганды здорового образа жизни и спорта в ее цели входило донесение идеи культуры американского народа до населения зарубежных стран.

Данный опыт также может широко использоваться и в России. В нашей стране огромное количество знаменитых спортсменов, таких как Елена Исинбаева, Мария Шарапова, Алексей Ягудин, которые владеют внушительным авторитетом по всему земному шару и могут продвигать российскую культуру за ее пределами. Стоит отметить и тот момент, что в Соединенных Штатах деятельность Бюро в области спорта достаточно широка, и контакты России и США в рамках данной деятельности склонны расширяться, несмотря на довольно сложные двусторонние отношения. Двусторонние обмены атлетами по различным видам спорта, которые организуются Бюро, безусловно, делают ощутимый вклад в становление взаимопонимания между народами, продвижение национальных языков и культуры .

Помимо этого, стоит отметить и тот факт, что спортивная дипломатия в качестве инструмента «мягкой силы» имеет довольно большой потенциал. Не секрет, что в нашем государстве уже давно осознано идет построение грамотной публичной и спортивной дипломатии во всех сферах общества. В своем арсенале Россия имеет мощную национальную команду, в которой собраны патриоты своей страны, который достойно могут представить родину и за ее пределами.

В будущем Россия должна направить свои усилия на реализацию ряда крупных проектов, и если подготовка и организация данных событий пройдет успешно, то это может стать серьезным вкладом в улучшения образа и рейтинга страны. Если не смотреть на другие стороны публичной дипломатии (имеется в виду внешняя политика и экономика), то российский спорт всегда имел высокий уровень успешности на международной арене, и в частности, благодаря успешному советскому прошлому, которое представляет собой богатое наследие и предоставляет определенный опыт, который необходимо принимать во внимание в процессе реализации спортивной дипломатии.

Если говорить в целом о проблемах российского спорта, которые предстоит решить в ближайшей перспективе, то они, безусловно, не могут быть ограничены только проблемами экологии. И одной из них является отсутствие квалифицированных специалистов в спорте, которые могут отстоять интересы наших спортсменов на международном уровне.

Разделение спорта на массовый и элитарный влечет за собой утрату интереса к целому ряду видов спорта. Снизилась роль государства в делах управления спортом, сокращается ответственность государства в области развития спорта, сокращается финансирование – все это относится к числу актуальных проблем, которые стоят в данный момент перед российским спортом. Также довольно плохо развита инфраструктура, нет качественных площадок для тренировок, и многим спортсменам приходится готовиться к соревнованиям за рубежом.

Но, тем не менее, в настоящее время спорт в Российской Федерации находится на стадии подъема. Об этом можно говорить, глядя на успехи наших спортсменов на крупнейших мировых первенствах. И таким образом, можно говорить о том, что неофициальные переговоры посредством крупных спортивных соревнований – это наиболее эффективный способ, чтобы достигнуть те или иные цели дипломатии. Отсутствие телекамер и представителей различных СМИ, а также большого количества наблюдателей и официального протокола, безусловно, делают их более доверительными и откровенными.

В нынешнем веке в России активно начинает использоваться потенциал таких событий, как Олимпийские игры и чемпионаты мира по различным видам спорта. Когда такие соревнования посещают высокопоставленные члены правительства, то это носит достаточно продуктивный характер и приводит к тому, что если даже не достигнут компромисс по наиболее острым вопросам, то, в крайнем случае, происходит по меньшей мере формирование и сближение позиций сторон.

1.2. Общая характеристика спортивной дипломатии Соединенных Штатов Америки

Спорт, как и дипломатию, можно назвать своеобразной моделью мира и жизни общества. По мнению исследователей, у них есть много общего. И самое главное состоит в том, что функционируют эти обе сферы на основе международных документов, в них нет дискриминации по любому признаку, допускается соперничество, противодействие и внедрение негативных санкций. Кроме того, дипломатия и спорт являются публичными видами деятельности, но спорт преимущественно является еще и медийной картинкой современности.

И у спорта, и у дипломатии существует собственная национальная идентичность. Выдающиеся дипломаты и спортсмены – это имидж, бренд государства. Легендарные личности, авторитетные, они представляют собой определенную социальную касту, где не может быть «бывших» олимпийских чемпионов, полномочных и чрезвычайных послов. Многие из них были и остаются национальными героями в собственных странах, а спорт уже стал некой национальной идеей.

Если говорить об американской дипломатии, то данная тема заняла бы много страниц, хотя считается относительно молодым явлением: дипломатии Америки всего полтора ста лет. В ней можно найти отпечаток дипломатии английской, а собственное лицо американская дипломатия стала приобретать только накануне Первой Мировой войны, окончательное ее формирование произошло только в ходе Второй Мировой войны и уже после нее.

Один из английских исследователей сказал, что «американские дипломаты стремятся создать представление об их дружественном отношение к другим странам, но они обязаны выиграть в соревновании с ними».

О том, что собой представляет американская дипломатия и американские дипломаты, можно судить по системе обучения молодых американских дипломатов в Вашингтоне. Американцы опираются на постулат ученого Э. Плишке, который говорил о том, что «настоящее искусство дипломатической работы заключается в том, чтобы соединять старое с новым. И это будет лучшим средством для получения более эффективных результатов».

И здесь на первое место в «технике дипломатической работы» американцы ставят доверительные контакты, конфиденциальные встречи и работу с так называемой правящей элитой государства пребывания. То есть упор делается на тех, кто действительно в курсе состояния дел в стране, ее внешней политики, кому оказывают доверие лидеры страны (и это вовсе не обязательно могут быть министры, в качестве таких лиц могут выступать руководители департаментов, их заместители, то есть, кто может принимать решения). И, как правило, американцам легче наладить контакт, чем англичанам, так как они могут не соблюдать особые правила этикета.

Возросшее значение спортивной дипломатии в сфере современных отношений между странами можно увидеть по тому, что страны и города между собой ведут борьбу за право проведения олимпийских игр, чемпионатов мира по футболу и различных других мировых спортивных первенств. Данные социологических исследований говорят о том, что в последнее время именно спорт занимает первое место среди факторов, которые оказывают наиболее существенное влияние на процесс формирования положительного имиджа страны. Именно поэтому настолько остро в последнее время происходит борьба между городами и странами за право принимать у себя крупные международные первенства.

Наиболее последовательно к сфере спортивной дипломатии обращаются американские политики и исследователи. Такой интерес к вопросам спорта во внешней политики в Соединенных Штатах не может быть случайным. В Америки спорт занимает одну из ведущих ролей не только в жизни общества, но и во внешней политике страны. США имеет богатейший опыт в плане использования спорта во внешнеполитических процессах государства для формирования положительного и позитивного образа страны для зарубежной аудитории. В частности, вопросам спортивной дипломатии особое внимание уделяется в работе Бюро Образовательных и Культурных Дел (ECA) американского Госдепартамента .

Бюро Образовательных и Культурных Дел обозначило определенные формы осуществления проектов спортивной дипломатии, к ним относятся непосредственно спортивные соревнования, организация учебных программ, работа с молодежью из других стран, организация своеобразных спортивных мастер-классов. В состав Бюро Образовательных и Культурных Дел Государственного Департамента Соединенных Штатов входят высоко квалифицированные и подготовленные сотрудники, которые на практике занимаются реализацией принципов спортивной дипломатии.

Так, в функции «спортивных посланников» входит осуществление взаимодействия с национальными спортивными лигами и американским Олимпийским Комитетом, тренерами и спортсменами. Они являются «послами спорта», принимают участие в зарубежных программах, направленных на работу с молодежью при посещении школ, а также работают с людьми с ограниченными возможностями.

Представителями ещё одной категории сотрудников Бюро Образовательных и Культурных Дел являются «любителями спорта». Это представители Соединенных Штатов за рубежом, которые имеют тесные контакты с посольствами в США и занимаются вопросами пропаганды спорта для самой широкой аудитории. В их компетенцию входит решать вопросы спортивного менеджмента, организовывать спортивные состязания, вести техническое сопровождение соревнований, а также знакомить зарубежную аудиторию с организацией физической культуры и спорта в США.

В задачи Бюро входит проведение различных спортивных мероприятий, среди которых можно назвать соревнования, программы, которые направлены на развитие сотрудничества между профессиональными спортсменами и любителями из разных государств, а также программы обучения. Все проекты, создаваемые Бюро, своей направленностью имеют развитие широкого гуманитарного диалога, который может поспособствовать знакомству спортсменов и любителей с образом жизни, традициях и культуре в Соединенных Штатах. Американская молодежь, в свою очередь, в рамках таких проектов, знакомится с жизнью других стран.

В деятельности организации большое внимание уделено вопросам вовлечения в спортивные программы и мероприятия молодежи в возрасте от 7 до 17 лет, людей с ограниченными возможностями, а также Бюро решает вопрос о донесении информации о здоровом образе жизни через спорт .

Если рассматривать спортивную дипломатию в качестве важной части политической культуры современной Америки, то повышенный интересен замечен к тем видам спорта, которые получили особое распространение и популярность в Америке: бейсбол, волейбол, регби и др. Таким образом, можно говорить о том, что через спортивные соревнования другие страны знакомятся с американским образом жизни, американскими традициями и культурой.

География деятельности организации достаточно обширна. В нее входят страны всех регионов мира, при этом список стран, которые являются наиболее важными стратегическими партнерами, ежегодно обсуждается и утверждается на официальных рабочих встречах организации. В спортивной дипломатии большое внимание придается решению гуманитарных проблем современного мира, таким как борьба со СПИДом, ВИЧ, наркотиками, толерантностью и расизмом.

В сфере спортивной дипломатии в США можно назвать такие отличительные черты, как разнообразие, и это может послужить ярким, убедительным примером, когда спорт используется в политических целях на уровне государства. Свое институциональное закрепление спортивная дипломатия в США получила, и может рассматриваться в качестве образца эффективной и продуманной работы, целью которое является развитие широкого гуманитарного диалога, а также как инструмент для продвижения собственных интересов государства. И для этого используется как раз огромный потенциал спорта и спортивного сотрудничества. Потенциал спорта настолько значителен, что спортивная дипломатия способна решить множество задач мирового сообщества, привлекая к обсуждению острых проблем широкую общественность.

1.3 SWOT-анализ спортивной дипломатии США и Российской Федерации

Основная цель SWOT-анализа – исследование сильных и уязвимых сторон изучаемого вопроса. Должен быть проведен анализ потенциальных угроз от факторов извне, поиск и определение предположительных путей развития. Кроме того, анализ помогает установить связи между данными составляющими.

Путем проведения SWOT-анализа изучены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы спортивной дипломатии Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Внутренние факторы

Сильные стороны Слабые стороны

1) Количество населения позволяет отобрать лучших спортсменов для достижения целей спортивной дипломатии;

2) Мотивация спортсменов для достижения высоких целей в спорте;

3) Спортивное наследие СССР (тренерский штаб, опыт, чувство высоких достижений минувших лет);

4) Сильная материально-техническая база в региональных центрах;

5) Личностные образы известных спортсменов-представителей России. 1) Выделение средств за счет государственного бюджета вместо спонсорства;

2) Развитие спортивной дипломатии в целом на недостаточно высоком уровне;

3) Отсутствие системного характера спортивной дипломатии;

4) Отсутствие грамотной координации в работе по организации спортивной дипломатии;

5) Наличие высокого уровня тренировочных баз только в центральных регионах страны.

Внешние факторы

Возможности Угрозы

1) Выделение большого количества средств на развитие спорта;

2) Проведение спортивных соревнований мирового масштаба;

3) Воспитание конкурентоспособных спортсменов;

4) Подготовка к соревнованиям, которые относятся к разным группам (зимние/летние виды спорта, водные, горные, индивидуальные, командные). 1) Снижение рейтинга России в связи с событиями на международной арене;

2) Санкции;

3) Кадровая проблема – отсутствие образования в области высшего менеджмента и управления спортивными организациями и спортивными объектами;

4) Доступность спорта высоких достижений

Путем проведения SWOT-анализа изучены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы спортивной дипломатии США (табл. 2).

Таблица 2

Внутренние факторы

Сильные стороны Слабые стороны

1) Выделение средств на развитие спорта как за счет государства, так и за счет спонсорства;

2) Мотивация для достижения высоких результатов с целью мирового признания;

3) Большое количество различного рода спортивных организаций;

4) Сильная материально-техническая база;

5) Поддержка со стороны правительства.

1) Навязывание нераспространенных видов спорта в Евразии (бейсбол, американский футбол);

2) Представители США не участвуют в соревнованиях на европейской арене;

Внешние факторы

Возможности Угрозы

1) Выделение большого количества средств на развитие спорта за счет спонсорства;

2) Проведение спортивных соревнований мирового масштаба;

3) Пропаганда здорового образа жизни и его восприятие значительной частью граждан;

4) Наличие благотворительных спортивных организаций по всему миру;

5) Предоставление открытого, бесплатного спортивного развития не только внутри страны, а и за ее пределами. 1) Напряженные отношения с РФ

Таким образом, на основе SWOT-анализа спортивной дипломатии Российской Федерации и США можно сделать следующие выводы:

1) Спортивная дипломатия для России является относительно новым и малоизученным явлением и опыт ее реализации не настолько значителен, как у США;

2) Финансирование, направленное на создание условий для развития спорта в целом осуществляется: в США – в основном за счет спонсорства, в России – за счет государственного бюджета;

3) В США существует развитая структурированная система, состоящая из различных организаций, которая полной мерой обеспечивает достижение целей спортивной дипломатии. В России так же существует большое количество спортивных организаций, однако есть проблема с грамотной координацией в работе по организации спортивной дипломатии;

4) США не принимает участия в европейских спортивных соревнованиях в отличии от России. В таком случае цели «спортивной дипломатии» на время проведения таких соревнований не могут полной мерой поспособствовать в пользу США на политической арене.

Заключение

Проведенный анализ предполагает следующие выводы:

1. Спортивной дипломатией называется ряд формальных и неформальных действий государства, его дипломатических представительств, спортивных представителей спортсменов и тренеров с целью улучшения внешней политики при помощи «мягкой силы», то есть через спорт и спортивные соревнования.

Можно в заключении подвести итог и назвать основные формы спортивной дипломатии, к которым относятся:

1) Дипломатия спортивных соревнований;

2) Дипломатия спортивных организаций;

3) Спорт как средство достижения внешнеполитических целей

Помимо этого, можно назвать и важнейшие цели спортивной дипломатии, как части международных отношений:

1) расширение международных культурных контактов, знакомство с другими культурами;

2) укрепление отношений между государствами;

3) снижение межгосударственной, межэтнической напряженности, сглаживание конфликтов;

4) формирование положительного образа государства.

2. В настоящий момент спортивная дипломатия Российской Федерации даже при условии большого потенциала все еще находится на стадии развития. В последнее время Россия становилась победительницей на крупнейших международных соревнованиях, и это способствовало тому, что страна становится лидером в глазах не только собственного народа, но и населения зарубежных стран.

Таким образом, большое количество побед – это своего рода показатель общей силы духа нации, а при условии развития информационных технологий, интернета и высококачественного телевидения все большие группы людей становятся объектами спортивной дипломатии.

3. В Соединенных Штатах Америки в общественной жизни и во внешнеполитической деятельности роль спорта традиционно велика. Соединенные Штаты накопили достаточно большой опыт в сфере использования спорта во внешней политике государства для того, чтобы формировать позитивный образ страны за рубежом. В частности, особое внимание вопросам спортивной дипломатии уделяет Бюро Образовательных и Культурных Дел. В США спортивная дипломатия получила собственное институционное закрепление и рассматривается она в качестве образца достаточно продуманной и эффективной работы, целью которой является развитие широкого диалога и продвижение своих собственных государственных интересов, используя в качестве инструмента огромный потенциал спорта и спортивного сотрудничества.

4. После того, как в работе был проведен сравнительный анализ спортивной дипломатии США и России с применением матрицы SWOT, можно выявить следующие отличия:

- для России спортивная дипломатия является достаточно новым и еще малоизученным явлением, а опыт реализации данного направления значительно мал;

- финансирование, которое направлено на создание условий для развития спорта в США достигается за счет спонсоров, в России – это исчисление государственного движения;

- в Соединенных Штатах уже давно развита структурированная система, которая состоит из различных государственных спортивных организаций, и в полной мере обеспечивает достижение целей спортивной дипломатии. В России также есть множество организаций, но здесь существует проблема с грамотной координаций в работе организаций;

- США не принимает участия в европейских спортивных соревнованиях в отличии от России. В таком случае цели «спортивной дипломатии» на время проведения таких соревнований не могут полной мерой поспособствовать в пользу США на политической арене.

Список литературы

1. Аналитическая справка о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в 2014 году // Официальный сайт Министерства спорта РФ URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26377 7.02.2016

2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений, - СПб, 2011. - С.8, 93.

3. Владимир Путин дал интервью Первому каналу// Российская газета. – 2013. – 4 сентября. URL:http://www.rg.ru/2013/09/04/intervue.html 10.02.2016

4. Зонова Т. Язык спорта универсален, как язык музыки / Т. Зонова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document226106.phtml

5. Международный олимпийский комитет как актор гуманитарного сотрудничества [Електронний ресурс] Режим доступу: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2011_8-1_09.pdf

6. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» . URL: http://vkbs.su/upload/iblock/66f/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rf.pdf 18.03.2016

7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» (A/RES/66/5) от 08 декабря 2011 г. URL:http://daccess-ods.un.org/TMP/2628395.html 11.01.2016

8. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН «Соблюдение олимпийского перемирия» (A/RES/48/11) от 2 ноября 1993 г. URL: http://www.un.org/russian/events/olympictruce/resolutions.shtml 11.01.2016

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года. URL:http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf 7.02.2016

10. Счетная палата подсчитала доходы и расходы Олимпиады в Сочи // РБК URL:http://www.rbc.ru/economics/10/04/2015/5527dc9b9a79474638bba371 10.02.2016

11. Тезисы “Внешняя культурная политика России — год 2000” //Дипломатический вестник. – 2000. - № 4 (апрель). – С. 76-84. URL:http://archive.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/2b52bc67d48fb95643257e4500435ef7/34a292cf58dfdb34c32568dc002d5940 7.02.2016

12. IRIS - Institut de Relations Internationales et Stratégiques [Електронний ресурс] Режим доступу: /http://www.iris-france.org/chercheurs/pimverschuuren/

13. Sports Diplomacy, Wikia. URL: http://publicdiplomacy.wikia.com/wiki/Sports_Diplomacy.

14. Sports Diplomacy. Bureau of Educational and Cultural Affairs. URL:http://eca.state.gov/programs-initiatives/sports-diplomacy 04.04.2016

15. SportsUnited – International Sports Programming Initiative, US Department of State. URL: http://exchanges.state.gov/intlathletics/sports_united.htm

16. Willard J. The Pentagon and Public Diplomacy: In Flux / J. Willard. – Fletcher School Public Diplomacy Seminar, Tufts University, Harvard Kennedy School of Government, 2008.  

Комментариев пока нет