Есть мнение

Сравнительный анализ моделей социального государства на примере Швеции и Финляндии:актуальность темы

29 октября 2016

При прохождении практически любой дисциплины, каким-либо образом связанной с политологией, студенты нередко сталкиваются с таким понятием, как «социальное государство». Это особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан с помощью активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Помимо этого, концепция социального государства нередко приравнивается к категории «государства всеобщего благосостояния».

На данном историческом этапе воплощение идеи «государства всеобщего благосостояния» в наибольшей мере реализовано в странах Северной Европы. Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства. Принято также говорить об «шведском чуде», что показывает значительность данной трансформации как для самого государства, так и для всего мира. Тем не менее, совместно с Данией, Исландией и Норвегией Швецию и Финляндию нередко рассматривают как одно целое в контексте реализации социальной политики.

Как известно, Финляндия находилась под властью Швеции с XII по XIX века, что не могло не наложить определённый отпечаток на все сферы жизнедеятельности финляндского общества. Но отношения между Финляндией и Швецией всё-таки остаются особенными. В процессе исторического развития эти страны в различной степени взаимодействовали друг с другом, изменяли властные отношения друг между другом.

Несмотря на большое количество схожих черт, Швеция и Финляндия различаются и в проведении социальной политики. Так, например, из-за общей границы с Российской Федерацией Финляндии, в отличие от Швеции, необходимо уделять гораздо больше внимания российским приезжим и/или иммигрантам. Это и многие другие различия обуславливаются историческим развитием каждой из стран и поэтому требуют более чёткого разделения и пояснения.

Конечно, невозможно пройти стороной и процесс становления социального государства в России. Несмотря на то, что в Конституции РФ чётко прописано, что наша страна является социальным государством, на практике всё не так безоблачно, а достижение уровня скандинавских стран даже в долгосрочной перспективе кажется невозможным. Поэтому очень интересным является пристальное изучение особенностей становления российского социального государства с возможностью применения методов, задействованных в социальной политике той же Финляндии.

Таким образом, несмотря на относительно большое количество работ касательно концепции и моделей социального государства, сравнение таких, на первый взгляд, идентичных стран, как Финляндия и Швеция, а также изучение реализации этой концепции в России представляет обширный научный интерес. 

Комментариев пока нет