Есть мнение

Специфика бюджетного финансирования средств массовой информации органами государственной власти на уровне субъекта Российской федерации

29 октября 2016

В настоящее время невозможно представить себе и дня без какой-либо информации. Каждое утро начинается с новостей, которые мы узнаем через средства массовой информации. Они влияют на создание нашей картины мира, наше доверие тем, кто нами управляет. В связи с этим, открытость деятельности органов государственной власти является одним из условий стабильности в стране и процветания демократического общества.

Нормативно-правовая база в этой области сформирована такими актами, как федеральные законы «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".

Так же согласно статье 7 Федерального закона «О средствах массовой информации» учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Помимо федеральных законов, существуют нормативно-правовые акты субъектов Российской федерации. Например, в Алтайском крае в 2004 году был принят закон «Об экономической поддержке средств массовой информации». Во многих субъектах Российской Федерации действуют законы о государственной поддержке средств массовой информации.

Основная часть расходов на культуру и на СМИ финансируется из бюджетов субъектов и местных административно-территориальных образований Российской Федерации. В связи с этим финансирование средств массовой информации региона напрямую зависит от доходности бюджета, эффективного управления в сфере экономики субъекта.

Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и то, что большинство субъектов являются дотационными, становится ясно, что процесс развития региональных государственных средств массовой информации неравномерен.

Например, в Свердловской области – одному из немногих регионов, которому бюджетом 2014–16 годов не предусмотрены в 2015 и 2016 дотации – действует «свердловское областное телевидение» ((ОТВ), вещает без федеральных сетевых партнёров и имеет самый большой охват вещания – свыше 90% населения области) и печатная «Областная газета» (тираж — более 77 000 экз., с 2004 года — постоянный лауреат премии «Тираж года», самое крупное ежедневное официальное печатное издание в Свердловской области). Оба СМИ обладают качественными интернет-порталами.  При этом в бюджете Свердловской области на 2015 год на сферу культуры (СМИ входят именно в эту часть бюджета) отведено 1,75 % всего бюджета, то есть 2,8 млрд. рублей.

В Магаданской области (в федеральном бюджете предусмотрен размер дотации на 1 жителя - 48 003), например, согласно бюджету, на средства массовой информации отведено лишь 95,94 млн. рублей, по сравнению с прошлым годом сумма сократилась на 66,6%.  Это 79-ый показатель среди субъектов нашей страны. При этом «Магаданская правда» выходит по вторникам 16-полосным выпуском (тираж до 20 тыс. экз.) и по пятницам 32-полосным выпуском (тираж до 10 тыс. экз.). Разница со свердловской «Областной газетой» очевидна.

Финансирование средств массовой информации во многом определяет состояние и качество исполнения. По моему мнению, качественные региональные и местные издания могут повлиять на развитие гражданского общества, инициативы со стороны населения. Вопрос только в том, нужен ли власти диалог с нами, обывателями.

Комментарии 2

<p>
Наталья Игоревна, добрый день. Мы с Вами говорили на занятиях, что означает слово "специфика". А Вы просто привели набор фактов. Нужен же текст с четкой структурой, увы, но Вы задание не выполнили. Без оценки.
</p>
<p>
Наталья Игоревна, добрый день. Мы с Вами говорили на занятиях, что означает слово "специфика". А Вы просто привели набор фактов. Нужен же текст с четкой структурой, увы, но Вы задание не выполнили. Без оценки.
</p>