Главная тема Новости

Создание «опорных» вузов в России: причина, цель и технология, участники и их количество

29 октября 2016

В последнее время в СМИ можно встретить сообщения о появлении в разных регионах страны т.н. «опорных» вузов. Поскольку тема образования всегда была близка нашему журналу, мы решили выяснить, что это за очередное нововведение.

Оказалось, что реформа образования, предполагающая активное объединение российских вузов, была разработана Минобрнауки еще около десяти лет назад (без указания точных сроков). Смысл реформы и ее нового этапа, а именно создания опорных университетов, глава ведомства Дмитрий Ливанов и профессор бизнес-школы «Сколково» Андрей Волков объяснили в статье, опубликованной в «Ведомостях» в марте 2015 года. В ней авторы назвали формирование и развитие опорных региональных университетов, создаваемых путем объединения узкопрофильных вузов и НИИ, «главной структурной задачей образовательной политики ближайшего десятилетия», и отметили, что «кроме небольшой группы университетов, способных конкурировать за высокие позиции в мировых рейтингах, должна сложиться группа из 100–120 распределенных по всей стране вузов, которые смогут выполнить роль концентраторов образования, инноваций и исследований».

Далее, 29 июня Минобрнауки РФ объявило о планах озвучить программу объединения вузов в регионах в «опорные» с выделением их финансирования до 2020 года в размере 200 млн руб. ежегодно. «В ближайшее время, в течение месяца или двух, мы объявим о начале программы формирования так называемых региональных опорных вузов, которые будут возникать путем объединения высших учебных заведений», - сообщил на заседании Российского союза ректоров Дмитрий Ливанов. По его словам, сливаться смогут как подведомственные Минобрнауки вузы, так и учебные заведения Минздрава, Минкультуры и других ведомств. «Фактически, уже два – два с половиной десятка обращений от ученых советов региональных вузов у нас есть, предлагающих нам объединение. Мы будем стимулировать эти объединения, поддерживать их организационно, финансово, считаем это важным», - подчеркнул тогда министр.

Причиной инициативы, по пояснениям Минобрнауки, послужило изменение демографической ситуации: выпускников 11-х классов школ с каждым годом становится все меньше, и вузы с небольшим набором не могут обеспечить себя контингентом студентов.

Дмитрий Ливанов еще раз обратил внимание ректоров, что нововведение станет вторым этапом «программы консолидации высшего образования в регионах, которая была начата формированием федеральных университетов», и особо отметил, что объединение будет добровольным: ученые советы вузов сами должны принять решение об объединении и направить его в Минобрнауки. Другими словами, целевого плана по созданию опорных университетов нет.

Позже, 1 июля замглавы Минобрнауки Александр Климов, курирующий вопросы высшего образования, пояснил журналистам, что опорные вузы планируется создать в каждом из регионов страны, однако их число назвать затруднился, пояснив, что программа пока разрабатывается, и ее детали будут известны к 2016 году.

Но уже в августе Климов продолжил развивать идею и заявил о том, что в России будет создано до 150 опорных университетов. «И это будут вузы, которые готовят реальных специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей экономики», - озвучил цель реформирования замминистра на селекторном совещании в центральном штабе «Единой России», посвященном развитию системы образования в регионах.

И, наконец, 16 октября Дмитрий Ливанов подписал приказ о проведении конкурса для вузов, которые хотят объединиться в опорные университеты и получить дополнительное финансирование. На участие в нем не могут претендовать вузы трех категорий: 10 российских федеральных университетов, образовательные организации, участвующие в проекте «5-100» (5 наших университетов должны попасть в первую сотню в мировых рейтингах университетов), уже предполагающем дополнительное финансирование, а также вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

На сайте ГАРАНТ.РУ можно найти технологию проведения конкурса. Заявка на участие в нем, помимо прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающей пути достижения ряда целевых показателей и поддержанный администрацией субъекта РФ, в котором расположен вуз. В частности, реализация программы должна быть направлена на достижение следующих значений целевых показателей к концу 2020 года:

общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, – не менее 10 тыс. студентов;

доходы вуза из всех источников – не менее 2 млрд руб.;

реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;

удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования – не менее 20%;

объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника – не менее 150 тыс. руб.;

число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20.

При оценке заявок будут учитываться соответствие требованиям к участнику (35 баллов), объем заявленного софинансирования (15 баллов) и качество проекта программы развития опорного университета (50 баллов).

Отбором заявок и проверкой их содержания на соответствие условиям конкурса займется специальная конкурсная комиссия при Минобрнауки. А вот для определения претендентов на победу, установления размера субсидий каждому из победителей, а также проведения экспертной оценки представленных программ развития опорных университетов будет создан экспертный совет. В него войдут представители ассоциаций работодателей, региональных органов власти, а также профессионального образовательного сообщества.

Прием заявок продлится с 20 октября до 18 декабря текущего года, итоги будут подведены 1 февраля 2016 года. При этом в случае победы в конкурсе вуз будет обязан в течение трех месяцев разработать и представить в Минобрнауки программу развития опорного университета сроком на пять лет.

С первого взгляда все кажется четким и понятным: причина, цель, принцип и технология создания «опорников» (как их уже стали называть в СМИ), участники процесса и их количество, но почему-то у нас возникли вопросы.

Что касается причины, то с демографией как объективным явлением трудно спорить, а вот о добровольности как заявленном принципе создания опорных вузов стоит задуматься. Ведь деньги из бюджета будут выделяться федеральным и опорным университетам, неприсоединившимся останется надеяться только на самообеспечение. Более того, последние будут готовить только бакалавров, а не магистрантов, в них не будет диссертационных советов, а следовательно, аспирантуры, докторантуры, квот на иностранных студентов, дополнительного финансирования. И это на фоне того, что со следующего года во всех вузах вводится подушевое финансирование. Кто же добровольно откажется от благ?

Много вопросов возникает и по поводу технологии принятия решения об участии в конкурсе. Во-первых, как можно представить столь конкретную программу развития будущего вуза, учитывающую обязательные многоаспектные показатели (пусть только в стадии проекта) при подаче документов на участие в конкурсе? И вообще есть ли в этом необходимость на этом этапе, ведь можно и не стать участником.

Во-вторых, не находите ли вы, уважаемые читатели, что встает вполне логичный вопрос о высокой коррупциогенности участия в экспертном совете представителей ассоциаций работодателей, региональных органов власти.

Много вопросов возникает и к составу участников. Первый. Куда в последнем варианте эксперимента делись профильные НИИ, которые были заявлены в статье министра образования и сколковского профессора как его участники?

Второй. Цитируем г-на Ливанова: «Это вузы (опорные – прим. автора), которые будут возникать путем объединения однопрофильных лучших учебных заведений по модели создания федеральных университетов». Вопрос: «Являются ли «однопрофильными» Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), готовящий специалистов для нефтегазового комплекса и Уфимский государственный университет экономики и сервиса (УГУЭС), специализацией которого является подготовка работников сферы обслуживания?». Информация об их объединении в опорный появилась в октябре. И хотя директор рекламно-информационного центра УГНТУ Тимур Габбасов заявил по этому поводу, что «многие специальности наших вузов являются сродственными (какой-то новый термин? – прим. автора)», вопросы все-таки остаются.

Третий. По правилам проведения конкурса среди его участников не должно быть вузов из двух столиц. А как же быть с заявленными ранее объединениями вузов, например, Московского педагогического университета (МПГУ) и Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова (МГГУ), Московского авиационно-технического института (МАТИ) и Московского авиационного института (МАИ), Государственной классической академией им. Маймонида и Московского государственного университета дизайна и технологий (МГУДТ), Московского государственного университета тонких химических технологий (МИТХТ) и Московского государственного университета информационных технологий (МИРЭА). Или, как это часто у нас случается, правая рука не знает, что творит левая?

Далее. Объявленное чиновниками количество вновь созданных вузов изначально составляло 150, потом снизилось до 120. А вот эксперты называют другие цифры. Так, по оценке ректора Высшей школе экономики Ярослава Кузьминова, таких «опорных» вузов в России может быть создано около 80 – почти в каждом регионе, причем новая инициатива министерства может привести к уменьшению общего числа учреждений высшего образования в России на 25%. Так кого же слушать? И не в уменьшении ли количества вузов в целом «собака зарыта»?

Цели министерской задумки обсудим чуть позже, когда будем приводить мнения «за» и «против» инициативы, а пока вопрос о том, насколько можно верить словам министра российского правительства? Поясним. Буквально через несколько дней после подписания приказа о запуске конкурса на участие вузов в объединении, а именно 19 октября, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на встрече с журналистами заявил: «Моя точка зрения – не надо ничего менять, вообще уже изменений было так много в последние годы. Стоит взять паузу, и хотя бы несколько лет пожить в устойчивом режиме, не нервируя никого этими инициативами». Сказано это было по поводу другого нововведения в системе образования («плавающего» графика начала учебного года), но разве суть обещания высокопоставленного чиновника от этого меняется?

И, наконец, последний вопрос (кстати, косвенно содержащий в себе ответ на вопрос о доверии к словам министра), который хотим выразить устами (вернее, записью) пользователя интернета по имени Маргарита: «Заметьте, пагубные реформы образования продолжаются, зачем только?».

Продолжение с ответом на вопрос «зачем только?» следует.

Комментариев пока нет