Молодёжная редакция

«Современная российская политика»: опыт и пути оптимизации

13 апреля 2018

Политологическое образование многогранно: обучающимся создают возможности для максимального широкого развития как в профессиональном плане, так и в личностном. Уже будучи студентами-политологами, мы являемся частью политического ландшафта своей страны, что включает в себя потребность понимания его специфики, ключевых игроков, умения устанавливать причинно-следственные связи в динамично меняющейся обстановке.

Современная российская политика – одна из ключевых дисциплин у политологов. Но как охватить такое широкое явление? Перенджиев А.Н. разработал комплексный подход, создал четкую «путевую карту» для совместного разбора важнейших вопросов и обмена опытом и знаниями. Лекционная часть охватывала необходимые основы, которые в дальнейшем более конкретизировано разбирались на практических занятиях с учетом опыта и знания преподавателя и студентов. Особенно интересны были занятия, касающиеся российского местного самоуправления в системе органов государственной власти.

Студенты не просто изучали законодательные акты, а досконально их прорабатывали – выясняли, что стало причиной появления этого акта, кто его реализует, какую роль играет и пр. Проходил разбор не только основополагающих ФЗ, которые должен знать человек с политологическим образованием (ФЗ «О политических партиях», ФЗ «О референдуме» и пр.), но и акты, являющиеся основой функционирования государственной системы Российской Федерации. В ходе работы анализировалась роль и место различных субъектов, влияющий на политическую сферу – государственных органов, экспертного сообщества, блогеров, социальных сетей, СМИ и пр. Вкупе у обучающихся рисовалась полноценная картина происходящего. Также Перенджиев А.Н. разработал программу освоения данной дисциплины через призму выпускной квалификационной работы каждого студента. Данный, скажу нестандартный, подход позволил рассмотреть многие темы, которые не затрагивались ранее на занятиях, но в контексте дисциплины «Современная российская политика» были особо интересны и практически полезны студентам.

Резюмируя можно сказать, что разработанная Перенджиевым А.Н. программа освоения дисциплины максимально ориентирована на студентов, она позволяет комплексно охватить актуальные темы и проблематики, создает целостное впечатление о состоянии российской политики на сегодняшний день, а разнообразие заданий дает возможность проявить свои аналитические и творческие способности каждому заинтересованному студенту. Также хочу отметить механизм, который использовал преподаватель – за несоблюдения графика ответов баллы снижаются. Это позволило оптимизировать учебный процесс.

Как ни хорош был подход преподавателя, но остается главная проблема – нестабильная посещаемость студентов. Можно сделать скидку на занятость, обстоятельства и пр., но, считаю, что можно предложить несколько путей для повышения популярности данной дисциплины в глазах молодого поколения. Ведь мы, политологи в современном мире, должны быть жадными до знаний.

Чтобы дисциплина усваивалась не только в рамках учебной аудитории, считаю возможным предложить такую практику: студентам предлагается стать частью какой-либо структуры, являющейся частью современной российской политики и оказывающей на нее влияние. По ходу практики, политолог готовит теоретическую и практическую базу, которая в последствии выступит в роли проекта, освещающего проблемы и перспективы их решения касательно данной структуры. Презентация подобного проекта должна быть обязательной.

Современный мир все сильнее продвигает интерактивность. И это не только про применение мультимедиа на занятиях. Молодежь привыкла поглощать информацию именно в таком формате, значит, с аудиторией нужно общаться на ее языке. Разбор выступлений экспертов, поправки в интересующих законодательных актах, сюжеты из сериалов и кинофильмов в рамках дисциплины имеют место быть, они вносят разнообразие в учебный процесс.

Важна мотивирующая составляющая – студент, как и любой человек, хочет быть полезным и при этом формировать свой собственный образ. В данном контексте введение challenge (вызова самому себе и другим) было бы разумным и учитывало необходимость освоения дисциплины, а также потребности студентов. Все это может быть представлено в виде формата еженедельных заданий: аналитического обзора интересующего события и публикации его в социальных сетях или какого-либо издания, похода на общественное слушание, мероприятие и отчета соответственно, создание видео-интервью и др. Такой подход был бы интересен для обучающихся, вовлекал и даже позволял бы популяризировать дисциплину за рамками учебной группы. И, конечно, при выполнении challenge самых успешных нужно выделять и награждать.

Опыт изучения дисциплины «Современная российская политика» показывает, что меняющиеся интересы и запросы студентов заставляют генерировать совершенно новые подходы взаимодействия с ними, поэтому данная статья предстает очень актуальной. 

Комментариев пока нет