Молодёжная редакция

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ

28 апреля 2017

Статья публикуется по материалам научной статьи: Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Клюев А.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИЯ //Успехи современной науки и образования. – 2017. –№1. Том 1.– С.209-215. При разрешении всех авторов.

Аннотация: анализируются результаты проведённого социологического исследования среди студентов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по вопросам восприятия понятия коррупция и готовность к борьбе с ней на основе участия в общественной работе. Исследование проводилось среди 500 респондентов.

Ключевые слова: коррупция, студенты, борьба с коррупцией, социологическое исследование, общественный проект

Формирование антикоррупционного мировоззрения у студентов является важным фактором их воспитания в процессе обучения в ВУЗе. Выработка эффективных антикоррупционных мер, должна начинаться с анализа состояния уровня восприятия и понимания понятия коррупция в молодёжной среде.

Для проведения такого анализа Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства провел социологическое исследование восприятия. В опросе методом анкетирования приняли участие 500 человек, из которых 44,4% – девушки, 55,6 % – юноши (рис.1). Возраст участников анкетирования: 18 л. – 12%, 19 л. – 32%, 20 л. – 23%, 21 г. – 23%, 22 г. – 6%, 23 г. и 24 г. – по 2% . 

Для опроса были выбраны самые крупные факультеты университета: инженерно-строительный институт (200 чел.), архитектурный факультет (опрошено 100 чел.), институт экономики и менеджмента (100 респондентов) [4], автомобильно-дорожный институт (100 респондентов), рис.2. В анкете студенты могли выбирать несколько понравившихся вариантов, что позволило составить рейтинги самых популярных ответов.

При определении коррупции самыми популярными вариантами оказались «взяточничество» (65%) и «злоупотребление властными полномочиями» (33%). Менее популярны варианты: казнокрадство (19%), злоупотребление властью (13%); превалирование личного интереса над общественным (10%); организованная преступность (5%), рис.3.

На вопрос: « О существовании, каких видов коррупции Вы знаете?» ответы распределились следующим образом (рис.4):

- в правоохранительных органах (55%);

- в высших эшелонах власти в центре и на местах (49%);

- в коммерческих и иных организация в виде подкупа (27%);

- в шоу бизнесе и спорте (29%);

- в виде мелких поборов с населения (26%).

Распределение ответов студентов о масштабности распространения взяточничества и коррупции в «верхах» власти – 50%, в «низовых органах власти» – 18%, затруднились ответить – 32% (рис.5.).

Коррупция порождает различные проблемы в обществе, наиболее острые из которых:

– потеря доверия к власти 42%;

– неэффективное распределение бюджетных средств 33%;

– спад экономики страны в целом 29%,

– рост теневой экономики 24%,

– монополизация экономики 8%.

Опрос показал, что сталкивались с явлениями коррупции 38% опрошенных, не сталкивались 33%. Затруднились ответить на данный вопрос 29%, рис.6.

Анкетирование показало, что сферами, наиболее подверженными коррупции являются, рис.7:

1. Властные структуры (59%);

2. Органы правопорядка (48%);

3. Образование (31%);

4.Здравоохранение (21%).

Куда обращаться при возникновении фактов коррупции знают 38% опрошенных, не знает – 33%, затрудняются ответить – 29%, рис.8.

В качестве рекомендаций по борьбе с коррупцией студентами были предложены:

– воспитание у молодого поколения граждан социальной ответственности и развитие в обществе антикоррупционной идеологии;

– применение значительных штрафных санкций дополнительно к наказаниям за преступления;

– применение смертной казни за факты причастности к коррупционным явлениям;

– тщательный кадровый отбор в органы государственной службы;

– усиленный контроль за всеми сферами общества;

– смена власти;

– недопущение лиц, замеченных в преступных деяниях к работе на государственной службе и организациях;

– ужесточение наказаний за данные преступления.

Принять участие в борьбе с коррупцией готовы - 56% студентов, не готовы – 28% и затрудняются ответить 16%, рис.9. Причем больше всего положительных ответов среди студентов ИЭиМ, больше всего отрицательных ответов дали студенты ИСИ, больше всего затрудняющихся с ответом на Архитектурном факультете.

Результаты опроса студентов выявили:

1. Коррупция, по мнению студентов – это «взяточничество» и «злоупотребление властными полномочиями»;

2. Наиболее коррумпированными студенты считают органы правопорядка и высшие эшелоны власти;

3. Наименее коррумпированными из всех сфер общества студенты считают здравоохранение;

4. Практически каждый третий студент сталкивался с явлениями коррупции и такое же количество опрошенных, знает в какие службы нужно обращаться для защиты;

5. Более всего ответивших, что сталкивались с коррупцией - среди студентов Инженерно-строительного института, а менее - среди будущих архитекторов.

6. Основная часть студентов не знает, как действовать в случаях появления коррупционных явлений;

7. Гендерный аспект отразился более всего в вопросе борьбы с коррупцией, где девушки чаще выступали с радикальными предложениями и требовали применения наиболее строгих мер наказания преступников.

Комментариев пока нет