Есть мнение Статьи Молодёжная редакция Главная тема Доклады

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

18 сентября 2018

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Важнейшим ресурсом развития любого общества является молодежь, которая играет большую роль в социально-экономических процессах, как его настоящего, так и его будущего. Именно молодежь, являясь одновременно и объектом и субъектом процесса социализации, выступает отражением того, что происходит в обществе. Молодежь – это тот «продукт», который создало общество, это результата складывающихся в обществе экономических, социальных, политических, духовных процессов. Анализ состояния молодежи, как большой социальной группы, во многом определяет образ будущего данного общества.

И молодежь Хабаровского края на сегодня представляет существенный потенциал его развития. Численность молодежи в Хабаровском крае в возрасте от 14 до 30 лет составляет 319 тыс. человек, или 24% всего населения края и 40% трудоспособного населения. Городская молодежь составляет 82%, сельская – 18%. Более 116 тыс. человек (36,5%) обучаются в образовательных организациях, 202 тыс. молодых людей (63,5%) заняты в социальной сфере и различных отраслях экономики края. Деятельность по реализации государственной молодежной политики в крае осуществляют 3 краевых государственных учреждения, 11 муниципальных молодежных центров. В Хабаровском крае зарегистрировано 688 молодежных и детских общественных объединений, с общим количеством участников более 100 тысяч человек.

Гражданская активность молодежи, как социальная деятельность, направлена на изменение и развитие гражданского общества. В этой связи одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики на всех уровнях должны стать развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления.

Результаты социологических исследований дают определенное представление о потенциале гражданской активности молодежи в контексте направлений молодежной политики Хабаровского края. К сожалению, развитие добровольчества (волонтерства), гражданственности и патриотизма, равно как и поддержка деятельности молодежных организаций и объединений является актуальными, значимыми для одного из десяти опрошенных молодых респондентов независимо от возрастной группы.

Молодежь демонстрирует низкую вовлеченность в общественные организации (объединения). Подавляющее большинство опрошенной молодежи не состоит ни в каких общественных организациях.

Одним из факторов не вовлеченности значительной части молодежи в организованные формы гражданской активности можно считать слабое информационное обеспечение молодежной политики. Ее основная задача - обеспечение защиты прав молодежи на получение достоверной, качественной информации, необходимой для ее полноценного становления и развития не решается на должном уровне в силу многих причин (финансовых, организационных, технических и т.д.).

По данным исследования одна половина опрошенных имеет лишь общее представление (46,5%), а другая - не имеет представления о деятельности молодежных общественных объединений и организаций в крае (44,9%). Только один из десяти респондентов имеет о них хорошее представление. Как следствие, подавляющее большинство опрошенных (80%) из всех исследуемых возрастных групп (17 лет, 25 года и 29 лет) ничего не слышали о деятельности молодежных общественных организаций.

Ответы молодежи на открытый вопрос о том, какие молодежные общественные объединения (организации) в Хабаровском крае ей известны, характеризуют не только низкий уровень ее информированности, но и их присутствия в медиапространстве. Так, наиболее часто молодежь упоминает профсоюзы, «Российские Студенческие Отряды» («Путина» и «Проводник»); волонтерские организации «Резерв» и движение «Мы вместе», «Шаг навстречу», «Добрый Хабаровск» и «Доброе сердце»; благотворительные фонды «Счастливое детство», «Лучик»; молодежные общественные палаты районов; «Российский Союз Молодежи»; «Молодая Гвардия»; «КВН». При этом 17 - летние респонденты больше, чем другие возрастные группы, называют волонтерские и добровольческие организации. Респонденты других возрастных групп (24 года и 29-лет) выделяют профсоюзы, «Российские Студенческие Отряды» и «Молодую Гвардию» Единой России.

Наблюдается низкая информированность о работе общественных организаций, и, особенно, слабая вовлеченность молодежи в их деятельность, а, следовательно, и низкий уровень доверия к таким организациям со стороны государства. За последние десять лет (2007- 2017 гг.) данный показатель снизился втрое (с 20,9% в 2007 году до 7,5% в 2017 году среди 17-летних; с 19,2% до 6,7% среди 24-летних, с 15,3% до 4,0% среди 29-летних).

В качестве основного мотива для участия в работе той или иной молодежной организации две трети молодых респондентов отразили желание быть полезным людям (65,8%). Практически для каждого четвертого опрошенного мотивирующим фактором является чувство гражданской ответственности (27,6%), а также стремление повысить свой авторитет, статус (27,6%). Это связано с тем, что быть сегодня активистом, волонтером – важно, престижно, а порой и даже модно. Каждый пятый отмечает, что для него важно стремление к какому-либо идеалу (18,4%) и у него есть потребность развития организаторских способностей (18,4%).

Среди форм гражданской активности молодежи в 2016 году доминируют организованные в «добровольно-принудительном» плане субботники, обустройство территории, подъезда, двора, детской площадки (48,9%) и праздничные шествия и демонстрации (40,4%). Проведение такого рода мероприятий способствует сплочению социума лишь на время их проведения, но не формирует в молодежи чувства социальной ответственности или желания помогать другим людям.

Говоря о желании помочь, отметим, стремление молодых внести свой индивидуальный вклад, подавая милостыню на улице (16,1%), осуществляя денежные пожертвования (14,8%), участвуя добровольцем (волонтером) (14,1%), оказывая натуральную помощь нуждающимся гражданам, социальным учреждениям (12,4%), а также добровольно сдавая кровь (10,7%). Все эти проявления индивидуальной гражданской активности зачастую являются разовыми, ситуативными и мало способствуют сплоченности гражданского сообщества в решении социальных проблем. Не менее важным является и тот факт, что около трети молодежи вообще не была вовлечена в общественную жизнь в 2016 году.

Среди мотивов отказа от активного участия в деятельности общественных организаций каждый второй ссылается на отсутствие на эту работу времени (50,4%) и около трети - на отсутствие знаний об этих структурах (28,1%). При этом в большей степени на дефицит времени указывают ответы взрослой части молодежи (29 лет), на незнание общественных организаций- молодая часть респондентов (17 лет).

Если мотивы более половины 29-летних респондентов (58,8%) можно объяснить наличием занятостью на различных работах и семейными заботами, то для каждого второго 17-тилетнего (46,4%) и 24-летнего (46,5%) они больше похожи на оправдание своей пассивности. Для каждого седьмого респондента общественная работа является вообще бесполезной (14,5%). Возможно, что молодые люди что-то слышат о деятельности общественных организации, но не видят ее конкретных результатов. Как вследствие, они считают эту работу бессмысленной, а время – потраченным впустую.

Таким образом, социологический анализ показал, что уровень гражданской активности молодежи Хабаровского края достаточно низкий. Она не в полной мере готова принимать участие в работе молодежных общественных объединений и организаций, участвовать в различных общественных мероприятиях даже разового характера. Возможными объяснениями может служить слабое информационное обеспечение молодежной политики и присутствие молодежных общественных организаций в медиапространстве.

Можно говорить о социальной пассивности молодежи во многих сферах, но гражданская позиция должна формироваться под влиянием государственной молодежной политики и институтов гражданского общества. Эффективная политика, прежде всего информационная, позволит сформировать у молодежи чувство гражданской ответственности за себя, будущее своего региона и своей страны.

Важно уделять внимание комплексному подходу при решении поставленной задачи – повышение социальной активности молодежи посредством ее вовлеченности в деятельность общественных объединений и организаций, формировать с помощью СМИ позитивные образцы общественной деятельности и роли тех лидеров общественного мнения, кто является настоящим примером гражданина страны и жителя Хабаровского края.

Комментариев пока нет