Есть мнение Статьи Молодёжная редакция Доклады

СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

02 августа 2018

Важнейшим ресурсом развития любого общества является молодежь, которая играет большую роль в социально-экономических процессах, как его настоящего, так и его будущего. Именно молодежь, являясь одновременно и объектом и субъектом процесса социализации, выступает отражением того, что происходит в обществе. Молодежь – это тот «продукт», который создало общество, это результата складывающихся в обществе экономических, социальных, политических, духовных процессов. Анализ состояния молодежи, как большой социальной группы, во многом определяет образ будущего данного общества.

И молодежь Хабаровского края на сегодня представляет существенный потенциал его развития. Численность молодежи в Хабаровском крае в возрасте от 14 до 30 лет составляет 319 тыс. человек, или 24% всего населения края и 40% трудоспособного населения. Городская молодежь составляет 82%, сельская – 18%. Более 116 тыс. человек (36,5%) обучаются в образовательных организациях, 202 тыс. молодых людей (63,5%) заняты в социальной сфере и различных отраслях экономики края. Деятельность по реализации государственной молодежной политики в крае осуществляют 3 краевых государственных учреждения, 11 муниципальных молодежных центров. В Хабаровском крае зарегистрировано 688 молодежных и детских общественных объединений, с общим количеством участников более 100 тысяч человек.

Нормативность сознания молодежи (ее правовая культура) выступая значимой характеристикой ее социального развития, отражает сформировавшиеся в процессе ее социализации субъективные представления молодежи о нормах права, нормах допустимого и невозможного.

Правовая культура молодежи представляет собой совокупность ее знаний, ценностей и установок (как отдельной личности, так и социальной группы), относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия как субъекта правовых отношений; степень освоения правовых норм и соответствия поведения индивидов или групп установленным законодательным нормам. В то же время состояние правовой культуры молодежи, нормативности ее сознания, являются следствием созданных условий для молодежи семьей, социальными институтами общества, государством, и во многом являются результатом процесса социализации, преемственности поколений.

Нами нормативность сознания молодежи оценивается, прежде всего, через призму ее отношения к различным правовым и социальным нормам. Такой подход оправдан тем, что «поведенческие установки людей являются своеобразной проекцией их отношения к социальным нормам». Особое место в наших мониторинговых исследованиях занимало изучение нормативности сознания молодежи, измеряемой через ряд показателей. Нами было определено 11 таких показателей (или асоциальных явлений), сформулированных в виде вопроса в анкете: «Как Вы относитесь к таким явлениям, как…»:

1. Вступить в брак по расчету?

2. Вступить в физическую близость за плату?

3. Взять то, что плохо лежит?

4. Добыть хитростью?

5. Взять силой?

6. Проезд в транспорте без билета?

7. Употребление нецензурных выражений?

8. Употребление спиртных напитков?

9. Употребление токсических веществ, наркотиков?

10. Уклонение от уплаты налогов?

11. Получение взятки?

Молодежь могла выбрать один из четырех вариантов ответа, которые в целом делились на две группы: не допустимые («недостойно при любых обстоятельствах») и допустимые («возможно в чрезвычайных обстоятельствах», «иногда считаю возможным», «считаю нормальным») для молодежи явления. Допустимость в сознании молодых людей таких асоциальных форм поведения характеризует его ненормативность, и как следствие, свидетельствуют о потенциальной асоциальной направленности, как сознания, так и поведения.

Результаты 20-летнего мониторингового социологического исследования молодежи Хабаровского края (1997-2017 гг.) позволяют в определенной степени оценить вектор нормативности ее сознания.

В целом результаты мониторинга свидетельствуют о распространенности терпимости к асоциальным явлением: например, половина и более молодежи считает допустимым вступить в брак по расчету, добыть деньги хитростью, проехать в общественном транспорте не оплатив проезд, употреблять алкоголь и нецензурную лексику. Каждый третий считает нормальным уклониться от уплаты налогов, каждый пятый считает допустимым получение взятки.

Тем не менее, сравнивая молодежь 90-х гг., следует подчеркнуть достаточно значительные положительные ценностно нормативные сдвиги в сознании молодежи. Современная молодежь является более нетерпимой к асоциальным явлениям.

Ненормативность сознания примерно в одинаковой степени распространена в разных возрастных группах, что может свидетельствовать о влиянии общесистемных факторов социализации.

Состояние правовой культуры молодежи, нормативности ее сознания, желания и готовности соблюдать социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяются в значительной степени оценками молодежи состояния правопорядка в стране. Молодежь не считает, что исполнением законов рядовой гражданин может повлиять на развитие событий в стране (лишь 31,3% молодежи считает, что возможно). Молодежь в целом высказывает низкий уровень доверия правовым институтам (судам, прокуратуре, полиции).

Молодежь сегодня имеет большое желание овладевать материальным миром (иметь достойную заработную плату, жилье, материально обеспеченную жизнь и т.п.), но в тоже время она имеет крайне ограниченные возможности их удовлетворения. В этом, на наш взгляд, заключается главное социальное противоречие ее социализации, определяющее вектор ее нормативности сознания.

Поиск путей решения обозначенной проблемы нормативности сознания молодежи, во многом зависит от понимания государством, властью необходимости создания реальных возможностей для молодежи по реализации ее устремлений.

Главная государственная задача, на наш взгляд, в решении молодежных проблем должна заключаться в повышении уровня правовой культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека. При этом молодежь должна видеть не декларируемые государством правовые ценности, а реально разделяемые всеми социальными институтами.

Завершить хотелось бы словами авторитетного для мирового сообщества социолога П.А. Сорокина: «Сравнивая два типа обществ – одно, в котором не убивают, потому что боятся наказания (смертной казни), другое, в котором не убивают в силу недопустимости убийства, мы должны заключить, что социально-благожелательное поведение во втором обществе гораздо выше, поскольку в нем не убивают, потому что убийство по своей природе внушает отвращение, органически противное правовому сознанию его членов».


Комментариев пока нет