Состоялось очередное заседание Лаборатории политического кино

Тема творчества Сергея Довлатова для Уфы особенная. Здесь знаменитый писатель родился и провел свои младенческие годы. 3 сентября 2020 года в день его рождения в столице Башкортостана состоялся I Довлатовский фестиваль «Литературный импульс».

Прошел год и в рамках уже II фестиваля Лаборатория политического кино (совместный проект Башкортостанского отделения РАПН и НИИАЦ "Ракурс-М" – партнера Школы молодого этнополитолога) проводила своё заседание, на котором было показано два фильма, посвященных Сергею Донатовичу – «Счастливчик» (реж. Анна Петрик) и «Конец прекрасной эпохи» (реж. Станислав Говорухин).

В дебюте встречи руководитель Лаборатории Сергей Лаврентьев представил гостей – создателей короткометражки «Счастливчик» – режиссера Анну Петрик, оператора Викторию Станюлис и исполнителя главной роли Артура Каспранова. Анна – ученица мастерской Владимира Хотиненко. Этот фильм – её курсовая работа, в которой рассказываются. Ей удалось привезти и показать не только свою картину, но и специальное видеообращение своего учителя уфимскому зрителю. Хотиненко отметил, что Довлатов – фигура живая, ему довелось прожил яркую жизнь, что нашло отражение и в его личности, и в судьбе, и в творчестве. В «Счастливчике», на взгляд режиссера, передана и довлатовская атмосфера, и его язык, что нашло отражение в названии картины.

По признанию съемочной группы, это их дебют на большом экране. В фильме показан период жизни Сергея Донатовича, когда он ещё не был известен, про атмосферу его взросления, дошедшую до нас через его произведения. Именно эта атмосфера, описанная через его семью и отношения в ней, когда автор отходит от решения нравственно-этических задач, столь характерных для русской литературы. В центре сюжета – взаимоотношения двух братьев, полных соперничества и сопереживания, обид и прощения, любви и зависти.

«Довлатов – очень искренний писатель. Он всегда писал то, как видел и чувствовал, а не как нужно было» – сказала Анна Петрик. Короткометражка вызвала оживленную реакцию среди публики – всех интересовали интенции авторов, символизм образов и атмосфера эпохи. «Вы очень благодарная публика, спасибо вам!» - подытожила беседу юный режиссер.

Далее по программе «лаборанты» посмотрели фильм «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина. Это последняя работа знаменитого режиссера. Он экранизировал несколько рассказов Сергея Довлатова из сборника «Компромисс», а название отсылает к одноименному стихотворению Иосифа Бродского 1969 года, а также к эссе самого Довлатова с тем же заглавием. По оценке самого Станислава Говорухина, оба подразумевали под «прекрасной эпохой» период постсталинской оттепели. Фильм стилизован под чёрно-белое оттепельное кино

Он, в целом, прошел в прокате не очень заметно – то ли из-за скоропостижной смерти режиссёра, то ли из-за отсутствия цвета в ленте.

Модератор Лаборатории Сергей Лаврентьев на сей раз поставил перед зрителями только один основополагающий вопрос: «Почему в 2015 году Говорухин, уже будучи депутатом Государственной Думы, доверенным лицом президента В. Путина, решает снять такой ностальгический фильм?».

«В начале фильма показана линейка разных радостных для людей событий: для кого-то это полет в космос, для других – визит генсека в Польшу или получение квартиры. В этом фильме у каждого своя правда. Работяге, заработавшему на квартиру для своей семьи плевать на глобальные события – для своей семьи он такой же герой, обеспечившей ей будущее.

Та эпоха и люди были очень разные, а не одномерные. Их видения и желания также очень различались. В центре внимания – главный герой, который интерпретирует увиденное. Он сам не погружен в процессы, он их описывает, пытаясь понять, что нужно людям «от сохи». Хотя у него самого совсем другая жизнь: в ней преобладают эмоции, поиск признания. Он не особо видит ту реальность, в которой живут те люди и у них у всех очень разная правда. Смотреть на жизнь в черно-белых красках (как это делает герой и как сделан фильм) не совсем правильно, в ней очень много оттенков. Как правильно сказали в фильме: «а ты втиснись между подлостью и совестью». Умение найти себя между людей с разным мнением, представлением о жизни, увидеть другой ракурс вот главная задача», так отозвался о фильме исполнительный директор Школы молодого этнополитолога Владимир Савичев.

Ещё один зритель прочел стихотворение Сергея Есенина, также отметил бескомпромиссность характера героя: «В фильме был интересный момент, когда главному герою предлагали извиниться, «откатить ситуацию» назад, но он на это не шёл, ему было не интересно. Его интересовало только то, что впереди, «за ширмой».

«Фильм чёрно-белый, что придает атмосфере кино теплый ненавязчивый колорит. Каждый кадр вычищен до блеска, все в нем стоит на своем месте, создает приятное ощущение тепла, – об этом говорил руководитель научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ.

«Говорухин очень любит «правильные и красивые застолья», и там мы их видим довольно много. Хорошая операторская работа, художник-постановщик постарался на славу. Звуки шагов по полу, дождь, бренчание печатной машинки доставляют незабываемое удовольствие слуху. Режиссер проявил сверхусилие, максимально реалистично показал прошлое нашей страны, при этом при передаче была сохранена и целостность, и противоречивость нашей истории. Говорухин не очернял советскую действительность, хотя при прочтении Довлатова трудно не заострять на этом внимание. Он показал и порочную систему, и бездарность, и глупость, и поступательный абсурд, в общем все то, что мы знаем из книг Довлатова, Бродского и т.д. о советском строе, но даже при этом мы смотрим на окружающий мир глазами молодых и сильных ребят, готовых жить и бороться с трудностями, творить, любить и жить» – считает Шаяхметов.

В завершении Сергей Лаврентьев поблагодарил собравшихся, порекомендовал им прочесть книги Сергея Довлатова «Заповедник» и «Зона» – личную историю писателя, ведь в своё время он работал и надзирателем, и экскурсоводом музея-заповедника «Михайловское». Там он описал отчасти и свою жизнь, и окружающих людей, и дух эпохи.

Арсен Шаяхметов

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений