Соприсутствие поэта не оставляет...

В прошлом году мы праздновали 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Московская Пушкинская школа № 1500 готовилась к этому памятному событию особенно. Как всегда, творчески. Буквально все ученики (от мала до велик) и учителя были включены в подготовку юбилея поэта. И не только потому, что название школы обязывает, и не в связи с тем, что программа гуманитарного образования «От слова к истине» требует реализации пушкинских традиций во внимании к Слову…

Совпадение юбилея Александра Сергеевича – 220 лет со дня рождения и двадцатилетие Пушкинской школы № 1500 – событие вовсе не случайное. Исторически закономерное. Маленький пока возраст у школы – всего-то двадцать лет. Но сколько талантливых выпускников вышло из стен этого учебного заведения – пишущих, жаждущих знаний, пытливых, любящих свою профессию!

В 1999 году академик Д.С. Лихачев совместно городской Думой буквально благословил открытие тогда Пушкинского лицея № 1500 как учреждения, продолжающего традиции Лицея Царскосельского. Благословил с надеждой на то, что воспитают здесь людей, готовых творчески развивать лучшее из наследия российского образования. «Пушкинская школа», хотя и называется пушкинской, многие годы вслед задачам Царскосельского лицея (здесь в основном готовили чиновников и дипломатов), развивала социально-экономическое направление в обучении, и такие учебные дисциплины, как география, обществознание и экономика были определяющими. Риторика как учебный предмет также была включена в список обязательных для изучения в школе. Сейчас в Пушкинской школе № 1500 уже несколько направлений в образовании – гуманитарное, социально-экономическое, физико-математическое, естественнонаучное и химико-биологическое. Несмотря на различие в изучении предметов в средней и старшей школе, всех – от детского сада до выпускников – объединяет общая гуманитарная программа «От слова к истине».

И дети, и воспитатели, и учителя, и родители – активные участники этой «вертикали». Вкратце – это активное сотрудничество по нескольким направлениям с Государственным институтом русского языка им. Пушкина, это читательские конференции и уроки в музее, участие в проектной и исследовательской деятельности школы, в школьном конкурсе сочинений и в школьном проекте «Читаем музыку», в подготовке и проведении Лихачевских чтений, в организации издания сборника «Диалог с Лихачевым», в экскурсиях по пушкинским местам, в театральных постановках к 19 октября и в выпуске радиогазеты ко дню памяти поэта и ко дню его рождения. Здесь и стихи Пушкина звучат в прочтении учащихся и учителей, и собственные – школьников… На уроках риторики ребята знакомятся и с концепцией основ ораторского искусства ряда современных исследователей, и с системой обучения риторике, созданной Н.Ф. Кошанским. Именно Кошанский преподавал риторику великому поэту в Царскосельском лицее.

Необходимо отметить, что в каждом здании для работы с дошкольными группами организован уголок поэта. Здесь для малышей проводятся экскурсии и конкурсы чтецов. А квест, посвященный героям любимых пушкинских сказок, дошколята ждут с нетерпением. Он проводится в день рождения поэта, и ребята погружаются в мир сказочных героев, ближе знакомятся с любимыми персонажами.

Как не сказать о мастер-классах учителей-словесников, о тесном сотрудничестве с коллегами из пушкинских школ как российских регионов, так и ближнего и дальнего зарубежья. По традиции из года в год, в начале сентября наша школа предлагает цикл открытых уроков учителей-словесников для коллег из пушкинских школ. В этом учебном году Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина организовал у нас такую встречу. Более пятидесяти учителей-пушкинистов из разных стран и городов собрались в уютном конференц-зале Пушкинской школы № 1500. И несмотря на то что гости приехали из Словении и Сербии, Чехии и Черногории, Индии и Бангладеш, Киргизии и Узбекистана и других стран, все легко понимали друг друга – все говорили на одном языке – русском, родном языке Пушкина.

Пушкинисты размышляли о том, как воздействует творчество поэта на молодежь? Отвечали на вопрос: может ли быть что-то общее у современной молодежи со взглядами и идеями Пушкина?

...Как ждут ученики средней и старшей школы ежегодные «Лихачевские чтения», которые проводятся в форме научно-просветительской конференции! Эти чтения – итог полугодовой работы над творческим заданием на конкретную тему, проектом, это возможность проявить себя как оратора, показать способности отстаивать собственное мнение… В этом форуме принимают участие педагоги, школьники и их родители, представители вузов, науки и культуры, а также те, кто лично знал Дмитрия Сергеевича Лихачева, его ученики и последователи.

Ежегодно в канун «Лихачевских чтений» выпускается сборник «Диалог с Лихачевым», в котором я публикую эссе учащихся на разные темы. В размышлениях учеников Пушкин по-прежнему с нами... СОПРИСУТСТВИЕ поэта (как говорил Бунин), не оставляет нас ни днем, ни ночью. Даже через 220 лет.

 

Лариса Фейман, учитель словесности Пушкинской школы № 1500, к.п.наук, доцент

 

Обращаем внимание уважаемых читателей на то, что в рубрике «ПолитТВ» можно будет знакомиться с талантливыми и оригинальными видеороликами, снятыми московскими школьниками.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений