Социокультурная идентичность как элемент духовной культуры

Рационализация общественных отношений в современном мире, связанная со стремительным ростом научно-технических достижений, влиянием массовой культуры и активным смещением межличностных коммуникаций в глобальную сеть Интернет, формирует составляющие современной духовной культуры личности – новые образцы поведения, видоизмененные этические нормы и особое мировосприятие. Несмотря на то, что данное явление требует познания и анализа, можно говорить, что эти составляющие, схожие по признакам и способам проявления в силу влияния перечисленных факторов, наблюдаются у людей из различных социальных групп и слоев общества, обладающих различным воспитанием, образованием, статусом и менталитетом, что может рассматриваться как определенная социокультурная идентичность современного социума. Резкий разрыв между людьми с разными уровнями идейно-нравственного и культурного развития, наблюдаемый еще 15-20 лет назад, стремительно сокращается. Особенно явно этот процесс наблюдается среди молодых людей в возрасте 20-35 лет.

Идентичность понимается как когнитивный феномен, включающий как минимум сценарии поведения и систему их оценки [1, 384]. Проблема идентичности тесно связана с коммуникативной активностью человека. Коммуникативное взаимодействие – предпосылка возникновения идентичности. Идентичность формируется, когда в процессе коммуникации индивид раскрывает в себе новые источники саморазвития. В процессе коммуникативного взаимодействия, с одной стороны, осваиваются и создаются новые стороны идентичности; с другой – продуцируется, воспроизводится и усложняется смысло-символьная среда коммуникаций [2, 135]. Именно процесс передачи информации посредством современных коммуникационных средств (социальные сети, мессенджеры, форумы и т.д.) вырабатывает единый стиль общения и поведения не только в виртуальной среде, но и в реальной жизни. Но, вместе с тем, обилие стремительно нарастающей информации оказывает влияние на когнитивные возможности человека, следствием чего является поверхностность ее восприятия и трансформация самих способов организации информационных потоков в сознании человека [3, 64],  наряду с «потребительской психологией», товарным фетишизмом и отчуждением труда, которые сегодня распространяются на духовные ценности. Это воздействует на мировоззрение и духовную культуру личности, которые формируются эклектично и часто характеризуются противоречивыми и разнополярными взглядами и интересами.

Идентичность не является какой-то установившейся константой, а может изменяться по мере дальнейшего развития человека. Социокультурная идентификация современного индивида (особенно, молодежи) может изменяться гораздо стремительнее, чем у предыдущих поколений, вследствие влияния информационного пространства и глобализации. К издержкам глобализации относят универсализацию, стандартизацию личности, интеллектуальную деградацию, порожденные массовой культурой [4, 102].

Рассмотрим понятие «духовной культуры», вынесенное в заголовок статьи. Культура как совокупность достижений общества в материальном и духовном развитии, используемых обществом, формирующих и составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества. В соответствии с этим духовная культура выполняет многообразные функции:

– развитие творческих начал в человеке;

– познание мира, что позволяет людям ориентироваться в окружающей их действительности;

– выполняет нормативную функцию, устанавливая систему норм, правил, обычаев, регулирующих индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей;

– обеспечивает средства общения людей (язык, письменность, средства связи и т.д.);

– способствует взаимообмену и взаимовлиянию культуры и личности, развитию уникальной самоидентификации человека.

В этих условиях важнейшими условиями познания являются гибкость мышления. И тогда образованным человеком можно считать того, кто овладел основами науки и умеет применять их в процессе познавательной деятельности. И в соответствии с этим культурность человека есть гармоническое сочетание всесторонности и специализации, общего и профессионального знания. Она включает в себя восприятие личностью культурного нaследия, развитость индивидуальных способностей и интересов. Культурность в совокупности с социализацией личности позволяет активизировать процесс самоопределения человеком своего место в социуме.

Духовная культура личности и отождествление с определенной социальной группой приобретается в процессе социализации в различных социальных системах:

– в первичной системе семейного воспитания и общего среднего образования под воздействием родителей и учителей. Наиболее отчетливо в этой среде формируются этническая идентичность и групповая. Надо заметить, что некоторые исследователи различают «социальную» и «групповую» идентичность на основе принадлежности индивида к обществу в целом или к группам разного масштаба в его рамках [5, 62];

– в процессе профессионального образования (среднеспециальные учебные заведения, ВУЗы, курсы дополнительного образования) начинают формироваться профессиональная и культурная идентичность;

– при активном участии в трудовой деятельности на предприятиях и организациях, где формируется сознательная профессиональная идентичность индивида;

– в общегосударственной среде через общественное мнение, через гражданские социальные установки, законодательно-правовые нормы формируется гражданская идентичность. В структуру гражданской идентичности входят: государственная идентичность, патриотизм (наполнение государственной идентичности ценностным содержанием), гражданственность [6, 136];

– в социокультурной среде через личностное восприятие, межличностные коммуникации, средства массовой информации, Интернет формируется культурная идентичность. В последнее время некоторые исследователи предлагают ввести понятие «Интернет-идентичности» [3, 65], что, по нашему мнению, вполне обоснованно в силу происходящих в коммуникативной сфере общества процессах, но рассматриваться должно как часть культурной идентичности.

Социокультурная идентичность личности базируется на взаимовоздействии научных знаний общества и образования индивида. При этом в развитии культурной идентичности большая роль принадлежит ценностным ориентациям.

Ценности определяют необходимость и значимость для общества различных процессов современности. Социокультурная дифференциация подводит к пониманию того факта, что форм проявления рациональности в духовной культуре достаточно много. Они противоречивы не только по содержанию, но и по характеру влияния на ценностно-ориентационную модель духовной культуры отдельной личности, но при этом позволяют увидеть и оценить разнонаправленное использование исторической связи времён, определить динамику сближения или удаления всех временных аспектов, отложившихся в системе духовной культуры  ценностных установок. В духовной культуре система ценностных установок зависит от взаимовлияния и взаимодействия нового и старого, столкновения принципов, мировоззрений, традиций, обычаев, культурных норм, определяющих общий характер и отдельные черты социокультурного климата.

 

Список использованной литературы:

  1. Буторина Е. П., Гурова Е. В., Мирошниченко М. В. Идентичность в Интернет-коммуникациях // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 384-391.
  2. Бикметов Е. Ю., Лукьянов А.В. Духовный, социокультурный и языковой контекст развития научного знания: монография. – Уфа, 2019.
  3. Дряева Э. Д., Дубровский Д. И. Социокультурная идентичность в условиях современных коммуникаций и базовая идентичность индивида // Философские науки. 2017. № 8. С. 63-75.
  4. Кузнецова Ю. А. Культурная идентичность в измерениях глобализации // Наука и современность. 2013. № 20. С. 99-103.
  5. Бубнов А. Л., Гайдар К. М. Социальная идентичность и групповая идентичность: возможности понятийной дифференциации / Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований // Материалы II Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4-х частях. Ответственный редактор Э.А. Дмитриева. 2019. С. 61-64.
  6. Дьякова В. В. Молодежь в современной России: патриотизм и гражданская идентичность // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10-1. С. 135-138.

Голиков С.В.  Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С.  61-66