Статьи

Смоленск: родина дальней авиации

14 марта 2018

Перед войной в Советском Союзе уделяли большое внимание бомбардировщикам. Страна Советов имела на вооружении целый флот тяжёлых крылатых машин: огромные ТБ-3, стремительные СБ-2, мощные и дальние ДБ-3. Однако война в Финляндии показала катастрофический уровень мастерства краснозвёздных лётчиков и штурманов. Даже если они находили цель, что случалось не всегда, то укладывали бомбы в радиусе нескольких километров от цели, нередко попадая по советским войскам или мирным кварталам.

В первом рейде советской авиации на Хельсинки вместо назначенных военных целей бомбы обрушились на жилые кварталы. Плохое мастерство пилотов стало причиной гибели гражданских и пропагандистской катастрофой для СССР.

Александр Евгеньевич Голованов — шеф-пилот эскадрильи особого назначения Аэрофлота и один из самых прославленных советских пилотов, налетавший более миллиона километров в любую погоду по всей бескрайней стране. Впечатлившись тем, что творили военлёты на финской войне, на которую его выдернули в экстренном порядке для спасения положения, в январе 1941 года он написал письмо лично Сталину с предложением создать специальное бомбардировочное соединение. В него будут отобраны лучшие пилоты и штурманы ВВС и обучены по самым продвинутым методикам — чтобы финский позор больше никогда не повторился, а Советский Союз смог уверенно громить врага в его самых дальних тылах. Уже на следующий день Александр Евгеньевич был в Кремле и получил согласие вождя на реализацию своей идеи.

А.Е. Голованов, шеф-пилот Аэрофлота и отец советской дальней авиации

Уже через месяц Голованов стал командиром 212-го дальнего бомбардировочного авиаполка, базировавшегося на аэродром Смоленск-Северный. Под его начало собрали лучших лётчиков СССР, которых стали готовить по специальной усиленной программе. Ведь их задачей было наносить удары по далёким вражеским тылам в любое время суток при любой погоде. Личный состав учился крайне интенсивно, люди страдали от жестокого переутомления. Как оказалось, не зря.

А.Е. Голованов (справа) и его пилоты в Смоленске, 1941 год.

22 июня 1941 года лётчиков 212-го полка подняли по тревоге. Известие о бомбёжке противником Лиды Голованов сначала принял за очередные учения, но, увы… Уже спустя несколько часов бомбардировщики ДБ-3 с лучшими экипажами СССР загружались бомбами и поднимались со смоленского аэродрома с боевыми задачами. В первую неделю войны они работали по захваченным немцами Вильно, Берёзе Картузской, Ошмянам, Бобруйску, Почепу, Пеклино, Полтаве, делая по несколько вылетов в день — лишь они могли гарантированно поразить важнейшие цели во вражеском тылу.

ДБ-3. На таких машинах лётчики 212-го полка отправлялись из Смоленска бомбить немецкие войска в начале войны.

Смоленский полк выполнил практически все поставленные задачи, но заплатил тяжёлую цену. Уже 28 июня из 72 машин осталось 14. Остальные были потеряны в боях, при неудачных посадках переутомлённых экипажей или по техническим причинам. В небе господствовали самолёты противника, а ВВС СССР тогда не имели дальнего истребителя, способного сопровождать бомбардировщики на больших расстояниях. Тем не менее, бортстрелки полка сбили до 18 вражеских самолётов. По мере приближения фронта полк перевели в Иваново.

Пе-8, самый дальний бомбардировщик СССР

Александр Голованов в августе станет командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия, а в феврале 1942 года — созданной «под него» Авиации дальнего действия в составе 8 элитных бомбардировочных дивизий, получавшей приказы лично от Сталина. Его пилоты станут наносить удары по целям в самом глубоком вражеском тылу — в Германии, Румынии, Венгрии, Болгарии. АДД совершит до Победы почти 200 тысяч вылетов.

Ветераны 46-й Воздушной Армии на фоне Ту-95МС «Смоленск». Аэродром Смоленск-Северный, 1999 год

После войны «дальники» вернулись в Смоленск, но уже в виде 1-й воздушной армии Дальней авиации. Она не раз меняла названия и получала всё новую и новую технику — оставаясь самой мощной и грозной советской воздушной армией, способной испепелять целые континенты. Но штаб этой армии всегда оставался в Смоленске — вплоть до 1994 года, когда она была расформирована уже как 46-я воздушная армия.

Ту-16 в Смоленске в честь связи истории города с дальней авиацией

Теперь о связи Смоленска и дальней авиации напоминает стратегический бомбардировщик Ту-95МС с именем «Смоленск», стратегический бомбардиоровщик Ту-160 с именем «Александр Голованов», и дальний бомбардировщик Ту-16, стоящий на постаменте у перекрёстка улиц Нахимова и Багратиона.

Комментариев пока нет