Есть мнение Статьи Открытая трибуна Главная тема

Слово - не воробей: вылетит. Как Евросоюз борется с дезинформацией?

21 апреля 2018
Скандалы, взаимные обвинения и претензии, санкции - вот и всё, как вкратце можно описать текущий диалог России с Европейским Союзом. В условиях жесткой конфронтацией активный тон задают игроки, которые формируют имидж российской внешней политики - Средства массовой информации. Данная статья о том, как Европа, борясь с дезинформацией, давит на репутацию Кремля. Или пытается.

Диалог России и Европы - пожалуй, один из самых загадочных в истории современных международных отношений. На протяжении длительного времени создавалась крупнейшая нормативно-правовая база , возникали разногласия и претензии по отдельным вопросам сотрудничества. Динамика диалога России со Старым Светом оказывала значительное влияние на отношения с Западом в целом. Однако, несмотря на негативные аспекты двустороннего сотрудничество, отношения продолжали развиваться, вплоть до переломного момента – политического кризиса на Украине 2013-2014 гг. Пересекающиеся события - Олимпиада в Сочи, инцидент с крушением пассажирского самолёта, присоединение Крыма - послужили поводом для проведения информационных атак в сторону России. В связи с этим актуальным вопрос стояла реформа информации, с целью сохранения репутации России и ЕС на мировой арене.

Основные мероприятия в защите информационной безопасности Европейский Союз начал сразу после украинского кризиса, когда в связи с присоединением Крыма к России, в санкционный список были включены представители российского медийного пространства. Любая новость, которая в итоге оказывается недостоверной или искаженной, вызывает кардинальные перестановки во внешнеполитических сценариях, начиная с падением фондовых бирж до спада производства. Так формируется дезинформация, которая рассматривается как утечка конфиденциальной информации, направленная на психологическое и эмоциональное давление граждан.

Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности, опубликованная в 2016 году, отображает четкие внешнеполитические направленности на годы вперед. В вопросе информационной безопасности указано, что Европейский Союз приложит все усилия в сфере стратегических коммуникаций, с целью налаживания контакта между властями и гражданами ЕС, а также с целью информировать партнеров ЕС, включая Россию, о проводимой внешней политике. В данном случае, акцент ставится на повышение согласованности между акторами медиапространства – СМИ и социальныыми сетями – по обмену информации о политике ЕС, его принципах и действиях, а также на оперативное реагирование на дезинформацию.

Европейский Совет подчеркнул необходимость оспаривать продолжающую дезинформацию России и предложил подготовить план действий по стратегической коммуникации. В докладе Европейского Совета отмечено, что первым шагом будет создание коммуникативной группы по данному вопросу.

В результате, в июне 2015 года был предложен план действий по стратегическим коммуникациям, содержащий такие задачи, как обеспечение продвижения политики и коммуникации ЕС в отношении стран-участников Восточного партнерства; укрепление медиапространства в странах Восточного партнерства и государств-членов ЕС; разработка механизмов, которые позволят ЕС проанализировать и оперативно отреагировать на дезинформацию. В соответствии с данными целями и задачами, указанными во внешнеполитической концепции Европейского Союза, в результате создана рабочая группа стратегических коммуникации ЕС под названием «East StratCom», которая сотрудничает со всеми институтами Европейского Союза. Основная функция данной группы – разработка материалов и составление обзоров и дайджестов дезинформации, призванных укрепить и развивать информационную политику ЕС и СМИ в странах-участницах Восточного партнерства, а также рассматривает последние тенденции в информационном обеспечении внешней политики (включая использование российских социальных сетей).

Значимым результатом работы группы “East StratCom” является начало кампании «ЕС против дезинформации», которая проводит мониторинг и обзоры информации, формирующих имидж России и Европейского Союза.

Отслеживание обзоров группой “East StratCom” проводятся в двух форматах:

1. Анализ материалов СМИ, в которых содержится искажающая или ложная информация. В данном случае, акцент делается на трудности перевода журналистами и переводчиками информационных агентств, а также на наличие неполноты передаваемой информации.

2. Анализ материалов СМИ, в которых содержится прокремлёвская пропаганда. Акцент делается на обсуждение СМИ тех тем, которые являются актуальными на сегодняшний момент: от украинского кризиса до дестабилизации на Ближнем Востоке. Также упор чаще всего делается на российскую политику по ключевым проблемам международной проблематики.

Такая стратегия призвана повысить внимание европейской общественности о активно развивающейся тенденции роста дезинформации в разных форматах (в частности, «фейковые» новости, информационные вбросы, распространение прокремлевской позиции и т.д.) как негативный фактор, влияющий на политический имидж отдельно взятой страны или региона. 

Через год, 23 ноября 2016 года, Комитет Европейского Парламента по внешней политике одобрил резолюцию под названием «Стратегические коммуникации Европейского союза как противодействие пропаганде третьих сторон», где указана и официальная позиция по отношению к России.

В резолюции отмечено, что российские власти активно контактируют с европейскими странами исключительно в пропагандистских целях, публично ослабляя позицию Европейского Сююза. Отмечено, что Россия имеет огромный потенциал и намерения проводить политику, направленную на дестабилизацию Европейского Союза и его государств-членов. Согласно докладу, для этого российское правительство активно использует спектр инструментов ведения внешней политики, такие как ведущие мозговые центры и специальные фонды («Русский мир», Россотрудничество), международные мультимедийные информационные агентства (Russia Today, Sputnik). Таким образом, Европейский Парламент подчеркивает, что официальная Москва инвестирует финансовые ресурсы в вышеупомянутые инструменты, именуемые дезинформационными и пропагандистскими и осуществляемые либо непосредственно государством, либо контролируемыми им компаниями, организациями и бизнес-структурами.

Таким образом, позиция Европейского Союза по отношению к информационной политике России характеризуется как направленная на активное продвижение пророссийской пропаганды с целью дестабилизировать функционирование, безопасность и имидж Европейского Союза, подрывая суверенитет государств-членов регионального интеграционного объединения.

Официальный Кремль оперативно отреагировал на резолюцию против третьих стран, которая противоречит свободе СМИ. В качестве ответной меры, а также в связи с напряженной геополитической обстановкой в диалоге с Западом, была принята Доктрина информационной безопасности от 5 декабря 2016 года. Данная доктрина является продолжением Концепции внешней политики России, принятой в том же году. Стоит отметить, что в двух документах наблюдаются пересечения по вопросу информационной безопасности России. Так в концепции указано, что страна добивается объективного восприятия на мировой арене, развивая собственные средства информационного влияния на общественное мнение в России и за рубежом, содействуя усилению России в медиапространстве и принимая меры по противодействию угрозам информационной безопасности.

Доктрина информационной безопасности ставит задачу защиты интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с применением информационно-коммуникативных технологий в целях, направленных на подрывание суверенитета и безопасность России, что является нарушением принципов и норм международного права.

Особым является пункт о противодействии методам ведения информационных войн. Доктрина нацелена на развитие сети Интернет и кадрового потенциала в обеспечении информационной безопасности, в систему которой входят средства массовой информации, банковские и бизнес-структуры, операторы связи, социальные сети, государственные образовательные учреждения и граждане, участвующие в решении задач по информационной безопасности.

Неизменным остается вопрос о перспективах усиленной работы над обеспечением информационной безопасности в контексте формирования имиджа России и Европейского Союза.

Основная проблема заключается в том, что в последнее время средства массовой информации все больше отдаляются от государства. В связи с развитием интернета и, в частности, социальных сетей, каждый гражданин –активный пользователь сети Интернет сам по себе становится источником массовой информации, формируя своё собственное мнение, сопоставимое и не сопоставимое с мнением официальных властей.

Необходимо учесть, что Россия и Европейский Союз, несмотря на специфичность, при ведении диалога всегда стараются придерживаться своих национальных интересов. Поэтому и для России, и для ЕС, информационная политика преувеличивает свои возможности самоутвердиться и является оборонительной по отношению друг к другу.

Существует экспертная позиция, что в ближайшее время Россия не должна быть вовлечена в новый виток информационной войны со странами Европейского Союза, несмотря на усиленные меры по обеспечению информационной безопасности, поскольку за информационное пространство, в первую очередь, должно нести само государство. В текущей ситуации рекомендуется продумать тщательную стратегию односторонних шагов, направленных на изменение общественного мнения в странах Европейского Союза в пользу Москвы. В информационном плане предлагается сократить долю пропагандистских теле- и радиопрограмм, посвященных Украине; предлагается прекратить осуществление всяческого рода поддержки негосударственным и оппозиционным комитетам спасения, чтобы не допустить дестабилизации в России.

На мой взгляд, необходимо кардинально изменить политику теле- и радио-вещания в России. Нельзя говорить, что российское телевидение "зомбирует" населением ура-патриотическими настроениями, но по факту 50% эфирного времени любого телеканала в прайм-тайм составляет обсуждение политических тем. Логичнее было бы изменить сетку вещания, чтобы грамотно воспитать культуру и этикет молодежи, оставив политические тематики на другом - отдельном канале, но тут стоит вопрос о рейтинге, который влияет на финансовые возможности канала. Так или иначе, нам самим решать, нужно ли близко к сердцу принимать то, что говорят  по ту сторону экрана.

Комментариев пока нет