Система органов государственной власти России в условиях "санкционной войны"

29 октября 2016

Санкционная война между странами Запада вместе с примкнувшими к ним «партнерами» с одной стороны, и Россией с другой, стала серьезным вызовом для национальной безопасности Российской Федерации, нормального функционирования ее наиболее важных систем – политической, экономической, социальной, информационной, духовной и т.д.

Так, например, по результатам проведенного ВЦИОМ исследования спустя год после введения первого пакета западных санкций в отношении России негативные последствия для нашей страны отмечают около половины граждан (47%) – втрое больше, чем в августе 2014 г. (15%). Данное мнение разделяют, прежде всего, сторонники КПРФ (55%), 18-24-летние (52%) и высокообразованные (52%). Об улучшении ситуации говорит 21% опрошенных, еще 22% не видят каких-либо существенных изменений в государстве в связи с санкционными мерами Запада [1].

Таблица № 1

Оценка гражданами России влияния западных санкций, с момента их введения, на положение в стране

Воссоединение России с Крымом, поддержка Россией ополченцев Донбасса привели к введению западными странами экономических санкций против России. Как, по-Вашему, эти санкции отразились на нашей стране? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Март 2014г.[1]

Август 2014г.

Февраль 2015 г.

Сентябрь 2015г.

Санкции привели к негативным последствиям, усугубили ситуацию в стране

25

15

52

47

Санкции привели к положительным последствиям, улучшили ситуацию в стране

13

15

17

21

Санкции ничего не изменили, все осталось по-прежнему

50

62

22

22

Затрудняюсь ответить

12

7

9

10

То есть, результаты ВЦИОМа показывают определенно высокую степень напряженности в российском социуме, ощутимость российскими гражданами воздействие западных санкций в своей повседневной жизни. Полагаем, что преодоление негативного влияния «санкционной» войны в отношении России во многом зависит от эффективности развития и функционирования системы госуправления, которая является стержнем, скрепляющей основой любого вида государственной политики в нашей стране: экономической, социальной, военной, культурной, информационной и т.д.

Кроме этого, еще за два года до введения первых санкций против России В.В. Путин, при вступлении в должность Президента РФ, подписал Указ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором поручил Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих показателей:

а) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов;

б) доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – не менее 90 процентов;

в) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70 процентов;

г) снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году – до 2;

д) сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году – до 15 минут [2].

Очевидно, что в настоящее время, Правительству России приходится сталкиваться с определенными трудностями на пути к выполнению не только основных требований данного Указа Президента РФ. Но и с налаживанием эффективного функционирования в целом всей системы государственного управления. «Повышение качества государственного управления – тема, которая активно обсуждается у нас в последнее время», – подчеркивает в своей статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» премьер-министр Д.А. Медведев. По его мнению, необходимо произвести качественные сдвиги в эффективности государственного управления, сформировать систему ответственности различных уровней и органов власти за принимаемые решения [3].

Какие в настоящее время были произведены изменения в системе федеральных органов государственной исполнительной власти в целях оптимизации их работы? В сентябре 2014 года были упразднены министерство регионального развития, Рособоронзаказ и Рособоронпоставка. Функции минрегиона распределены между пятью министерствами. Вопросы социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики, приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования, а также инвестпроектов и комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов отошли к минэкономразвития. Также это министерство получило функции по предоставлению господдержки за счет средств Инвестфонда.

Минфину передана сфера господдержки регионов и муниципальных образований. Министерству строительства и ЖКХ – градостроительное зонирование. Минкультуры досталась государственная национальная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере защиты прав нацменьшинств и коренных малочисленных народов, реализации этнокультурных потребностей граждан разных этнических групп, а также обеспечение эффективного использования регионами и муниципальными образованиями средств господдержки, предусмотренных на этнокультурное развитие.

В свою очередь функции Рособоронзаказа и Рособоронпоставки были перераспределены между различными министерствами и ведомствами. Теперь в Минобороны России сконцентрирована вся полнота работы по поставкам продукции военно-технического назначения. Контрольные функции исполняются министерством промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службой и в силу компетенции – Счетной палатой РФ [4].

В дальнейшем в системе Правительства России, в основном, не стали создавать еще какие-либо министерства и ведомства. А пошли по пути создания новых правительственных комиссий, как координационных органов, образованных для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по реализации того или иного вида государственной политики (см. таблицу № 1).

Таблица № 2

Правительственные комиссии, созданные в целях повышения эффективности системы государственного управления в условиях санкций [5]

№ п/п

Наименование комиссии

Дата создания

Кто возглавляет

Основное предназначение

(цель деятельности)

1.

Правительственная комиссия по импортозамещению

04.08.2015

Председатель Правительства Д.А. Медведев

Реализация государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта. Оперативное решение вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности.

2.

Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных средств

26.08.2014

Первый заместитель Председателя Правительства

И.И. Шувалов

Подготовка предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованию высвобождающихся бюджетных ассигнований для финансирования приоритетных направлений и мероприятий государственной политики, повышению качества и эффективности реализации государственных программ, а также и контроль за реализацией соответствующих решений.

3.

Координационный совет по развитию детского туризма в Российской Федерации

20.11.2014

Заместитель Председателя Правительства О.Ю. Голодец

Развитие детского туризма.

4.

Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики

28.03.2015

Заместитель Председателя Правительства А.В. Дворкович

Создание условий для устойчивого развития и функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и энергоэффективности.

5.

Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития республики Крым и города Севастополя

24.07.2015

Заместитель Председателя Правительства Д.Н. Козак

Обеспечение социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя

6.

Государственная комиссия по вопросам развития Арктики

14.03.2015

Заместитель Председателя Правительства Д.О. Рогозин

Решение социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Как видно из таблицы, основные направления, на которых были сосредоточены усилия Правительства РФ в период после введения санкций – это импортозамещение, оптимизация и повышение эффективности бюджетных средств, социально-экономическое развитие Арктической зоны, Республики Крым и города Севастополя, развитие детского туризма, отраслей топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и энергоэффективности. При этом в системе федеральных органов исполнительной власти в условиях санкций остаются важными и такие ранее выбранные направления, как обеспечение финансовой стабильности, модернизация экономики и инновационное развитие России, контроль за осуществлением иностранных инвестиций, взаимодействие с экспертным сообществом, развитие малого и среднего предпринимательства и т.д.

Литература:

1. Пресс-выпуск № 2932. Санкции против России: держим оборону [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Всероссийского центра изучения общественного мнения. 16 сентября. 2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115393 (дата обращения: 05.11.2015).

2. Указ Президента Российской Федерации 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал «Российской газеты». 09 мая 2012. URL: www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (дата обращения: 05.11.2015).

3. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал «Российской газеты». 23 сентября. 2015. URL: www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (дата обращения: 05.11.2015).

4. Владимир Путин оптимизировал структуру правительства [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал «Российской газеты». 09 сентября. 2014. URL: www.rg.ru/2014/09/08/putin-site.html (дата обращения: 05.11.2015).

5. Координационные и совещательные органы при Правительстве РФ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/agencies/ (дата обращения: 05.11.2015).

[1] В марте 2014 года вопрос носил прогностический характер.

Комментарии 6

<p>
<span style="color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;font-size:13px;">У Д. А.Медведева в статье практически одни лозунги и мало конкретных предложений по выводу страны из кризиса. Зачем вообще понадобилось доводить дело до такой ситуации как сегодня? Почему в благоприятных экономических условиях не сделано было ничего в экономике страны для её диверсификации, отказа от ориентации на сырьевой путь развития? Как сидели на нефтяной игле, так и продолжаем сидеть. Вот и результат...</span>
</p>
<p>
<span style="color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;font-size:13px;">"...Медведевым выдвигается в статье странный тезис о «формировании нового (?!) социального государства», главной особенностью которого должна быть, видите ли, «индивидуализация предоставляемых услуг»! Что это за ребус такой? Сразу в этих мудрствованиях и не разберешься. Между тем мы, социалисты, считаем, что социальное государство – это понятие вполне ясное и конкретное, и тут не надо наводить тень на плетень. Для начала нам бы, извините, с самыми элементарными, базовыми вопросами определиться! К примеру, научиться честно определять уровень бедности в стране, отказавшись от лживого манипулирования при помощи МРОТ и прожиточного минимума и введя систему современных стандартов. Ну и самое главное – надо в конце концов ввести в ряд важнейших государственных приоритетов преодоление того позорного имущественного расслоения между богатыми и бедными, которое продолжает нарастать в России, оборачиваясь уже одним из серьезнейших ограничителей экономического развития.</span>
</p>
<p style="padding-left:0px;font-size:13px;color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;">
Без конкретики по таким ключевым вопросам все получится как в одном невеселом анекдоте: «Мы будем жить лучше и лучше!» – говорит правительство. «Мы рады за вас!» – отвечает народ..."
</p>
<p style="padding-left:0px;font-size:13px;color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;">
Это Тема для Лаборатории Критического мышления. Особенно "тень на плетень..."! Классно насмешили...
</p>
<p>
Александр Николаевич, добрый вечер.
</p>
<p>
1. Спасибо за статью, мне Ваша идея понравилась и заинтересовала. Действительно, если мы сегодня говорим о принципиальном изменении российской гос. политики в условиях санкций, то изменения должны (иначе невозможно) произойти и в системе госуправления. Это логично и понятно.
</p>
<p>
2. Мне также понятно, что Ваша таблица, в которой приведены новые правительственные комиссии, отнюдь не исчерпывает всего многообразия изменений в системе госуправления. Например, фактическое сокращение полномочий и финансовых возможностей местного самоуправления (за исключением, ряда крупных городов) явно носит не косметический или случайный характер. На мой взгляд, отечественная система госуправления постепенно настраивается на "поглощение" самостоятельности местного самоуправления. В этом же ряду, полагаю, стоят войны в Украине и в Сирии. Думаю, не случайно перед органами госвласти и местного самоуправления все больше ставится задач патриотического свойства (комплекс ГТО в их ряду), организации гражданской обороны, укрепления обороноспособности, снижения гибкости и реальной управленческой эффективности политической системы.
</p>
<p>
3. Ваша идея позволяет, на мой взгляд, методами научного анализа прогнозировать будущее реформирование (в первую очередь, административное) в России. Например, банально, но денег в нашей стране не хватает. В связи с этим ВСЕ модернизационные потенции власти вынуждены все таки считаться с этим фактором. Поэтому логично, что сегодня всё больше и больше российских чиновников склоняется к мысли сокращения министерств и усилению (количественно и финансово) надзорных органов. Кстати, по факту сегодня (пока?) идет обратный процесс.
</p>
<p>
4. Лично я подхватываю Вашу инициативу и буду сам далее анализировать эту проблему, буду привлекать к ее анализу наших студентов. Кстати, в следующем семестре манистры-очники будут изучать уч. дисциплину "Модернизация системы гос. управления". Ваши материалы явно пригодятся.
</p>
<p>
5. Неплохо было бы реализовать этот Ваш текст в виде научной статьи в журнале "ГосРег". Если времени у Вас хватит, конечно.
</p>
<p>
Еще раз благодарю за идею и надеюсь, что у нас с Вами и нашими студентами в итоге получится хороший комплект информационно-аналитических материалов по проблематике реформирования в условиях санкций.
</p>
<p>
Добрый вечер, Александ Николаевич!
</p>
<p>
Думаю, что это информация именно сюда , именно к этой статье, хотя вроде бы изначально она является обсуждением бюджета России 2016. Вместе с тем, даются рекомендации о необходимых изменениях: бюджетные расходы и доходы - это обязательные, но далеко недостаточные условия жизни России.
</p>
<p>
http://www.youtube.com/watch?v=80ppfDF36G4 - обсуждение бюджета 2016 М. Делягин, ...
</p>
<p>
Александр Николаевич, добрый вечер.
</p>
<p>
1. Спасибо за статью, мне Ваша идея понравилась и заинтересовала. Действительно, если мы сегодня говорим о принципиальном изменении российской гос. политики в условиях санкций, то изменения должны (иначе невозможно) произойти и в системе госуправления. Это логично и понятно.
</p>
<p>
2. Мне также понятно, что Ваша таблица, в которой приведены новые правительственные комиссии, отнюдь не исчерпывает всего многообразия изменений в системе госуправления. Например, фактическое сокращение полномочий и финансовых возможностей местного самоуправления (за исключением, ряда крупных городов) явно носит не косметический или случайный характер. На мой взгляд, отечественная система госуправления постепенно настраивается на "поглощение" самостоятельности местного самоуправления. В этом же ряду, полагаю, стоят войны в Украине и в Сирии. Думаю, не случайно перед органами госвласти и местного самоуправления все больше ставится задач патриотического свойства (комплекс ГТО в их ряду), организации гражданской обороны, укрепления обороноспособности, снижения гибкости и реальной управленческой эффективности политической системы.
</p>
<p>
3. Ваша идея позволяет, на мой взгляд, методами научного анализа прогнозировать будущее реформирование (в первую очередь, административное) в России. Например, банально, но денег в нашей стране не хватает. В связи с этим ВСЕ модернизационные потенции власти вынуждены все таки считаться с этим фактором. Поэтому логично, что сегодня всё больше и больше российских чиновников склоняется к мысли сокращения министерств и усилению (количественно и финансово) надзорных органов. Кстати, по факту сегодня (пока?) идет обратный процесс.
</p>
<p>
4. Лично я подхватываю Вашу инициативу и буду сам далее анализировать эту проблему, буду привлекать к ее анализу наших студентов. Кстати, в следующем семестре манистры-очники будут изучать уч. дисциплину "Модернизация системы гос. управления". Ваши материалы явно пригодятся.
</p>
<p>
5. Неплохо было бы реализовать этот Ваш текст в виде научной статьи в журнале "ГосРег". Если времени у Вас хватит, конечно.
</p>
<p>
Еще раз благодарю за идею и надеюсь, что у нас с Вами и нашими студентами в итоге получится хороший комплект информационно-аналитических материалов по проблематике реформирования в условиях санкций.
</p>
<p>
<span style="color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;font-size:13px;">У Д. А.Медведева в статье практически одни лозунги и мало конкретных предложений по выводу страны из кризиса. Зачем вообще понадобилось доводить дело до такой ситуации как сегодня? Почему в благоприятных экономических условиях не сделано было ничего в экономике страны для её диверсификации, отказа от ориентации на сырьевой путь развития? Как сидели на нефтяной игле, так и продолжаем сидеть. Вот и результат...</span>
</p>
<p>
<span style="color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;font-size:13px;">"...Медведевым выдвигается в статье странный тезис о «формировании нового (?!) социального государства», главной особенностью которого должна быть, видите ли, «индивидуализация предоставляемых услуг»! Что это за ребус такой? Сразу в этих мудрствованиях и не разберешься. Между тем мы, социалисты, считаем, что социальное государство – это понятие вполне ясное и конкретное, и тут не надо наводить тень на плетень. Для начала нам бы, извините, с самыми элементарными, базовыми вопросами определиться! К примеру, научиться честно определять уровень бедности в стране, отказавшись от лживого манипулирования при помощи МРОТ и прожиточного минимума и введя систему современных стандартов. Ну и самое главное – надо в конце концов ввести в ряд важнейших государственных приоритетов преодоление того позорного имущественного расслоения между богатыми и бедными, которое продолжает нарастать в России, оборачиваясь уже одним из серьезнейших ограничителей экономического развития.</span>
</p>
<p style="padding-left:0px;font-size:13px;color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;">
Без конкретики по таким ключевым вопросам все получится как в одном невеселом анекдоте: «Мы будем жить лучше и лучше!» – говорит правительство. «Мы рады за вас!» – отвечает народ..."
</p>
<p style="padding-left:0px;font-size:13px;color:rgb(34,34,34);font-family:Arial, sans-serif;">
Это Тема для Лаборатории Критического мышления. Особенно "тень на плетень..."! Классно насмешили...
</p>
<p>
Добрый вечер, Александ Николаевич!
</p>
<p>
Думаю, что это информация именно сюда , именно к этой статье, хотя вроде бы изначально она является обсуждением бюджета России 2016. Вместе с тем, даются рекомендации о необходимых изменениях: бюджетные расходы и доходы - это обязательные, но далеко недостаточные условия жизни России.
</p>
<p>
http://www.youtube.com/watch?v=80ppfDF36G4 - обсуждение бюджета 2016 М. Делягин, ...
</p>