Система антикризисного финансового менеджмента неплатежеспособных коммерческих организаций

29 октября 2016

В рыночной экономике, в связи с цикличностью ее развития, периодически наступают кризисы различного уровня и масштаба.

Поэтому в настоящее время активно развивается антикризисный финансовый менеджмент.

Одни авторы определяют антикризисное управление как систему предпринимаемых менеджментом мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Некоторые исследователи считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение компании на рынке резко ухудшается и перспектива банкротства становится реальной, причем, объектом антикризисного управления становится компания-должник.

"Антикризисный менеджмент и финансовые затруднения".

В результате привязки антикризисного управления только к состоянию банкротства меры воздействия могут распространяться исключительно на те предприятия, которые уже попали в кризисную ситуацию. Однако такой подход недостаточен, а поэтому необходим эффективный комплекс мероприятий: от предварительной диагностики кризиса компании до методов его преодоления.

Теперь главным в антикризисном финансовом менеджменте становится создание условий, когда финансовые затруднения и, следовательно, банкротство, исключаются. На государственном уровне и уровне хозяйствующих субъектов необходимо формирование эффективной стратегии по преодолению неплатежеспособности предприятий, восстановления их финансовой устойчивости.

"Внедрение антикризисного финансового менеджмента".

Первый этап внедрения антикризисного финансового менеджмента заключается в проведении комплексной диагностики финансового состояния предприятия. Она включает максимально полный анализ внешней и внутренней среды, в которой функционирует компания. На основе анализа выделяются компоненты, которые имеют особое значение для организации, осуществляются сбор и отслеживание информации по каждому компоненту. И на основе оценки реального положения выясняются перспективы развития предприятия. Таким образом, необходим постоянный мониторинг на предмет финансовой устойчивости предприятия. 

Второй этап заключается в разработке стратегических и тактических мер, направленных на преодоление проявившихся негативных тенденций и поддержание устойчивого развития предприятия в долгосрочной перспективе. К стратегическим мероприятиям относятся:

– повышение доли предприятия на рынке (достижение лидерства);

– географическая, вертикальная и горизонтальная диверсификация производства;

– модернизация производства на качественно новой технологической основе и др.

В ходе финансового анализа коммерческих организаций выявлено, что предприятия находятся в предкризисном состоянии, которое характеризуется разной степенью. Но при этом имеет место ряд общих проблем: 

– высокая доля заемных средств в структуре источников предприятия;

– значительный износ основных средств и низкий уровень коэффициента обновления;

– высокая доля оборотных активов в имуществе предприятия;

– значительная доля дебиторской задолженности в активе предприятия;

– просроченная кредиторская и дебиторская задолженность;

– низкие коэффициенты рентабельности и абсолютной ликвидности;

– финансовое состояние предприятий характеризуется как неустойчивое или кризисное, что оказало влияние на формирование отрицательного эффекта финансового рычага и запаса финансовой прочности.

"Меры по финансовому оздоровлению предприятий".

Комплексная диагностика финансового состояния промышленных предприятий позволила условно разделить их на 3 группы:

– финансово устойчивые;

– неустойчивые;

– находящиеся в кризисном финансовом положении. 

На уровне предприятий в зависимости от финансового состояния коммерческих организаций принимаются следующие группы мероприятий:

– для устойчивых предприятий: инновационные инвестиционные проекты для повышения конкурентоспособности на рынке

– для неустойчивых: план финансовой стабилизации, предусматривающий управление дебиторской и кредиторской задолженностью, оптимизацию расходования денежных средств (бюджетирование);

– для предприятий, находящихся в критическом финансовом положении: поиск инвестиций у акционеров, составление плана финансового оздоровления, включающего минимизацию затрат, закрытие нерентабельного производства, поиск новых контрагентов, реорганизацию, а при невозможности финансовой стабилизации – рассмотрение возможности слияния, поглощения или продажи активов.

Вывод:

Таким образом, осуществить финансовое оздоровление и повысить устойчивость предприятия позволят следующие меры:

– реализация стратегии и тактики антикризисного финансового менеджмента, ориентированного не только на сохранение организации, но и на развитие;

– повышение конкурентоспособности путем внедрения финансовых инструментов, применяемых с целью преодоления неплатежеспособности коммерческих организаций, включающих осуществление политики финансирования, обоснование механизма финансового оздоровления;

– снижение финансовых рисков компании.

 

Комментариев пока нет