НИСИ

Сергей Собянин: Важнейшим приоритетом остаётся повышение качества медпомощи матерям и детям

29 октября 2016

В городской поликлинике № 180 появились сестринские посты, кабинеты доврачебного осмотра и «Дежурный врач». Для выездов на дом к пациентам сформировано пять врачебных бригад.

В 2016 году в столичных поликлиниках будут внедрять новые стандарты комфорта, работать над уменьшением очередей, развивать электронные сервисы. Особое внимание будет уделяться повышению качества медицинской помощи матерям и детям, рассказал Сергей Собянин во время посещения городской поликлиники № 180 в районе Митино.

 

В разговоре с главным врачом поликлиники Валерием Вечорко Мэр Москвы напомнил, что в городе внедряется московский стандарт поликлиники. Он был выработан в рамках краудсорсинг-проекта, участие в котором приняли десятки тысяч москвичей. Как результат нового стандарта, уточнил Валерий Вечорко, сейчас в поликлинике практически нет пациентов, которые не могли бы записаться на приём в установленные сроки, а среднее время ожидания у кабинета врача не превышает пяти минут.

 

Он также поздравил московских врачей с наступающим Международным женским днём и подарил работницам поликлиники букеты тюльпанов. «Московское здравоохранение — одно из лучших в стране и по качеству, и по профессиональной подготовке врачей. Его основой являются женщины, на плечах которых основная нагрузка. И я хочу вам пожелать счастья, здоровья, успехов. Мы будем делать всё возможное, чтобы вам работалось более комфортно, а москвичи, ваши пациенты, получали качественную медицинскую помощь», — сообщил Мэр Москвы.

 

Главный врач поликлиники № 180 Валерий Вечорко отметил, что благодаря модернизации поликлиники пациенты ожидают приёма врача в среднем не более пяти минут. По сравнению с 2014 годом также сократилась очередь на запись к врачам — с 30 до 0,6 процента.

 

Стационар-замещающие технологии

 

Городская поликлиника № 180 была открыта в 2002 году по адресу: Уваровский переулок, дом 4. В настоящее время она является крупным амбулаторно-поликлиническим центром. В него, наряду с основной поликлиникой, входят четыре филиала, две женские консультации, два травмпункта, а также два отделения неотложной медицинской помощи с единым диспетчерским центром по СЗАО. Мощность — 4,3 тысячи посещений в смену.

 

Поликлиника обслуживает жителей районов Митино и Строгино. К ней прикреплено 225 тысяч человек, к женским консультациям — 157 тысяч.

 

В поликлинике открыт дневной стационар на 103 койки хирургического, терапевтического, неврологического, пульмонологического, эндокринологического, кардиологического и гинекологического профилей. Работа дневного стационара организована в две смены. Это позволяет оказывать помощь до 200 пациентам в день.

 

Для пациентов доступны школы профилактики и лечения распространённых хронических заболеваний (бронхиальной астмы, сахарного диабета, артериальной гипертензии и так далее), Центр планирования семьи и репродукции, а также служба паллиативной помощи.

 

Поликлиника активно осваивает стационар-замещающие технологии. В частности, врачи медучреждения освоили проведение операций ударно-волновой литотрипсии (дробление камней в почках), которую раньше делали только в больницах.

 

Кроме того, за последние годы врачи поликлиники освоили или расширили применение многих современных методов диагностики и лечения, среди которых:

 

— пункционная биопсия узлов щитовидной и предстательной железы под контролем УЗИ;

 

— бодиплетизмография (исследование функций внешнего дыхания);

 

— электромиография (диагностика периферических отделов нервной системы);

 

— АСИТ-терапия (лечение аллергии).

 

В 2015 году на базе поликлиники № 180 организован уникальный для городского здравоохранения платный сервис — получение по принципу одного окна в течение часа водительских медицинских справок и справок на право владения оружием. Предварительная запись на получение услуги организована на портале городских услуг (pgu.mos.ru). Посещения психиатрического и наркологического диспансеров не требуется.

 

Ремонт и новое оборудование

 

В 2011–2015 годах в городской поликлинике № 180 и её филиалах был проведён капитальный и текущий ремонт на общую сумму 145 миллионов рублей.

 

Закуплено 130 единиц современного медицинского оборудования на общую сумму 226 миллионов рублей, в том числе шесть цифровых рентгеновских комплексов, один компьютерный томограф, одна ультразвуковая система экспертного класса, два цифровых флюорографа.

 

В поликлинике внедрена система ЕМИАС, в рамках которой работают 369 врачей и 50 медсестёр. Кроме того, кабинеты врачей оснащены автоматизированными рабочими местами (всего 411). Установлено 27 информационных киосков.

 

В 2015 году в медучреждении внедрили московский стандарт поликлиники. В частности, в каждом корпусе появилось два-три сестринских поста, оборудованных автоматизированными рабочими местами, принтерами и телефонами. Сестринские посты расположены в холлах. Медсёстры, работающие здесь, выписывают направления на исследования и оформляют другие медицинские документы.

 

Созданы кабинеты доврачебного осмотра, где, в частности, измеряется артериальное давление. Организован кабинет «Дежурный врач» для приёма пациентов без предварительной записи. При этом амбулаторный приём участковыми врачами-терапевтами возможен только по записи.

 

Врачи-терапевты и врачи-специалисты востребованных специальностей (неврологи, офтальмологи, эндокринологи, хирурги, акушеры-гинекологи, урологи) принимают по семь часов в смену.

 

При этом для выездов на дом к пациентам сформировано пять врачебных бригад. В среднем нагрузка на одного врача-терапевта составляет 25 вызовов в день. Вызовы поступают через единый кол-центр.

 

Организована работа картохранилищ, визуально изолированных от пациентов. Выдача карт на руки пациентам запрещена (возможна выдача карты по заявлению пациента с установленным сроком возврата). Карты подбираются на приём медрегистраторами и медсёстрами.

 

Улучшена комфортность пребывания пациентов в поликлинике: установлены кулеры с водой, цветы, созданы зоны ожидания, открыты дополнительные туалеты, улучшено обслуживание в гардеробе, установлены мониторы, транслирующие ролики о здоровом образе жизни.

 

Оценка качества работы врачей и среднего медицинского персонала производится на основании онлайн-опросов пациентов по итогам посещения поликлиники.

 

Московский стандарт поликлиники

 

Московский стандарт поликлиники внедряется во всех взрослых поликлиниках с 2015 года (в детских поликлиниках — с 2016 года).

 

Цели проекта:

 

— улучшение качества лечения;

 

— повышение удовлетворённости пациентов;

 

— повышение эффективности работы поликлиник.

 

Основные элементы московского стандарта поликлиники были выработаны в рамках специального краудсорсинг-проекта. В нём приняли участие более 58 тысяч москвичей.

 

В результате оптимизирована работа регистратуры и создано отдельное хранилище медицинских карт. Благодаря этому карты стали теряться реже и сократились очереди в регистратуру.

 

В рамках стандарта произошло внедрение сестринских постов для приёма пациентов без участия врача. Фельдшеры и медсёстры распределяют потоки пациентов, записывают на приём к врачу, оформляют медицинские документы (повторные рецепты хроническим больным в тех случаях, когда не требуется коррекция лечения, различные справки, санаторно-курортные карты, направления на МСЭ), измеряют артериальное давление и проводят другие процедуры.

 

С такими вопросами в поликлинику обращаются до 50 процентов пациентов. Их обслуживание на сестринских постах значительно снижает нагрузку на врачей и позволяет им заниматься непосредственно лечением пациентов.

 

Также появились специализированные врачебные бригады для выезда к пациенту. Освобождение участковых врачей от выездов на дом позволило увеличить время приёма пациентов в поликлинике с четырёх до семи-восьми часов в смену.

 

Оснащение выездных бригад транспортом сокращает длительность обработки одного вызова на дом.

 

Для пациентов, которые пришли без записи, созданы кабинеты «Дежурный врач». При этом участковые врачи-терапевты принимают строго по предварительной записи.

 

К тому же повысился комфорт пребывания пациентов в поликлинике: появились удобные холлы и зоны ожидания с мягкой мебелью и кулерами с водой.

 

Сервисы оценки работы

 

Неотъемлемым элементом московского стандарта поликлиники является также внедрение системы обратной связи с пациентами и контроля качества оказываемой медицинской помощи.

 

В июле 2015 года Правительство Москвы открыло три электронных ресурса (интернет-сервиса) для оценки уровня удовлетворённости и информирования москвичей о работе городских поликлиник.

 

Москвичи, оставившие адрес электронной почты на портале городских услуг (pgu.mos.ru), на следующий день после визита к врачу взрослой поликлиники получают электронное письмо с просьбой оценить результаты посещения поликлиники по пятибалльной шкале (от «полностью удовлетворён» до «не удовлетворён»).

 

Оценки выставляются по трём категориям:

 

— удовлетворённость результатом приёма врача;

 

— удовлетворённость качеством работы и отношением к пациенту остального медперсонала;

 

— удовлетворённость чистотой и порядком в поликлинике.

 

Сервис оценки данных о доступности медицинской помощи в поликлиниках на портале городских услуг (pgu.mos.ru) отражает информацию по двум ключевым параметрам, которые характеризуют доступность плановой медицинской помощи:

 

— время ожидания даты приёма врача;

 

— время ожидания начала приёма непосредственно у кабинета врача.

 

Сервис обратной связи с пациентами московских поликлиник на портале «Наш город» (gorod.mos.ru) позволяет гражданам сообщить о типичных проблемах — одной или нескольких, с которыми они столкнулись в поликлиниках.

 

Внедрение московского стандарта поликлиники позволило значительно снизить непрофильную нагрузку на участковых терапевтов, высвободив их время для непосредственной работы с пациентами.

 

Кроме того, многие москвичи отмечают повышение комфорта пребывания в поликлиниках.

Комментариев пока нет