НИСИ

Сергей Собянин провел заседание Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

29 октября 2016

Сергей Собянин: Здравствуйте. Давно уже с вами не виделись. За это время произошли серьёзные события, в том числе Паралимпийские игры, и наша сборная, я имею ввиду наших московских спортсменов, которые участвовали в этих играх, показали замечательные результаты — 30 процентов золотых медалей в олимпийской сборной принадлежит москвичам. Это, конечно, большая победа, единственное, я должен сказать, что количество наших спортсменов московских в сборной всё-таки, мне кажется, было недостаточным, поэтому нам есть над чем работать.

Сегодня обсудим несколько вопросов, в соответствии с той повесткой, которую выработали вместе с вами. Первое: посмотрим, как выполняется программа трудоустройства инвалидов. И второй вопрос касается создания безбарьерной среды, в частности в учреждениях культуры города Москвы.

Что касается трудоустройства инвалидов, мы давали предложение увеличить количество мест для инвалидов в социальной сфере, это поручение выполнено, в настоящее время в соцсфере работает уже около 11 тысяч инвалидов. Буквально за несколько месяцев количество таких рабочих мест увеличилось на 3 тысячи, и это говорит о том, что там действительно есть потенциал хороших, нормальных мест, где будут работать инвалиды. Я думаю, что эту работу надо продолжать и в дальнейшем, учитывая ту огромную разветвленную сеть, которая у нас есть.

Что касается безбарьерной среды, последние годы, как вы знаете, мы делаем немало в этом отношении. Сегодня две трети городского транспорта и порядка 78 процентов учреждений уже обеспечено соответствующим доступом маломобильных групп населения.

За последнее время мы проводим серьёзный эксперимент в метрополитене. Вы знаете, созданы специальные группы поддержки инвалидов, маломобильных групп населения, это сделано в 80 станциях метрополитена, где обеспечивается доступ к станциям, которые не имеют специальных лифтов, специального оборудования, и где это сделать сегодня физически невозможно. За короткий промежуток времени они оказали помощь 65 тысячам инвалидов и маломобильным гражданам. Это, на самом деле, неплохой результат за такой короткий срок.

Ну, и буквально на днях в Москву пришли низкопольные трамваи, оборудованные, в том числе и для колясочников.

Что касается учреждений культуры, в настоящее время подавляющая часть учреждений культуры города Москвы обеспечена соответствующими приспособлениями. Создана целая система поддержки инвалидов, имею в виду и организованные посещения, вот как мы здесь наблюдаем, в этом доме инвалидов, когда ребят организованно приводят в музеи, в театры, объекты культуры. Так и, собственно, сами театры настроены, на мой взгляд, неплохо по отношению к инвалидам, организовывая бесплатные посещения.

Эти и другие вопросы мы готовы сегодня обсудить с вами. Пожалуйста, кто у нас первый вопрос отрабатывал? Вадим Алексеевич(первый заместитель руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Вадим Кудряшов), пожалуйста.

Вадим Кудряшов: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые члены Координационного совета! На итоговом заседании Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности при Мэре Москвы от 19 марта 2013 года Департаментом труда и занятости населения города Москвы совместно с заинтересованными ведомствами разработана и 22 октября 2013 года Мэром Москвы утверждена Концепция создания рабочих мест для инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности. Для организаций города, зарегистрированных в Государственном казенном учреждении «Центре квотирования» — это подведомственное учреждение Департамента — установлено 76 тысяч 703 квоты для инвалидов.

В счёт установленной квоты в организациях города обеспечена занятость по состоянию на 1 января 2013 года 31 тысячи 633 инвалидов в 3 тысячах 367 организациях. На 1 января текущего года — 34 тысяч 524 инвалидов в 3 тысячах 338 организациях.

В подведомственные органам исполнительной власти города Москвы государственные учреждения было устроено на 25 апреля 2013 года (значит, соответственно, после создания первого Координационного совета) 8 тысяч 31 инвалид на 10 тысячах 216 квотируемых рабочих местах в 4 тысячах 821 учреждении. На 1 января текущего года трудоустроено 10 тысяч 895 инвалидов на 12 тысячах 192 квотируемых рабочих местах в 4 тысячах 888 учреждениях.

Я могу пояснить, что эти данные берутся, соответственно, с отчёта «Центра квотирования», в который поступает данная информация от организаций, имеющих среднесписочный состав более 100 человек.

Для справки также могу сказать то, что касается центров занятости дополнительно, что ежегодно в «Центр занятости населения города Москвы» обращается порядка 2,5 тысячи инвалидов разной, соответственно, группы инвалидности. На учёте сейчас в службах занятости находится 1052 инвалида, в текущем году трудоустроено 360 инвалидов.

В настоящее время организациям, применяющим труд инвалидов для создания и модернизации рабочих мест, предоставляются субсидии из бюджета города Москвы. Субсидии предоставляются для создания и модернизации рабочих мест, как я уже сказал, для инвалидов и граждан, осуществляющих их адаптацию, а именно: на приобретение оборудования, на приобретение вспомогательных материалов, оснастки и сырья, на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организации.

За счёт привлечения 1 миллиарда 287 миллионов рублей из бюджета города Москвы было создано в 2012 году 1070 рабочих мест для инвалидов, в 2013 году проведена работа по созданию 1503 рабочих мест для инвалидов. На всех созданных рабочих местах трудятся инвалиды различных групп. В 2014 году предусмотрено выделение 1 миллиарда 249 миллионов рублей на обустройство 1700 рабочих мест для инвалидов.

Значит, здесь тоже хотелось бы дать некоторые пояснения. Мы, естественно, ищем новые формы взаимодействия с подбором организаций, которые будут получать субсидии из бюджета города Москвы и взаимодействовать с инвалидными организациями.

То, что касается организаций, которые потенциально могут претендовать на получение субсидий из бюджета города Москвы на обустройство и создание рабочих мест для инвалидов, то мы сейчас, последнее время, привлекли ассоциации и союзы производителей, имеющих предприятия в городе Москве. Мы полагаем, что данные ассоциации включают в свой состав предприятия высокотехнологичные, с развитой инфраструктурой, то есть те предприятия, на которых было бы интересно и удобно работать инвалидам.

Соответственно, это, на наш взгляд, исключит или максимально минимизирует получение субсидий компаниями с ненадежной ориентацией, скажем так, и, соответственно, обеспечит полную прозрачность подготовки данных компаний к получению субсидий.

Сергей Собянин: Вадим Алексеевич, это хорошо, что вы опираетесь на ассоциации работодателей, но вы и сами должны обеспечивать проверку организаций — кому вы даете субсидии и как эти субсидии используются. Вы несёте персональную ответственность, вплоть до уголовной, кому вы отдаете эти субсидии и как ими распоряжаются. Поэтому ассоциациями надо заниматься, вместе с ними, но собственный контроль никто не отменял — это безусловно. Я прошу все субсидии, которые вы давали в прежние годы, проверить, как они использовались.

Вадим Кудряшов: Есть, Сергей Семёнович.

Сергей Собянин: Спасибо. Продолжайте.

Вадим Кудряшов: В настоящее время Департаментом прорабатываются возможности введения с 2015 года новых форм, новых направлений экономической и социальной поддержки предприятий, применяющих труд инвалидов.

В частности, предполагается выдача сертификата на трудоустройство инвалида. Сертификат предоставляется лицу, имеющему показания к труду. Он является именным и выдаётся единовременно. Сертификат предоставляется инвалидом работодателю для возмещения затрат работодателя при создании индивидуального рабочего места. Оценочная стоимость сертификата — 500 тысяч рублей. При введении сертификата с 2015 года ожидаемые результаты: в 2015 году мы ожидаем выдачу сертификатов порядка 500 инвалидам на общую сумму 250 миллионов рублей.

Сергей Собянин: Как вы контролировали использование этих сертификатов? Ну, выдали инвалиду сертификат — дальше что происходит?

Вадим Кудряшов: Мы контроль осуществляем точно так же, как у нас контроль осуществляется за организациями, которые получают субсидии, разницы здесь абсолютно никакой.

Сергей Собянин: И что показывают результаты этого контроля?

Вадим Кудряшов: По сертификату, о котором я сейчас говорил, мы его предполагаем ввести с 2015 года, то есть сейчас будет...

Сергей Собянин: Вы предполагаете такую работу?

Вадим Кудряшов: Да.

Сергей Собянин: С 2015 года?

Вадим Кудряшов: Абсолютно верно. Кроме того, предполагается введение сертификата дополнительного. Предполагается, кроме того, введение сертификата на повышение квалификации работающего инвалида. Сертификат предполагается предоставлять работодателю с целью повышения квалификации работающего инвалида в размере до 70 процентов понесенных затрат, но не более 15 тысяч рублей на одного инвалида, не чаще одного раза в три года.

Реализация предлагаемых мероприятий будет осуществляться в рамках подпрограммы по развитию рынка труда и содействия занятости населения города Москвы на 2015-16 годы: «Государственная программа города Москвы стимулирования экономической активности на 2015-16 годы», и дополнительное финансирование потребностей. Для учета мнения самих инвалидов при подготовке конкретных документов с целью реализации...

Сергей Собянин: Я извиняюсь, Вадим Алексеевич, а сертификат предоставляет право на сколько лет трудоустраиваться? Или это один раз трудоустроился, через месяц оттуда тебя уволили и полмиллиона исчезло?

Вадим Кудряшов: Нет, почему? Мы хотим привязать это всё к существующим правилам, которые имеют место быть.

Сергей Собянин: Ну, хорошо, правила правилами, а как сертификат будете контролировать? Это же не просто создание рабочих мест. Отдали сертификат, пришел инвалид, отдал его на полмиллиона, а дальше что будет происходить? Это, на всякий случай, двухгодовая заработная плата этого же инвалида. Не проще ему тогда деньги отдать да и забыть?

Нет, но я просто хочу понять, что это за механизм. Это просто очередная раздача денег? Или что тогда вообще?

Вадим Кудряшов: Очередную раздачу денег мы не предполагаем. Вы мне расскажите, расскажите, не стесняйтесь. Это же большие деньги, которые предполагается с 2015 года раздавать. Мы должны все механизмы разработать. Они должны быть эффективными, понятными для всех, в первую очередь — для самих инвалидов.

Вадим Кудряшов: Конкретное рабочее место на этот сертификат будет адаптироваться к деятельности инвалида. Далее мы, в соответствии с существующим сейчас проектом, в течение 36 месяцев должны и следить за сохранением данного рабочего места.

Сергей Собянин: И сколько это рабочее место будет существовать? Будет какая-то гарантия от работодателя, сколько это — месяц, два, полгода, год, десять лет?

Вадим Кудряшов: В соответствии с существующим сейчас проектом 36 месяцев — это три года.

Сергей Собянин: Три года, да? Пожалуйста, продолжайте.

Вадим Кудряшов: Учитывая мнение самих инвалидов при подготовке конкретных документов, с целью реализации вышеуказанных направлений 24 февраля текущего года была проведена встреча Департамента труда и занятости населения города Москвы с руководителями московских отделений общественных организаций инвалидов, в частности, Всероссийской организации слепых, Всероссийской организации глухих, Всероссийской организации инвалидов, Российского благотворительного фонда «Качество жизни» и другими организациями, а также прошло заседание круглого стола с руководителями организации Всероссийское общество слепых. На этом мероприятии мы презентовали, соответственно, эту программу и попросили, чтобы нам дали некие предложения и мы бы учли их в дальнейшей работе при согласовании порядка.

Далее. Подготовительная работа к реализации Концепции создания рабочих мест для инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности будет осуществляться поэтапно, двумя блоками, параллельно. На первом этапе — в январе-июне текущего года — будет проведено обследование инвалидов, имеющих показания к труду, и работодателей города Москвы, использующих труд инвалидов, на квотированные рабочие места с целью определения потребностей инвалидов и работодателей при трудоустройстве.

В настоящее время разработана анкета дли проведения сплошного исследования инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности, имеющих показания к труду и желающих трудоустроиться. Через отделы трудоустройства Центра занятости населения города Москвы, общественных организаций инвалидов, call-центры Департамента информационных технологий города Москвы, соответственно, будет проводиться данное анкетирование. Анкеты и формы отчетности направлены в общественные организации, объединения инвалидов для проведения опросов.

Совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы подготовлен макет электронного атласа с перечнем вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время структурными подразделениями Департамента проводится тестирование полноты и качества информации электронного атласа. Я поясню, что электронный атлас предполагает размещение на интерактивную карту города локальных рабочих мест для инвалидов с привязкой к конкретному округу, району, улице.

На втором этапе — в июле-августе — будет подведение итогов проведенного исследования, аналитическая работа над полученными результатами.

Третьим этапом в июне определим натуральные финансовые показатели мероприятий, необходимых для реализации концепции, разработка нормативно-правовых актов с целью внедрения положений концепции с 1 января 2015 года.

И на четвертом этапе — в июле-августе текущего года — будет подготовлено предложение по реализации концепции под программу развития рынка труда и содействия занятости населения города Москвы на 2015-2016 годы. Доклад закончен. Спасибо.

Сергей Собянин: Сколько в 2015 году дополнительно собираетесь трудоустроить благодаря вот этим новшествам?

Вадим Кудряшов: Мы предполагаем порядка 500 инвалидов трудоустроить в 2015 году с вручением именного сертификата. Пока это цифра расчётная, но я думаю, что в ходе...

Сергей Собянин: А всего сколько? Не только за счет сертификата, какая у вас задача на следующий год?

Вадим Кудряшов: У нас плановые показатели являются процентными, то есть 42,6 процента от обратившихся инвалидов мы должны трудоустроить. На сегодняшний день мы трудоустроили, в текущем году, 360. В прошлом году — 780.

Сергей Собянин: Спасибо, Алексей Валентинович, (Директор Государственного бюджетного учреждения Психоневрологический интернат № 30, врач-психиатр, кандидат медицинских наук Алексей Мишин) за уникальный опыт по трудоустройству инвалидов в вашем учреждении. Расскажите, работает механизм трудоустройства?

Алексей Мишин: Уважаемый Сергей Семёнович! Члены Координационного совета! Рад вас видеть в нашем учреждении. Тем более, сегодня прекрасный праздник — Чистый четверг — и вы здесь собрались, у меня, в моем учреждении. У меня действительно очень большое учреждение, более тысячи проживающих сейчас здесь находятся. Практически все — каждый второй охвачен различными трудовыми процессами, начиная от трудоустройства на штатные должности в организации города и заканчивая просто терапией в отделении.

У нас лечебно-трудовые мастерские, которые посетил Сергей Семёнович, где работают более 200 человек. Все они активно принимают участие в различных трудовых процессах. Более того, это не бесплатный труд, это оплачиваемая, по возможности оплачиваемая работа. Но, с моей точки зрения, есть определенные недоработки и есть определенные мои предложения, которые городу, и Сергею Семёновичу, я думаю, будут очень интересно услышать.

С моей точки зрения, сейчас, когда век информационных технологий, различных информационных порталов, инвалиды в этом отношении не должны отставать никоим образом. И, с моей точки зрения, порой, учитывая, что инвалиды находятся в четырёх стенах и получить достойную, доступную информацию им достаточно трудно, информационный портал, который работал бы в Интернете, именно рабочий информационный портал, включающий в себя, в том числе, и вопросы трудоустройства: различные вакансии, информации о работодателе, помощь при составлении тех же самых резюме, график работы, заработная плата, которую может предоставить работодатель — все должно быть в этом информационном портале. Кроме того, я думаю, что он должен быть также насыщен различными социальными вопросами и социальными сетями, то есть люди должны общаться друг с другом. Если человек-инвалид попал на этот информационный портал, он должен пообщаться с инвалидом, должен пообщаться с людьми, которые могут предоставить ему работу.

Второе предложение — создание мультифункциональных творческих центров, или мультифункциональных центров творческой, интеллектуальной поддержки инвалидов. Мне кажется, учитывая, что каждый инвалид — это разносторонняя личность, и у него есть свои интеллектуальные и творческие запросы, различные креативные проекты, вот в этом центре человеку могут помочь реализоваться, показать себя с другой стороны, развить, может быть, тот продукт креативный, который он производит, его ещё и качественно преподнести, отрекламировать как конечный продукт.

Третье направление, третье предложение — это общегородская программа стартапов. С моей точки зрения, каждый инвалид на определенном пути своего движения, развития, жизни может прийти к определённому мнению, что он готов различные программы или экономически выгодные проекты реализовывать, но ему, к примеру, не хватает определенных знаний о бизнесе, о возможности реализации себя, о рынке. Вот на основе общегородской программы стартап-проектов как раз бизнес-проекты от инвалидов могут запуститься. То есть вот такая социальная направленность бизнеса может реализоваться в ходе стартап-проектов.

Кроме этого, принципиально важно отметить, что система трудоустройства инвалидов мне представляется, конечно, как единая система, поэтому должна быть разработка совместных с работодателями рыночноориентированных образовательных программ, то есть должна учитываться аналитика рынка: что необходимо работодателю, какой есть потенциал и возможности, и навыки у инвалида; какое образование есть у инвалида, и в зависимости от изменения рыночных условий или в зависимости от ситуации, которая складывается с инвалидами, что более интересно им, рынок должен активно работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ну, и наконец, с моей точки зрения, будет здорово, если будет запущен такой проект с привлечением, конечно же, Правительства Москвы, это ежегодная премия, которую можно назвать, к примеру, «Возможно всё!», которая будет оценивать лучшие творческие проекты, интеллектуальные проекты, лучшие стартап-проекты, оценивать по различным категориям и критериям, и самому креативному, самому индивидуальному, самому творческому человеку, который предлагает стартап-проект, можно предлагать в качестве победы, в качестве премии организацию и реализацию этого стартап-проекта.

Спасибо большое за внимание.

Сергей Собянин: Молодец, в целом программу обозначил по всем направлениям. Я думаю, что часть этих предложений легко реализовать. В Департаменте труда и занятости есть информация и о рабочих местах, и о потребностях. Если необходимо выделить специальный раздел на портале, касающийся инвалидов, я думаю, это несложно будет сделать. Поэтому вы вместе поработаете с Вадимом Алексеевичем и реализуете эту идею.

Что касается стартапов, у нас примерно такая же программа существует в Департаменте промышленности, где начинающим предпринимателям выдают небольшие субсидии для начала их бизнес-проектов. Поэтому, Дмитрий Николаевич, вместе с Департаментом промышленности поработайте и создайте, выделите специальную квоту для бизнес-проектов из среды инвалидов.

Что касается образовательных программ, слава Богу, в Москве более чем достаточно образовательных учреждений подготовки и переподготовки граждан. Но я думаю, что то же самое можно делать и для инвалидов. С Департаментом образования такую программу, если она необходима, проработайте и создайте.

Что касается премии лучшим участникам, я думаю, что здесь достаточно средств, чтобы такую премию можно было организовать. Хорошо? Спасибо.

Сайт Правительства Москвы

Комментариев пока нет