Есть мнение

Русские радикальные мусульмане

08 декабря 2018
В последние годы в рядах российских исламистов все больше этнических русских. По мнению ряда экспертов, русские «ваххабиты» проявляют себя даже более активно, чем представители традиционно-мусульманских народов. Следует заметить, что сами исламские радикалы на Северном Кавказе активно вербуют в свои ряды именно русских, так как люди со славянской внешностью представляют особую ценность в диверсионно-террористической деятельности на территории Российской Федерации. Основной вопрос, который возникает при анализе данной проблемы, заключен в выяснении причин принятия русскими радикальных форм ислама.

Одной из причин может быть так называемый «синдром неофита» - когда человек, который принимает нетрадиционную для своего народа религию, стремится доказать, что он «свой», и даже более правоверный, чем этнические верующие. Русские мусульмане стараются даже в мелочах исполнять все требования, налагаемые религий. Такое отношения к себе приводит к строгому соблюдению всех норм и обязанностей, к особому рвению и фанатизму. Поэтому русские неофиты легко подпадают под влияние радикалов.

Радикальный ислам становиться одной из основных форм социального протеста в современной России. В ситуации социальной несправедливости, роста цен и налогов, чиновничьей коррупции, ограничении демократических прав и свобод многие русские, разуверившись в политике, власти, жизни, не видя перспектив, обращаются к исламу, как к религии, предлагающей им новый путь в более справедливую жизнь и простой, четкий метод борьбы – вооруженный «джихад» с «неверной» властью. В ислам уходят часть радикально-настроенной молодежи, те, кто готов действовать и не хочет ждать, когда власть созреет до перемен.

Особый вопрос – о русских мусульманках-террористках. Источников их формирования, как особой социальной группы, несколько, но, как правило, основная из них заключается в том, что большинство русских «ваххабиток» - жены или подруги северокавказских боевиков-исламистов. Как правило, их переход в радикальный ислам и последующая террористическая деятельность происходила под влиянием мужей (или друзей).

Некоторых русских парней и мужчин привлекает яркая выраженная маскулинность ислама («мужская» ориентация религии), сплоченность групп мусульман - выходцев с Кавказа, их агрессивное и вызывающее поведение на улице, занятия силовыми видами спорта и т.п. На этом фоне православие выглядит как религия «слабых».

Часть русских «ваххабитов» увлеклась идеями радикального ислама в местах лишения свободы, где уже давно сформировалась устойчивая тенденция распространения салафизма. Это связано с рядом факторов: увеличение числа заключенных из «этнических» мусульман; активная миссионерская деятельность «зэков»-салафитов среди русских сокамерников; складывание в исправительных учреждениях особых групп («тюремных джамаатов»), успешно конкурирующих с «воровскими» структурами и обеспечивающих защиту своих членов от «воров»; переход в салафитский ислам – одна из форм социальной адаптации новых заключенных в исправительных учреждениях; сплоченность мусульман-салафитов в колониях, особенно по этническому признаку, создает привлекательность для русских «зэков»-одиночек; психолого-компенсаторная функция религии – простой и однозначный салафитский ислам обеспечивает психологический комфорт для русских новообращенных в тяжелых условиях зоны и др.

Определенную роль в увеличении числа русских мусульман играет недостаточная и некачественная работа Русской православной церкви. В отдельных регионах ведется слабая миссионерская работа среди русского населения, которое в итоге подпадает под влияние более активных миссионеров салафитского ислама.

Некоторых русских мусульман-неофитов привлекает в исламе духовный потенциал и возможность нравственного и духовного самосовершенствования (это могут быть всякого рода интеллектуалы, мистики, эзотерики), этническая культура мусульманских народов, цельность и стройность ислама по сравнению с другими религиями (например, более четкое вероучение о единобожии), разочарование в православии (в частности, в позиции РПЦ по тем или иным вопросам). И уже придя в ислам, некоторые из новообращенных становятся салафитами (как правило, под влиянием других салафитов).

Комментариев пока нет