Есть мнение

Российское высшее образование в контексте вступления в ВТО

29 октября 2016

После разрушения советской системы высшего образования, наша наука перестала быть кузницей высококвалифицированных кадров. Но даже несмотря на это, оставшиеся традиции и богатый опыт преподавания ставят наших выпускников в один ряд с выпускниками западных вузов. Острым вопросом на данный момент является неокончательная ясность структуры дальнейшего реформирования системы высшего образования в свете вступления России во Всемирную Торговую Организацию.

Основным нововведением, которое уже достаточно распространилось в России, является переход с одноступенчатой системы обучения  на двухступенчатую, введение бакалавриата и магистратуры взамен специалитета. Так называемая Болонская система видит своей целью систематизирование преподаваемого материала. Преимуществами российской системы образования считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и имеет глубокие исторические корни. Интеграционные процессы в европейской системе образования обязаны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем и сохранения их культурной самобытности. Болонский процесс должен быть направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования. И вопреки критике противников введения Болонской системы, она имеет большую значимость для всего российского образования. Это не введение какой-то чуждой системы образования, а лишь шаг к большей прозрачности системы образования в России и импульс к продвижению российского образования заграницей. Целью Болонского процесса в России является увеличение привлекательности российского образования за рубежом, привлечение иностранных граждан для обучения в российских вузах, укрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг. С этой точки зрения Болонский процесс следует рассматривать как процесс глобализации образования. Вместе с тем при переходе на двухуровневую систему образования необходимо иметь в виду следующее: многие колледжи с трехлетним сроком обучения (существующие самостоятельно или в

составе университетов) присваивают своим выпускникам степень бакалавра. Это может привести к размыванию границ между средним специальным и высшим образованием. Данное явление может быть весьма полезным для России, где существует большая нехватка учеников колледжей и, являющаяся на сей день актуальной, проблема с нехваткой специалистов со специальным образованием. Возможность получения степени бакалавра в ходе обучения в таких заведениях соответствует задачам программы правительства России на сокращение бюджетных мест в высших учебных заведениях России и поддержка средне специальных учебных заведений.

Применительно к образовательным услугам это означает дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами. Думается, что вступление России в ВТО усилит международные обмены в сфере образования, позволит расширить присутствие высшей школы на глобальном рынке знаний. Это означает не столько привнесение соревновательного духа в российское образование, сколько возможность его сравнения с зарубежным, оптимизацию моральной дисциплины и экономического поведения, что и может стать катализатором, позволяющим привести уровень образования в России в соответствие с требованиями международных стандартов.

Самый важный положительный момент для российского образования - увеличение возможностей для открытия филиалов и представительств за рубежом. К другим позитивным последствиям можно отнести: ускорение процесса интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство, реализация положений Болонского процесса, то есть повышение мобильности преподавателей и студентов, признание наших образовательных документов. Кроме того можно учитывать некоторый приток финансовых и материальных ресурсов в образование, повышение уровня оплаты труда для преподавателей, привлекаемых в филиалы зарубежных вузов. Плюс ко всему, обмен современными программами обучения, системами обеспечения качества и менеджментом, интенсификация освоения иностранных языков, знакомство с другим отношением к учебному процессу, с другими требованиями к уровню знаний студентов, к квалификации и труду преподавательского состава, к материально-технической базе. Таковыми представляются главные плюсы от вступления России в ВТО. Но не стоит забывать, что влияние глобализации на российское высшее образование резко возрастет, что также может создать множество проблем, не на все из которых сегодня есть ответы.

Первым шагом для успешной конкуренции в рамках ВТО является – сокращение тех высших школ, которые не приносят должной пользы и чьи выпускники не находят трудоустройства. Если удастся достичь сокращения количества таких учебных площадок, то высвобожденное количество бюджетных средств можно перераспределить между эффективными государственными университетами страны. Но всё же главной задачей является не просто развитие отечественной системы образования, а закладывание фундамента для обучения специалистов, которые скоро закончат школу. Цель государства предотвратить «текучку кадров» за рубеж и создать достаточное количество рабочих мест, чтобы удовлетворить запросы своих граждан.

Ещё одним интересным вопросом ввиду вступления России в ВТО является то, что с вхождением РФ на свободный рынок образования, в России будут открыты университеты-филиалы иностранных высших школ. Если ранее отечественные вузы имели привилегированное положение, то теперь всё должно измениться. Государственная поддержка будет сведена к минимуму, лучших преподавателей начнут переманивать иностранные филиалы, лучшие выпускники этих учебных площадок будут уезжать на работу заграницу. Но нельзя не учитывать также и опасность того, что улучшение качества образования повлияет на его доступность для простых категорий граждан. На примере других стран-членов ВТО, можно проследить, что в связи с приватизацией учебных учреждений и ограниченностью влияния государством на вузы, в среднем только 30% граждан могут обучаться в университетах.

Делая обобщение по этому и другим пунктам в отношении негативных последствий для отечественной школы образования, их можно представить более конкретно. А именно, влияние ВТО на российскую сферу образования грозит перекачкой интеллектуального потенциала из России на Запад, воспитание "агентов влияния" в России, ослабление российской высшей школы, финансовая прибыль от платы россиян, дополнительные рабочие места для своих граждан. Если разобраться в этих негативных трендах более тщательно, то можно подчеркнуть, что вступление России в ВТО приведёт к тому, что рыночные ценности в условиях ограниченного государственного финансирования способны изменить миссию учебных заведений, усилить расслоение общества. И плюс ко всему, после сравнения наших университетов и филиалов зарубежных стран, возможен значительный отток российских абитуриентов и части студентов из российских вузов. Кроме того представляется возможным отток из российских вузов квалифицированных преподавателей и перспективных молодых выпускников и сокращение числа российских вузов, осуществляющих обучение до магистра и кандидата наук, и значительного уменьшения числа таких выпускников.

Подводя итог этим возможным последствиям вступления России в ВТО, можно заключить что, несмотря на определённые плюсы для российского образования, отображающихся в повышении качества образования и открытия иностранных филиалов, есть ряд минусов. А именно, сокращение государственного финансирования сферы образования, отмена регулирования государством цен на предоставление образовательных услуг и разрешение приватизации высших учебных заведений.

Комментарии 2

<p>
Кажется, на образцовой системе образования скоро  можно будет поставить окончательный крест. 
</p>
<p>
Кажется, на образцовой системе образования скоро  можно будет поставить окончательный крест. 
</p>