Есть мнение Молодёжная редакция

Российские выборы и явка: есть ли проблема легитимности?

03 сентября 2017

Перед сентябрьскими местными выборами одной из главных тем обсуждения остается явка. Распространены опасения, что ее показатели будут низкими и соблюдение законности процедуры избрания не обеспечит полной легитимности.

При этом именно о законности и легитимности выборов говорилось на высоком уровне как о главном критерии оценки выборов для власти наряду с тезисом об опасности популизма. А главным признаком предстоящих губернаторских выборов можно считать отказ от конкуренции. Но усилия ЦИК по повышению явки и мнения многих экспертов говорят о том, что одного лишь правового аспекта для легитимности недостаточно.

Такая точка зрения выглядит во многом обоснованной. Спекуляции на эту тему и ранее присутствовали в оппозиционной повестке, но сейчас их актуальность становится действительно высокой. В России нет, как в ряде стран мира, обязанности голосовать, и явка определяется главным образом вовлеченностью граждан в политический процесс, их чувством сопричастности ему и заинтересованностью в политических изменениях.

Стабильность российской политической системы создала иллюзию ее прочности и возможности существования без деятельного участия граждан. При этом сама эта стабильность была защищена не только правоохранительными органами, но и массовыми и масштабными акциями, подобных многочисленному митингу на Поклонной горе 5 февраля 2012 года, показавшему возможность мобилизации населения на принципах, противоположных оппозиционным.

В условиях аполитичности большинства гораздо активнее и заметнее становятся радикалы и маргиналы, что может привести к самым негативным последствиям. Если говорить не об уличной политике, а о выборах, пассивность большинства — это передача его судьбы в руки активного, пусть даже самого агрессивного и враждебного меньшинства, интересы которого могут радикально расходиться с интересами страны и ее граждан. При этом муниципальный фильтр, призванный защитить от явных маргиналов губернаторские выборы, стал, по мнению экспертов, в его нынешнем виде сдерживающим фактором в развитии конкурентности выборов.

Заинтересованными в пассивности населения могут быть и некоторые недобросовестные представители власти. Благодаря ей они могут остаться несменяемыми, а электорат — не воспользоваться самой эффективным инструментом по формированию нужного состава власти.

Воронежская область уже была полем для применеия незаконных выборных технологий. В 2011 году осудили депутата Нововоронежской гордумы Валерия Федорова и бизнесмена Евгения Щербатых за взятку чиновнику областной администрации в целях выдвижения нужной кандидатуры на пост сити-менеджера Нововоронежа, большинство в гордуме которого сообщники уже сформировали путем привлечения голосов на фоне как раз низкой явки избирателей. А экс-мэра Семилук Николая Маркова в 2014 году осудили за получение взятки от одного из кандидатов для обеспечения победы на местных выборах. Поэтому вопросы легитимности, особенно выборов на муниципальном уровне, для Воронежской области актуальны.

Если говорить в целом, аполитичность может привести к двум крайностям — революционным изменениям в интересах радикалов или застою и стагнации в интересах коррупционеров. Оба этих варианта недопустимы, и для их недопущения граждане должны проявлять большую политическую грамотность и напрямую участвовать в управлении государством и его регионами в своих интересах через участие в выборах.

Комментариев пока нет