Доклады

Роль заёмного труда в социальном партнёрстве

29 октября 2016

Некоммерческое партнерство Межрегиональный центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ», которое я представляю, более десяти лет занимается разработкой и внедрением новых форм управления и социального развития населения территорий. Основой его деятельности является продвижение социальных проектов в регионы и их адаптация к местным условиям с целью формирования социального фундамента модернизации России.

Являясь, по сути, национальной компанией человеческого капитала, центр решает задачи модернизации социально-трудовых отношений на базе широкого партнерства бизнеса, науки, образования, общества и власти.

Наше главное концептуальное положение заключается в том, что базовое значение для национальной экономики имеет развитие человеческого капитала в рамках социального заемного труда, которое обеспечивает рост конкурентоспособности и устойчивости отечественного бизнеса, развивает современные формы социального партнёрства.

Для понимания роли заёмного труда в социальном партнёрстве необходимо кратко охарактеризовать некоторые социально-экономические особенности этих категорий, и их проявление в ходе зарождения новых ориентиров национальной социально-экономической политики.

Трудно не согласиться, что социально - экономическая политика реализуется в регионах. В настоящее время отмечается значительная дифференциация субъектов РФ по степени капитализации ресурсов и способности привлекать капитал, соотношению инвестиционного потенциала и рисков. По оценкам экспертов наименьшие риски и наибольший потенциал для капиталовложений сконцентрированы в Москве и Московской области, еще около десяти субъектов РФ характеризуются одновременно высоким уровнем риска и высоким инвестиционным потенциалом, остальные проигрывают в конкурентной борьбе за потоки капитала.

Наиболее эффективным в этих условиях, по мнению специалистов, считается переход в рамках регионального развития от традиционной к глобальной экономике, при которой важным становится не кто производит, а кто управляет процессом производства и обращения. Соответственно, необходим пересмотр и стратегии регионального развития: отказ от цели экономического роста (увеличения объемов производства) в пользу капитализации «как роста влияния на глобальные обмены».

Основная причина неэффективности используемых инструментов государственно-административного управления экономикой заключается в том, что они до сих пор ориентированы на физические объекты, а в современном мире все большую долю активов составляют нематериальные, к которым относят, в первую очередь, человеческий капитал и объекты интеллектуальной собственности.

Соответственно, капитализация человеческого потенциала и объектов интеллектуальной собственности становится ведущим стратегическим направлением развития регионов (территорий) и государства в целом. Отметим, что особые роли и место в продвижении в этом направлении отводятся нетрадиционным формам занятости населения территорий (заёмному труду) и социальному партнерству.

В ближайшее время следует ожидать усиления ряда тенденций в развитии российской модели социального партнерства, в частности -перестройка структуры системы социального партнерства за счёт выделения на основе заемного труда из системы производственных отношений функции управления трудовыми ресурсами и ее передача профильным социально ответственным организациям.

Роль заёмного труда отразится и на улучшении взаимодействия субъектов социального партнерства, наполнении соглашений более конкретным содержанием, установлении определенной «планки» взаимоотношений в социально-трудовой сфере. Социальное государство будет передавать часть своих полномочий в регулировании социально-трудовой сферы в систему социального партнерства.

Все это уже сейчас требует наполнить социальное партнерство новым содержанием, расширить его границы, создать его новую модель. И такая модель, в форме социального партнёрства власти, бизнеса и некоммерческих организаций в целях развития кадрового потенциала и человеческого капитала территории, была создана Центром исследований и внедрения инновационных технологий управления организациями «ОПТИМА ПРОЕКТ» и Некоммерческим партнерством «Межрегиональный центр содействия развития трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ», совместно с профильными научными учреждениями и институтами. На основе обобщения и теоретического обоснования пятилетнего опыта практической деятельности коллектива профессионалов в области аутсорсинга управления персоналом в системе заемного труда и оказания социальных услуг неработающему и работающему населению был разработан Проект «Автономная Некоммерческая Благотворительность», в целях эффективного и предметного по целям развития человеческого капитала территории на основе социального партнёрства бизнеса, власти и общества.

В этом проекте утверждается, что на сегодняшний день, наиболее эффективной средой решения выше перечисленных проблем социального партнерства, в первую очередь - повышения качества трудовых ресурсов и развития человеческого капитала в целом, может стать адаптированная к социально-экономическим условиям России система заемного труда, реализованная с участием некоммерческой, социально ориентированной организацией.

Подобный социальный заемный труд позволяет выделить из системы производственных отношений функцию управления социальным, в том числе непрерывным профессиональным, развитием трудовых ресурсов территории, и передать ее профильным некоммерческим социально ответственным организациям. По проекту создание такой организации на территории предусматривается в виде муниципально-частнои кадровой компании, прозрачной для общественного контроля и структур бизнеса, и способной стать центром развития человеческого капитала, кадровой социологистики и развития кадрового потенциала территории.

Функция центра заключается в предоставлении аутсорсинговых услуг бизнес структурам, управлении развитием трудовых ресурсов территории. Центр стратегически заинтересован в организации непрерывного профессионального образования, повышении квалификации работников, вовлеченных в систему заемного труда, предоставлении им дополнительных социальных услуг, содействии повышению качества жизни работников и членов их семей, формировании культуры здорового образа жизни.

Многим известен механизм вывода на аутсорсинг нестратегических, непрофильных функций в основных сферах, но ещё мало сделано в области вывода на аутсорсинг таких непрофильных функций, как управление развитием трудовых ресурсов в системе заёмного труда.

Мы предлагаем в этих целях выстраивать социальное партнерство с так называемой муниципально-частнои кадровой компанией, которая возьмёт на себя обязательства по проектированию программ подготовки кадров на 5-10-50 лет, обеспечивая их непрерывное профессиональное образование и стратегическое карьерное планирование.

При непосредственном участии некоммерческой организацией обеспечивается и капитализация нематериальных активов территории, и замкнутый процесс реинвестирования ресурсов в развитие человеческого потенциала территории. В данном случае используется механизм заёмного труда (аутсорсинг трудовых ресурсов) плюс управление объектами интеллектуальной собственности. Привлекаемые работники - это не профильный для компаний персонал, выделенный в профессиональное управление муниципально-частнои кадровой компании.

Несколько слов о финансовой стороне вопроса. В стране слабо используется такая возможность, как выпуск финансовых обязательств под активы национальных компаний для привлечения средств международного финансового рынка. И нам полезно было бы применять отработанные десятилетиями международные финансовые механизмы. На мировом финансовом рынке действительно много денег - триллионы долларов. И идёт поиск новых объектов приложения для инвестирования. Мы предлагаем открыть новый национальный актив за счёт создания в каждом муниципалитете публичной кадровой компании с участием структур власти, бизнеса, а также граждан - работников территории.

Таким образом, мы решаем несколько задач: создаём национальную сетевую систему управления человеческим потенциалом и новый биржевой актив в виде капитализированных нематериальных активов территорий России.

В стране имеется 24 тысячи муниципалитетов, которые способны стать точками роста, создавая свои центры капитализации, и обеспечить приток средств не только с рынков товаров и услуг, но и с финансового рынка. А это значит, что в Россию поступят беспроцентные инвестиции в капитал компаний, участвующих в проекте, или дешевые средства для кредитных учреждений (например, кредиты сроком на 10 лет, которые сегодня стоят около 3% годовых для публичных компаний, оценённых на биржах). Такие средства обеспечат самофинансирование территорий в виде инвестиций в социальную сферу, в развитие человека, так и в инфраструктуру, которая сама будет обеспечивать последующее повышение капитализации нашей страны, в интересах населения.

Наличие публичной муниципально-частной кадровой компании - это один из первых фундаментальных шагов, сделанных в интересах капитализации территории. Далее усилия всех структур территории, соучредителей и партнеров проекта, будут направлены на увеличение капитализации территории за счёт оформления на баланс объектов интеллектуальной собственности и развития человеческого потенциала -индивидуальных носителей человеческого капитала. Каждый из 24 тысяч муниципалитетов способен выполнить обязательства по 131 ФЗ - обеспечить внебюджетный источник поступления средств на цели развития территории.

Мы создаём в России новый вид бизнеса на основе опыта западных стран, развивающих разные формы кадрового субподряда, но мы адаптируем эти механизмы к нашим условиям и идём дальше. Предлагаемый муниципально-частный публичный кадровый центр в социальном партнерстве с некоммерческим сектором обеспечивает социальное проектирование и развитие конкретной территории на реально демократических основах, учитывая интересы конкретных граждан.

Система объединяет интересы бизнеса и образования на территории таким образом, что выпускники имеют возможность трудоустроиться уже процессе обучения, а ВУЗы могут капитализировать интеллектуальную собственность, возникающую в процессе исследовательских работ и производственной практики студентов.

В области развития и капитализации человеческого потенциала, развития образования, культуры, медицины, спорта и т.д. формируется система, при которой сеть муниципально-частных компаний выступят инициаторами и заказчиками стратегических инноваций в социальной сфере, поддержат баланс интересов в обществе.

Социальный заёмный труд, осуществляемый в рамках муниципально-частного партнерства власти с некоммерческими организациями, может стать новой отраслью экономики в России, которая позволить развить и капитализировать человеческий потенциал, сделать экономику гуманной, сбалансированной.

 

Комментариев пока нет