Статьи

Роль цивилизационных ценностей в развитии российско-иранских отношений

08 августа 2017

При рассмотрении современного состояния и перспектив российско-иранского сотрудничества следует учитывать важность его культурной составляющей для обеспечения сближения России и Ирана. Развитие эффективного культурного взаимодействия между Россией и Ираном является необходимым условием формирования в каждой из данных стран позитивного общественного мнения по вопросам взаимного сотрудничества в различных сферах. В этой связи необходим анализ имеющихся возможностей для совместного использования богатейшего цивилизационного потенциала России и Ирана, способствующих укреплению взаимоотношений между странами, а также для выявления основных проблемных моментов, осложняющих эти взаимоотношения на данном этапе.

Для решения данных задач необходимо, прежде всего, определиться с определением понятия цивилизации. В данном контексте это понятие предлагается использовать в качестве обозначения устойчивой социокультурной общности населения конкретных регионов, сохраняющей свое своеобразие и целостность на больших отрезках исторического времени, несмотря на все возможные внешние воздействия. По своей структуре любая цивилизация является собирательным и многофакторным историко-культурным феноменом, который образуют и характеризуют особенности природной среды (климатические условия, географический и демографический факторы), достигнутый уровень потребностей, способностей, знаний и навыков общества, тип социально-политических отношений, этнический и национальный состав, своеобразие культурно-исторических и религиозно-нравственных ценностей, характер и степень духовного развития [4].

Иранская цивилизация является одной из самых древних в истории. Персидская культура, выступающая стержневой основой данной цивилизации, основывается на персидском языке, который вместе с русским языком входит в индоевропейскую языковую семью. Истоки иранской цивилизации восходят к миграции индоиранских племен на пространствах Евразии, причем территория современной Российской Федерации входила в ареал распространения индоиранских, а затем и собственно иранских этнических групп в III-I тыс. до н. э. На территории России располагается большое количество археологических памятников, имеющих отношение к наследию древнеиранских племен (Северный Кавказ, Южный Урал, Южная Сибирь), потомками которых в настоящее время на территории России являются осетины, широко представлена древнеиранская топонимика (названия рек, напр., Дон). Исторически иранская цивилизация никогда – ни ранее, ни сейчас – не ограничивалась рамками Иранского нагорья и помимо него включала в себя обширный географический ареал (районы Средней Азии, Ближнего Востока). С VII в. н. э. иранская цивилизация развивается на исламской основе, при этом роль ислама является определяющей для иранской культуры [3, c. 63].

Российская цивилизация, так же, как и иранская, является одной из крупнейших цивилизационных общностей на территории Евразии. В своем развитии она прошла несколько этапов, претерпев несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности и разную степень завершенности. Особенность развития российской цивилизации, как и многих других, состояла в том, что ее формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме, под мощным влиянием православия и Русской православной церкви. Серьезные культурные и политические изменения, произошедшие в России в начале XX века, привели к смене культурной политики и ослаблению религиозной составляющей общества [5, c. 474].

Следует отметить ряд общих моментов в традиционных установках российской и иранской цивилизаций:

1. Общность установок в шиитском исламе и православном христианстве по вопросу традиционных ценностей, неприятие религиозного радикализма и нетерпимости. В России проживает многочисленное мусульманское население. В Иране также существуют многочисленные христианские общины (Армянская апостольская церковь, Халдейская католическая церковь, Ассирийская церковь Востока). В данном случае мы наблюдаем положительный опыт сосуществования различных религиозных групп и конструктивного межконфессионального диалога. В Иране неисламские конфессиональные институты получают государственную поддержку. [8]. В России также государство проявляет большое внимание к нуждам мусульманской общины, поддерживает строительство культовых сооружений, открытие конфессиональных образовательных учреждений. [2]. В связи с этим Иран, так же, как и Россия, подвергается давлению террористических организаций салафитского толка (в Иране, напр., к числу таких организаций относится «Джундалла»). Иран занял конструктивную позицию в отношении кризиса на территории Чеченской республики, во многом вызванного деятельностью радикальных салафитских группировок, в середине 1990-х – начале 2000-х гг.

2. Уважительное отношение к культурно-историческому наследию различных народов. Иран и Россия – полиэтнические государства. При том, что фактически государствообразующим этносом в Иране являются персы, межнациональные вопросы решаются в этой стране сбалансировано. Если в России русская культура, русский язык всегда выступал связующим звеном, в Иране, соответственно, эту роль выполняют персидская культура и персидский язык [3, c 25] . Неприятие этнического национализма, ксенофобии и культурного изоляционизма.

3. И Россия, и Иран на исторической арене традиционно выступают как носители высокой культурной, цивилизационной миссии. Если Россия традиционно выступала в качестве главной православно-христианской страны, хранителя православных ценностей и православного мира в целом, Иран выступает в качестве защитника исламских ценностей и исламской цивилизации. Мессианская роль всегда была характерна для российской и иранской цивилизаций (например, в советское время в России она проявлялась в и коммунистической идеологии пролетарского интернационализма, в доисламском Иране – миссии по утверждению и распространению зороастрийских ценностей и т. д.).

4. Распространение иранской и российской цивилизации в географическом отношении не ограничивается территориями государств – Ирана и России, а охватывает обширные географические ареалы. В связи с этим понятия «русский (российский)» и «иранский мир» включают в себя как культурный, так и географический аспекты [1].

5. Приверженность России и Ирана традиционным семейным ценностям. Несмотря на идеологические эксперименты, которые были характерны для Ирана и России в 20 веке, традиционно культура двух стран характеризуется опорой на семейные ценности, приверженностью высоким духовно-нравственным идеалам. В высказываниях президента В. В. Путина отмечалось, что Россия выступает в качестве опоры традиционных ценностей[7]. В ответ на противодействие пропаганде гомосексуализма Россия подверглась нападкам со стороны либерального общественного мнения и западного сообщества. В свою очередь Ирана постоянно критикуется западным сообществом за бескомпромиссную политику в сфере сохранения нравственных ценностей [9].

6. Наличие значительного вклада российской и иранской цивилизаций в мировую культуру (литература, художественная культура), науку.

7. Ментальные параллели на примеры совпадающих персидских и русских пословиц и поговорок: "аппетит приходит во время еды", "цыплят по осени считают", "нет дыма без огня", "волк в овечьей шкуре", "бедность не порок", "дарёному коню в зубы не смотрят", "сытый голодного не разумеет". Близкие по смыслу пословицы: персидская "воробей в руках лучше сокола в небе" — русская "лучше синица в руке, чем журавль в небе"; "человек дважды не умирает" — "двум смертям не бывать, а одной не миновать" [6] и т. д.

Вместе с тем существует ряд принципиальных моментов, затрудняющих сближение России и Ирана на цивилизационной основе. Главным образом это связано с нерешенностью вопросов цивилизационного выбора в России, различными подходами к роли религиозной составляющей, взаимоотношениям общества и религии в современной российской и иранской цивилизациях. В отличие от Ирана, всегда сохранявшего свою духовную идентичность и закрепившего нормы ислама в политической системе после революции 1979 года, для российской цивилизации после крушения господства атеистической идеологии характерно отсутствие монолитного духовно-ценностного ядра, «раскол» между традиционными и либерально-модернистскими ценностями, кризис национально-цивилизационной идентичности [5, с. 475]. И, тем не менее, наметившиеся процессы возрождения цивилизационных ценностей в России позволяют говорить о перспективах развития межцивилизационного взаимодействия России со странами, ориентированными на сохранение традиционных духовных ценностей, в первую очередь с Исламской Республикой Иран.

В существующих условиях, на фоне продолжающегося распада цивилизационных ценностей западно-христианской цивилизации, их трансформации, Иран и Россия выступают в качестве естественного оплота традиционных духовных ценностей. Сближение Ирана и России на платформе сохранения традиционных ценностей объективно может способствовать взаимному укреплению позиций двух стран на международном уровне. В наши дни цивилизационное сближение России и Ирана может быть подкреплено значительным опытом в изучении российских и иранских традиций, высоким взаимным интересом в российском и иранском обществах по отношению друг к другу.

Список литературы:

1. Батанова О. Н. Русский мир как реальность и глобальный проект // Право и политика. — 2008. — № 12.

2. Выступление Президента РФ В. В. Путина на торжественном собрании, посвящённом 225-летию Центрального духовного управления мусульман России. Президент России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19473 (дата обращения: 21.02.2014 г.).

3. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М., 1992.

4. Новая философская энциклопедия. Институт философии Российской Академии Наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3358.html (дата обращения 19.02.2014 г.).

5. Кадыров А. М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учеб. пособие. Уфа, 2011 -532 с., с. 475.

6. Петрухинцев Н. Иран и Россия: пересекающиеся параллели. «Татарский мир», №11 (2003). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=137&section=0&heading=0 (дата обращения: 21. 02. 2014 г.).

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Президент России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19825] (дата обращения: 22.02.2014 г.).

8. Равны ли религии в Иране? Интервью с послом Ирана в России. Православие и мир. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravmir.ru/ravny-li-religii-v-irane-intervyu-s-poslom-irana-v-rossii-mneniya-ekspertov/#ixzz2vvg7I6dq (дата обращения: 20.02.2014 г.).

9. Iran: Diskriminierung und Gewalt gegen sexuelle Minderheiten gegen sexuelle Minderheiten gegen sexuelle Minderheiten. Human Rights Watch. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrw.org/de/news/2010/12/15/iran-diskriminierung-und-gewalt-gegen-sexuelle-minderheiten (дата обращения: 23.02.2014 г.).


Комментариев пока нет