Статьи

Роль партий России в выработке и реализации внешнеполитического курса страны

13 мая 2018

Российская Федерация является одним из главных мировых и региональных акторов в системе международных отношений. Она обладает выгодным геополитическим положением и, в связи с этим, высоким геополитическим потенциалом. Так как Россия – президентско-парламентская республика, было бы интересно выяснить, какую роль на самом деле занимают политические партии в выработке и реализации внешнеполитического курса страны.

В своем исследовании мы остановим интерес на анализе внешнеполитических вопросов в программах политических партий, представленных в Парламенте, и как именно они способны оказывать влияние на курс внешней политики в ближайшем легислатурном периоде.

18 сентября 2016 года состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В Парламент прошли 4 партии.

«Единая Россия». Основываясь на результатах прошедших выборов, наибольший интерес для нас будет представлять партия «Единая Россия», так как именно она составляет конституционное большинство (343 мандата из 450), а также 14 мест из 21 в Комитете Государственной Думы по международным делам.

«Единая Россия» выступает за верховенство международного права, укрепление коллективных начал и центральной координирующей роли ООН. Отношения с Евросоюзом и США охарактеризованы как «искусственная пауза в партнерстве». Представители «Единой России» считают необходимым восстановить всестороннее сотрудничество с Западом, но этот процесс возможен лишь при соблюдении западными партнерами нескольких условий:

1. Евросоюз и США должны проявить политическую волю к восстановлению партнерства;

2. партнерство должно основываться на принципах равноправия, уважения взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела друг друга и коллективного политико-экономического лидерства;

3. немедленное и безусловное снятие «антигуманных и незаконных во всех смыслах» односторонних санкций ЕС с жителей Крыма.

Таким образом, следует отметить, что представители партии признают необходимость нормализации отношений с Западом, но не готовы добираться улучшения ситуации «любой ценой».

Что касается «восточного направления» внешней политики, авторы программы партии подчеркивают укрепившиеся международные связи со стратегическими партнерами в Азии: Китаем, Индией, Вьетнамом, а в качестве основных приоритетов обозначены:

1. продолжение сбалансированной политики в отношении ключевых азиатских центров и усиление стратегического партнерства с Китаем;

2. продвижение инициатив по созданию в регионе инклюзивной системы региональной безопасности, включающей как США и их союзников, так и Китай, и Россию.

Среди ключевых направлений внешней политики России члены партии «Единая Россия» по-прежнему видят взаимоотношения со странами бывшего СССР. В качестве основных интеграционных площадок обозначены Союзное государство, евразийская «пятерка» и СНГ [1].

Однако и оппозиционные партии обладают некоторыми ресурсами для влияния на внешнюю политику, прежде всего, через парламентскую деятельность. Это объясняется тем, что за парламентами, как правило, закреплено право ратификации международных договоров и принятия бюджетов. А именно бюджеты, а также международные соглашения и договоры имеют непосредственное отношение к международной политике.

Коммунистическая партия Российской Федерации. В предвыборной программе КПРФ вопросы внешней политики занимают достаточно скромное место, в то же время можно выделить два основных направления. Это:

1. противостояние военной угрозе со стороны НАТО путём укрепления обороноспособности страны;

2. всемерное поощрение сближения «братских народов СССР», расширение культурных программ, защита соотечественников за рубежом.

С учётом того, что партия КПРФ представляет оппозицию в Государственной Думе, то это не может не отражаться на вопросах внешней политики в программе. Коммунисты признают определённые достижения действующей власти, но делают акцент на недостатках и промахах. Например, отмечается, что с января 2015 г. заработал Евразийский экономический союз, но «упущения российских властей помогли бандеровщине воцариться в Киеве» [2].

Либерально-демократическая партия России. Основное внимание в программе ЛДПР уделяется вопросам, связанным с Украиной и Ближним Востоком. Кроме того, необходимо отметить, что при сравнении с программами других парламентских партий внешнеполитические инициативы ЛДПР более радикальны [3].

«Справедливая Россия». В предвыборной программе партии прослеживаются 3 основных направления внешней политики. Это – взаимоотношения с Западом, Азией и бывшими республиками СССР. В представленном документе «Справедливой России» подчеркивается, что России необходимо отказаться от патерналистских подходов как в политике, так и в интеграционных процессах, а также ей следует воздерживаться от реализации «затратных» для российской стороны проектов на постсоветском пространстве [4].

Таким образом, проанализировав программы представленных в текущем легислатурном периоде парламентских партий, можно сделать следующие выводы:

1. Внешняя политика действующей власти, в целом, оценивается партиями положительно, в том числе и оппозиционными. Однако последние в то же время указывают на определённые ошибки, допущенные, по их мнению, руководством страны;

2. Для программ оппозиционных партий (особенно ЛДПР) характерна большая категоричность в определении необходимых внешнеполитических действий;

3. Внешняя политика рассматривается через призму внутриполитической ситуации, отмечается, что любые шаги во внешней политике должны приводить, в первую очередь, к положительным изменениям внутри страны.

Важно отметить, что в процессе формирования и реализации внешней политики Российской Федерации политические партии играют важную, но не основополагающую роль.

Литература

1. Предвыборная программа партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва. – Москва, 2016. – 96 с.

2. Десять шагов к достойной жизни. Предвыборная программа КПРФ. – Москва, 2016. – 31 с.

3. Предвыборная программа ЛДПР. – Москва, 2016. – 56 с.

4. Программа партии «Справедливая Россия». – Москва, 2016. – 105 с.

Комментариев пока нет