Роль механизма ответственности в модернизации государства

Важная роль в создании эффективного государства принадлежит внедрению в государственно-властные отношения политико-правового механизма всеобщей и неукоснительной ответственности. Этот механизм состоит из ряда инструментов – внесения правовой нормы «о незаконном обогащении» в законодательство о противодействии коррупции; конфискации доходов и имущества, нажитых преступным путём; размещения полной и достоверной информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих; их проверки на полиграфе.

Незаконное обогащение как правовой инструмент ответственности.

Для реализации инструмента ответственности государственных служащих в Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ необходимо внести норму, не утверждённую Государственной Думой при ратификации Россией 17 февраля 2006 г. «Конвенции ООН против коррупции». Речь идёт о статье 20 «Незаконное обогащение» - значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Ратификация нормы «незаконного обогащения» и внедрение её в российское законодательство, безусловно, позволит значительно повысить ответственность должностных лиц и служащих в государственных органах власти и органах местного самоуправления.

Конфискация имущества – действенный инструмент ответственности.

Наиболее результативным инструментом ответственности является конфискация доходов и имущества, нажитых преступным путём. Под конфискацией понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества. В настоящее время эта норма закреплена в статье 104.1. Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой можно изъять в собственность государства только незаконные деньги, или то имущество, что куплено на них.

Однако конфискация имущества, как свидетельствует правоприменительная практика 2010-2019 гг., осуществляется закрытым для общества образом. Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо законодательно обеспечить открытое проведение конфискации имущества коррупционеров.

Правящей элите пора начать жертвовать своими одиозными коррупционерами и расхитителями бюджета, сдавая их в руки правосудия. В настоящее время коррупция, как никогда раньше, препятствует развитию эффективной экономики, поскольку она подрывает добросовестную конкуренцию, разрушает правосудие, которое не способно защитить частную собственность, свободу предпринимательства. Коррупция ведёт к потерям бюджета, рождает некомпетентность, рушит право и государственные институты власти.

Полиграф как инструмент ответственности.

Существенную роль в работе механизма ответственности в государственно-властных отношениях может сыграть использование такого инструмента, как полиграф (детектор лжи). Практическая польза от применения полиграфа в органах государственной власти и органах местного самоуправления очевидна, так как он способен выявлять коррумпированных служащих, пресекать разворовывание государственного бюджета и так называемые «откаты», минимизировать риски, связанные с незаконными действиями недобросовестных чиновников.

Применяя полиграф при отборе кадров, уже на начальном этапе можно отсеять тех, кто совершал ранее какие-либо преступления (в том числе, не выявленные правоохранительными органами), имеет порочные наклонности (алкоголь, наркотики, морально-нравственная распущенность, азартные игры) или тех, кто на предыдущих местах работы использовал своё служебное положение для личного обогащения.

В настоящее время в России отсутствует правовое обеспечение использования полиграфа в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этой связи, представляется актуальным установление в российском законодательстве норм, касающихся использование полиграфа как одного из инструментов укрепления ответственности государственных служащих.

Механизм ответственности в судах и правоохранительных органах.

В создании эффективного государства принципиальное значение имеет внедрение механизма ответственности в деятельность судей, прокуроров, сотрудников полиции, Следственного комитета и Российской гвардии. В самом деле, чего можно ждать от безответственного судьи, не требующего ни верного правосознания от себя самого, ни объективности в изучении факта, ни точного знания закона? «Такой судья, - писал И. А. Ильин в 1950-е годы, -  не ведающий ни предстояния, ни призвания, ни желания осуществить «наилучше наилучшее», создаст режим произвола, коррупции и кумовства».

Действенным инструментом механизма ответственности является, как говорилось выше, конфискация имущества. Однако принудительное безвозмездное изъятие и обращение в доход государства имущества, полученного в результате совершения преступлений судьями, прокурорами, следователями и полицейскими осуществляется редко. В этой связи правящей элите необходимо начать решительно жертвовать коррумпированными судьями, прокурорами, сотрудниками Следственного комитета, МВД и Российской гвардии.

Одним из инструментов, составляющих механизма ответственности, является размещение полной и достоверной информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судей, прокуроров, руководящих сотрудников МВД, Следственного комитета, Российской гвардии, а также членов их семей на официальных сайтах данных органов. В настоящее время из-за отсутствия всеобщей, регулярной проверки достоверности, представленных сведений, данный механизм не работает должным образом.

В целях повышения ответственности в деятельности судей представляется целесообразным отмена норм, позволяющих судьям выносить субъективные решения, следуя так называемым «личным убеждениям» и тому подобными положениями. Следует руководствоваться только статьями действующего законодательства с обязательным детальным законодательно-правовым обоснованием выносимых ими решений, чтобы сразу становились видны их некомпетентность или коррупционный интерес. Разумеется, следует совершенствовать законодательство, имеющее нормы двойного толкования, которые открывают коррупционные возможности для недобросовестных судей.

Результативным инструментом повышения ответственности судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета и полиции может быть полиграф. Процедура проверки на детекторе лжи должна стать обязательной для любого судьи, прокурора, следователя и сотрудника полиции, начиная от проверки студентов юридических вузов и курсантов вузов МВД, рядовых, и заканчивая старшими офицерами.

В настоящее время процедура обследования сотрудников органов внутренних дел на полиграфе проводится выборочно и не имеет правового закрепления. Судьи, прокуроры и сотрудники Следственного комитета практически не проходят такую проверку. В этой связи, проверка на детекторе лжи (полиграфе) на предмет нарушения закона и коррупции должна стать обязательной для всех судей, прокуроров, следователей и всего личного состава МВД, проводиться регулярно, записываться на видео и храниться в архиве постоянно.

Итак, совершенствование деятельности судов, прокуратуры и полиции посредством внедрения в их работу механизма ответственности мотивирует их обеспечивать соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, что приведёт к созданию эффективного государства – главного инструмента правящей элиты в проведении модернизации России.

Подводя итоги

В настоящее время перед российской правящей элитой и гражданским обществом стоит неотложная задача модернизации страны. Её решение начнётся с институциональных реформ - создания эффективного государства посредством политико-правовых механизмов прозрачности и ответственности, цифровых технологий. Именно эффективное государство является движущей силой перехода Российской Федерации на качественно новый путь развития, основанного на мотивации россиян к производительному труду, их ответственном отношении за свободный выбор своего жизненного пути, полной реализации их способностей благодаря неукоснительному соблюдению закона всеми без исключения.

Следствием изменения менталитета людей станет создание и развитие высокопроизводительной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни российского народа, достижение качественного образования и здравоохранения, развитие науки и культуры, строительство сильных вооружённых сил. В итоге, на мировой арене Россия будет проявлять ещё больше решимости в отстаивании своих национальных интересов, культурной самобытности, традиционных ценностей. Выступая гарантом мира, Россия получит доверие мирового сообщества. Без участия или согласия нашей страны не будут приниматься никакие важные международные решения.

Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН