Есть мнение

Роль и значение Интернета для современной молодежи

30 сентября 2018

В цифровую эпоху информационное пространство серьезно трансформировалось, через смену статусных позиций традиционных источников информации, включая печатные СМИ, телевидение и «сарафанное радио» и выведение на первое место виртуальных ресурсов. Интернет прочно вошел в повседневную жизнь людей разных социально-имущественных и половозрастных страт, являясь не только источником разнонаправленной информации и средством коммуникации, но и эффективным инструментом формирования системы взглядов, норм, ценностных установок, модели поведения и проч.

В отличие от ангажированных печатных и телевизионных СМИ интернету доверяют, считая, что циркулирующая в нем информация более достоверная и объективная, поскольку значительная часть ресурсов Мировой паутины слабо регулируется существующим законодательством, а размещенная на страницах сетевых групп и пабликов информация не проходит процедуру редактирования, опирающегося на принципы манипулятивных технологий.

После принятия ФЗ-114 от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» весь контент, который содержал идеи и установки, попадающие под определение «экстремизм», был выдавлен в виртуальное пространство, породив чуть позже такое явление как «сетевой экстремизм». Чаще всего фигурантами дел, возбуждаемых по материалам виртуальных социальных сетей, является молодежь, более активно использующая ресурсы Интернета, нежели люди среднего и старшего возраста.

Для оценки степени включенности учащейся молодежи в интернете, рейтингования виртуальных социальных сетей, а также ежедневной и почасовой частоты нахождения в виртуальном пространстве мы использовали результаты регионального мониторинга экстремистских проявлений и настроений в молодежной среде, разработанного кандидатом исторических наук, доцентом Кемеровского государственного университета Шиллером В. В. и с 2015 года применяемого на территории Кемеровской области.

В рамках практической реализации мониторинговой концепции было проведено семь волн замеров:

1 волна: апрель – май 2015 г.;

2 волна: сентябрь – октябрь 2015 г.;

3 волна: март – апрель 2016 г.;

4 волна: сентябрь – ноябрь 2016 г.;

5 волна: апрель-июнь 2017 г.

6 волна: сентябрь-ноябрь 2017 г.

7 волна: февраль-май 2018 г.

Всего за период 3, 5 года было охвачено около 8000 респондентов — учащихся общеобразовательных учреждений и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений области.

Некоторые результаты за период 2015-2017 гг. мы представим ниже.

В выборе основных источников получения информации прослеживается довольно значительная динамика интернета и функционирующих на его основе сетевых ресурсов (см. гистограмму 1). Анализ данных гистограммы однозначно свидетельствует о том, что, начиная с первой волны замеров, проведенной весной 2015 года, информационное значение интернета неуклонно увеличивалось, и по данным последних замеров этот источник информации в качестве основного был выбран 79% опрошенных (см. гистограмму 1). 

На втором месте по значимости стоит телевидение, причем на протяжении трех лет его статусные позиции неоднократно менялись, как в сторону уменьшения в рамках 3 и 5 волн, так и в сторону увеличения (см. гистограмму 1). Живые люди как основной источник информации играют незначительную роль в глазах респондентов, и их максимальное значение составляло 19% (см. гистограмму 1). Печатные СМИ фактически не играют роли в информировании респондентов. Именно это необходимо учитывать при проведении профилактических мероприятий контртеррористической и антиэкстремистской направленности в молодежной среде, делая упор на активную информационную работу в сетевом виртуальном пространстве. 

Основным ресурсом, используемым молодежью в интернете, являются виртуальные социальные сети. Именно в социальных сетях, благодаря их возможностям моментального мультиплицирования любой информации, распространяется основная часть деструктивных идей и контента, несущего экстремистскую информацию. При обработке данных по популярным социальным сетям мы исходили из того, что вопрос в анкете предусматривал выбор нескольких социальных сетей и опрашиваемые, как правило, выбирали 3–4 варианта. Поэтому расчеты мы осуществляли, считая количество выборов каждой социальной сети по отношению к общему числу опрошенных. Рейтинг популярных социальных сетей глазами респондентов довольно типичен на протяжении трех лет. Пальму первенства держит самая популярная российская социальная сеть «ВКонтакте», меняя свой рейтинг в пределах 86–97 % (см. гистограмму 2). Второй по значимости для опрошенных является сеть «Instagram» (см. гистограмму 2), причем при ее выборе явно проявляется гендерная специфика, поскольку девушек, пользующихся данным ресурсом, всегда традиционно больше, чем юношей. «Одноклассники», «Facebook» и «Twitter» обычно имеют узкую функциональную направленность, являясь статусно-престижным элементом в молодежной среде, и учетные записи в них регистрируются исключительно для количества. 

Ранее мы отмечали, что более двух третей опрошенных получают информацию из интернета. Безусловно, речь идет в первую очередь о социальных сетях. При осуществлении профилактической работы с молодежью необходимо первоочередное внимание уделять социальной сети «ВКонтакте», а также разрабатывать еще дополнительную программу работы в сети «Instagram», учитывая особенности данного ресурса, ориентированного прежде всего на визуальный контент — фото и видео.

Помимо рейтингования популярных источников информации и социальных сетей анкета содержала вопросы, отражающие частоту посещаемости социальных сетей, а также суточную активность пользователей. Результаты свидетельствуют, что ежедневно посещают приоритетные для них социальные сети более 90% опрошенных. Трехгодичная динамика фиксирует устойчивый тренд, не имеющий тенденции к снижению (см. гистограмму 3). 

В рамках ежедневных посещений мы измерили суточную активность респондентов. Результаты свидетельствуют, что 63% опрошенных проводят в социальных сетях до 4 часов, а 37% — более 5 часов (см. гистограмму 4). Больше трети молодежи проводит четвертую часть своей жизни в виртуальном пространстве, испытывая его определяющее влияние на сознание. 

Учитывая статус интернета как основного информационного пространства, рейтинг виртуальных социальных сетей и, в первую очередь, «ВКонтакте» и «Instagram», их более чем 90% ежедневную посещаемость, а также фактически виртуальную жизнь более трети опрошенных, необходимо при разработке информационно-профилактической антикриминальной, антиэкстремитской и антитеррористической стратегии ориентироваться в первую очередь на виртуальное пространство, являющейся основным источником информации, в том числе деструктивного характера.


Комментариев пока нет