Есть мнение

Роль героев в военно-патриотическом воспитании российской молодежи

29 октября 2016

Проблема военно-патриотического воспитания сегодня достаточно остро встала перед государством. К сожалению, не многие молодые люди ставят на первое место любовь к Родине, знание истории своей страны, а также готовность защищать ее. Такое же настроение формируется и у большинства подрастающего поколения. Причины тому многообразны: это и глобализация, нацеливающая на формирование «гражданина мира», и геополитическое противоборство за влияние в мире, контроль не только над ресурсами, рынками сбыта, но и умами,  и ослабление внимания со стороны государства к столь важной проблеме, как патриотическое воспитание при переходе от командной экономики к рыночной, и трансформация за последние два десятилетия ценностной системы общества. Все это, безусловно, сказывается как на гражданской позиции молодых людей, так и на формировании патриотических чувств, установок.

Все больше и больше молодых людей мечтают уехать из России в поисках лучшей судьбы. На мой взгляд, проблема заключается в том, что молодежь не хочет или не умеет ценить свою страну. Молодые люди не задумываются, какими жертвами досталась земля, по которой мы каждый день ходим в школу или университет.

Мне посчастливилось принять участие в конкурсе «Я горжусь подвигом отцов, дедов и прадедов»: мое эссе о тулячке В.В. Булгаковой, которая поехала поступать в институт в Ленинград в 1941-м и оказалась в блокадном городе, было опубликовано в книге воспоминаний и размышлений поколений «Мы помним…1941»/под ред. Ю.М. Осипова, Л.И. Ростовцевой.- Тула: Гриф и К, 2012. Знакомство с Варварой Васильевной, ее рассказы и сохранившиеся письма произвели на меня сильнейшее впечатление. Я стала собирать письма военной поры, чтобы сравнить ценности советской молодежи военного времени и современной молодежи. Мне удалось найти и проанализировать методом контент-анализа сначала 60 писем 1941 г. В них чувствовалась уверенность в скорой победе, что враг быстро будет разбит и вернется мирная жизнь. Мне хотелось узнать: что испытывали люди, писавшие друг другу письма, как воспринимали начало войны, как реагировали на разлуку с родственниками.

Но проект продолжается, и на сегодняшний день я собрала и проанализировала 176 писем 1942 г. В них солдаты чаще рассуждают о  Родине, чем в письмах 1941 года. Видимо, сложная ситуация на фронте, кровопролитные бои – тому причина. Каждая схватка с фашистами за родную землю доставалась нашим солдатам очень дорого, отсюда – большая ненависть к врагу. В письмах видна большая преданность коммунистической партии.

Читая письма, я поняла – герои рядом. Это наши родственники, соседи, земляки, способные на самопожертвование ради других.

Люди советского периода знали и гордились своими героями, более того, упоминали о них в фронтовых письмах. Меня поразило, например, как в одном из посланий солдат, поздравляя жену с Международным женским днем, пишет о великой советской партизанке Зое Космодемьянской.

Кто герои у современной молодежи? На кого она хочет быть похожа? На «звезд» кино, шоуменов, поп-певцов, рок-музыкантов, многие из которых демонстрируют безнравственный и разгульный образ жизни. Проблема героизации должна быть сегодня в центре внимания государственных деятелей и публичных личностей.

По моему мнению, такой проект, как «Я горжусь подвигом отцов, дедов и прадедов» развивает творческие способности молодежи, воспитывает гражданственность и чувство гордости за свою страну и людей. Если подобных проектов будет больше, то мы получим совершенно другое поколение молодых, любящих  Россию и уважающих своих предков, историю и культуру.

Комментариев пока нет