Родства не помнящие. Как Москва провожала "последнего героя свободной России"

Мне бы твои пули переплавить в струны – может быть, другая песня получилась бы. Ты б ее послушал, девушке поставил, может, станцевал бы, только все равно. На «марше памяти» Бориса Немцова было много девушек, были любители «ходить в колоннах и стучать в барабан», но по несчастливой случайности танцевать пришлось в декорациях старой доброй матушки-России, на один субботний вечер вспомнившей атмосферу залихватской политической жизни девяностых – времени Немцова.

Тому, как умирал Борис Ефимович, многие могут позавидовать: шел под ручку с украинской красавицей при свете Луны, затем получил четыре выстрела в спину на фоне места, где прошли его лучшие годы, и как считают многочисленные почитатели Немцова, лучшие годы России. Они действительно прошли. Эстетика гибели героя этой истории наталкивает на мысль, что мужская потенция политика в его нынешнем состоянии была гораздо выше политической. О Немцове если и вспоминали в последнее время, то представал он в виде романтической фигуры из приплющенного телевизора за спиной Леонида Парфенова времен передачи «Намедни». Он мог бы быть преемником Ельцина, предлагал депутатам пересесть с «Мерседесов» на «Волги», любил жизнь, любил женщин и любил взаимно. Кто-то вспомнит о «правительстве младореформаторов» - своего рода общества мертвых поэтов, вынужденных столкнуться с реальной политикой на пике собственного идеализма. Борис выделялся и на их фоне, был легковерен и молод, и как говорят очевидцы тех времен, гармонично смотрелся как при губернаторском галстуке, так и с бокалом вина в руке, что создавало образ человека, который всегда способен на большее.

Тем не менее, после стремительного взлета Немцов провалился на выборах с СПС, ушел из федеральной политики в бизнес и в итоге докатился до протестного отшельничества, где и угасал в окружении политических деятелей и общественников низкого пошиба. Лучше всего политический вес Бориса Ефимовича в последние годы охарактеризовал в своих воспоминаниях муниципальный депутат Максим Кац – Немцов рассказал ему о своей увлеченности фейсбуком и поделился радостью от скорости, с которой собираются «лайки» к размещенным записям. Эта радость при всей ее человеческой чистоте обладает и скрытым политическим смыслом – самый большой политик России собирает 86% всех «лайков» страны, деятели поменьше подбирают оставшиеся крохи, а символы российской оппозиции предпочитают реальной политике интернет-подполье, по сути, отказываясь от реальной борьбы за народную поддержку.

Веса Борису Немцову вряд ли прибавил бы многообещающий доклад о присутствии российской военной техники на территории Украины – широкий резонанс эта история получила бы в случае наличия совсем уж сенсационной информации из источников Немцова. Но как с горечью говорил в одной из бесед с Луисом Бунюэлем Андре Бретон, в наше время скандал уже невозможен: кнопка, запускающая почти любую информационную бомбу, находится в кабинетах Кремля под надежной охраной. Да и в случае «оплошности» со стороны кремлевских кураторов власти всегда могут прикрыться за «пятой колонной». В любом случае, какой бы ни оказалась истинная причина убийства Немцова, достаточно ясно, что его большая политическая карьера закончилась гораздо раньше.

Если история рассудит так, что он и на самом деле окажется последним героем «белоленточной» оппозиции, то Борис Немцов обретет амплуа Робинзона, чей вопль ума, чести и совести растворится в тишине острова, только на поверхности кажущегося обитаемым. И если уж эти пули каким-то хирургическим чудом и удалось бы переправить в струны, то немцовская песня совершенно точно зазвучала бы как шестидесятнический гимн кухонного сопротивления. Она уже так звучит, и музыка эта вроде бы о хорошем и о вечном – антивоенная, гуманистическая. Какая угодно, только не та, что имела бы отношение к самому Борису Ефимовичу и тому, чему он посвятил большую часть своей жизни – реальной политике. Прикрывшись замызганными лозунгами, которые должны, по идее, символизировать общность взглядов с Немцовым, эта оппозиция оказалась даже не в состоянии достойно проститься с ним.

Оглядываясь на то, каким вышло прощание с Немцовым – марш его памяти – возникает ощущение, что Россия по-прежнему остается страной, где свадьбу не отличить от похорон. Умудрились же страстные сторонники становления страны на путь «цивилизованного европейского государства» превратить марш памяти одного из последних «носителей духа свободной России» в балаган коллективного слабоумия. «Слава Украине», «Свободу Савченко», «Путлера на нары» - вот далеко не полный список восклицаний и лозунгов, при сопровождении которых сакральная жертва ложилась на алтарь.

Правы оказались те, кто говорил, что Немцов был на голову выше большинства из коллег по политическому цеху, выше он оказался и «братьев по убеждениям». Может быть, его бегство из большой политики вызвано страхом раствориться в этом коллективном бессознательном, в упор не замечающим свою фатальную запрограммированность. Если это так, то в своем эскапизме Немцов попал в злосчастный котел, замкнутый круг бывших друзей и врагов, постоянно меняющих свои маски, и из которого, как говорят на каждом углу, нет никакого выхода. «Белоленточная» оппозиция наших дней ни в чем не уступает (и тем более не превосходит) своего доппельгангера – «ватников», «квасных патриотов» и милитаристов, чье массовое безумие всегда было одним из главных объектов насмешек и упреков со стороны оппозиции.

В этом контексте «марш памяти» выглядит карикатурой на одиозный «Антимайдан», высмеивающей, правда, самого художника. Вроде бы и все кругом дураки, но противовесу, оппозицией одной звенящей пошлости служит не меньшая по своему содержанию глупость. В моем понимании великой честью будет смерть на фоне согласия и единства, а не на фоне брани между похожими, до родинки под лопаткой, людей, не осознающих своего родства.

Если эта российская оппозиция хочет сохранить себя в своем нынешнем виде и нынешнем составе, то ей непременно придется сделать выводы из той трагедии, что приключилась у стен Кремля. Лозунгами и неловкими тычками в сторону кремлевской власти здесь уже не отделаешься - если «креативные» хотят состояться как политический класс, то придется втянуться в рутинную, превращающую даже самых молодых, чистых и прекрасных в скупых, холодных и потертых среду реальной политики. Среду, в которой Борис Немцов плескался как рыба в воде, сохраняя, насколько возможно, свою правду. Программа минимум уже выполнена, «сакральная жертва», увы, принесена, и лучшее, что эта оппозиция может, но так упорно не хочет делать, - это отказаться от сакрализации самой себя. В противном случае, последняя пощечина Немцова официальной власти останется жидкой, как апельсиновый сок.

Комментарии

Аватар пользователя Антон Баранов

2 доппельгангера из 5

Аватар пользователя Сергей Мельков

Есть несколько не корректных, на мой личный взгляд, пассажей.

1. Не думаю, что уместно какую либо смерть вообще называть красивой. При чем тут политик Немцов? Ваша версия убийства прозвучала откровенно с издёвкой. Жаль.

2. То, что Немцов многим не нравился - факт. То, что Немцов не вписывался в пресные бюрократические правила - тоже факт. Но он реально был политиком и боролся за власть и с властью. А не изображал из себя спокойного "как удав" государственно-послушного кролика.

3. Не понимаю, почему "марш памяти" кажется автору статьи карикатурой. Не понимаю, на каком основании автор статьи отказывает людям в нормальных человеческих чувствах, эмоциях и ощущениях?

4. Самое любопытное, что почти все сегодня ставят задачи оппозиции (см. последний абзац). Как считает автор статьи: Вы тоже относитесь к российской политической оппозиции, или очень хочется ею покомандовать?

Аватар пользователя Шурик

1. На мой взгляд, смерть может быть красивой с эстетической, иногда даже и эсхатологической точки зрения. Политик Немцов тут не причем. В этом абзаце речь о моих впечатлениях о человеке Немцове, который лучше всего проявил себя в политике. Да и это в некоторой степени укол в сторону одного из оппозиционных деятелей, слова - его. Версий убиства не выдвигалось - этим занимается следствие.

2. Согласен с Вами.

3: Не отказываю людям в каких-либо чувствах, совсем наоборот - на душе становится тепло при виде нормального, настоящего человеческого чувства. В этой связи у меня встречный вопрос - о каких конкретно человеческих чувствах Вы говорите? Боль, скорбь, ностальгия? Проявление искренного чувства такого рода (кроме, пожалуй, ностальгии), на мой взгляд, невозможно в полной мере в формате гражданского "марша". Вот это мне кажется неуместным и слегка наигранным: я не верю в возможность коллективной скорби в атомизированном обществе. Так, например, одна из моих дальних родственниц шла пешком из области в Москву, чтобы почтить память Сталина - сейчас такой поступок покажется необъяснимым и кому-то даже немного диким, какими бы ни были градации человеческого чувства. А карикатура - свободный жанр, удачнее всего осуществляющий самого себя на границе смыслов и как прием художественного выражения кажется мне в этом случае уместным.

К оппозиции не отношусь, в реальной политике не принимаю участия. Наблюдаю со стороны и в некотором смысле, фарисействую.

Аватар пользователя Александр Дмитриев

Соглашусь с Вами, что мысль о "потенции" кажется рискованной, и понятное дело, может восприниматься как издевка и неуместный подкол, заступ за грань. Но мне этот прием кажется оправданным в контексте рассуждений о политическом весе Бориса Немцова

Аватар пользователя Сергей Мельков

Спасибо за ответ. Не ожидал.

Я имел в виду, кроме перечисленных Вами, такие простые и понятные чувства, как дружба (насколько я знаю, Немцов умел дружить), любовь (к женщине, детям), сочувствие, стремление понять другого.

Что касается фарисейства - спасибо еще раз.

Аватар пользователя Александр Дмитриев

Большое спасибо за Ваши комментарии. А что по поводу дружбы, любви и сочувствия - я не сомневаюсь в том, что люди, которые были знакомы с Нецмовым лично были искренними в проявлении чувств (как хороших, так, вероятно, и плохих - врагов у политика было предостаточно, хотя бы среди упомянутых вами "удавов-кроликов"), в тексте я упомянул, что Борис Ефимович, например, умел любить, а дружба и любовь - две стороны большой и доброй души, но речь, скорее, о невозможности именно массового чувства. В связи с этим и ощущение некой карикатурности происходящего - получается, что на убитого Немцова"ходят" гораздо лучше, чем на живого и здорового, отсюда и ощущения зрелища, демонстративной (марш можно сравнить и с демонстрацией - плакатов и лозунгов. Вопрос - кому? Немцову? власти?) "квази-утраты". Король умер, да здравствует король.

Аватар пользователя Артем Гвоздев

Автор в таком же виде мог бы написать о чем угодно, написано ради букв, а не смысла.

Аватар пользователя Гость

Здравствуйте, Александр

Мне очень понравился ваш стиль изложения материала. Небольшая художественность, с моей точки зрения, нисколько не портит политологический анализ, а даже украшает его.

Согласен с тем, что градус нетерпимости в нашем обществе в последнее время невероятно высок. Согласен с тем, что среди представителей либеральной оппозиции есть люди, которые не хуже их великодержавных визави её распространяют (что характерно, именно они оспаривают свое причастие к этому процессу наиболее яростно).

При всем при этом когда вы говорите о карикатурности шествия в память о Борисе Немцове, вы упускаете из вида одну деталь. 1 марта никто заранее не помышлял идти на этот митинг с тем, чтобы почтить его память. Дело в том, что убит он был, фактически, за день до самого мероприятия, которое было спланировано за несколько месяцев до этого и которое было посвящено протесту против войны на украине, против политики действующего президента. Именно этим, с моей точки зрения, и следует объяснять наличие на митинге такого количества людей, выкрикивающих лозунги аля "Слава Украине" или "Свободу Савченко".

Кроме того, не следует упускать из вида и тот факт, что любой марш по сути своей это огромное количество совершенно разных (и по своему отношению к отдельным политическим деятелям, и по эстетическому восприятию окружающей действительности) людей. На этом мероприятии их собралось по разным оценкам от 16 до 70 тысяч. Вы предсталяете себе, что значит, с точки зрения политических технологий, организовать 70 тысяч людей таким образом, чтобы все они следовали какому-то одному  лекалу? Не говоря уже о том, что организовывать вам прийдется тех представителей общественности, которые, скорее всего, согласно свойствам своего либерального характера, отрицают любые посягательства на свободу выражания их мыслей и чувств.  Я себе этого не представляю.

В целом я могу вам поставить 4 доппельгангера из 5.

P.s. Вопрос к Антону Сергеевичу Баранову:

Антон Сергеевич, сможите ли вы продолжить выражение, пожалуйста?

"Папа - стакан портвейна, мама - ..."

Аватар пользователя Антон Баранов

2 доппельгангера из 5

Аватар пользователя Сергей Мельков

Есть несколько не корректных, на мой личный взгляд, пассажей.

1. Не думаю, что уместно какую либо смерть вообще называть красивой. При чем тут политик Немцов? Ваша версия убийства прозвучала откровенно с издёвкой. Жаль.

2. То, что Немцов многим не нравился - факт. То, что Немцов не вписывался в пресные бюрократические правила - тоже факт. Но он реально был политиком и боролся за власть и с властью. А не изображал из себя спокойного "как удав" государственно-послушного кролика.

3. Не понимаю, почему "марш памяти" кажется автору статьи карикатурой. Не понимаю, на каком основании автор статьи отказывает людям в нормальных человеческих чувствах, эмоциях и ощущениях?

4. Самое любопытное, что почти все сегодня ставят задачи оппозиции (см. последний абзац). Как считает автор статьи: Вы тоже относитесь к российской политической оппозиции, или очень хочется ею покомандовать?

Аватар пользователя Шурик

1. На мой взгляд, смерть может быть красивой с эстетической, иногда даже и эсхатологической точки зрения. Политик Немцов тут не причем. В этом абзаце речь о моих впечатлениях о человеке Немцове, который лучше всего проявил себя в политике. Да и это в некоторой степени укол в сторону одного из оппозиционных деятелей, слова - его. Версий убиства не выдвигалось - этим занимается следствие.

2. Согласен с Вами.

3: Не отказываю людям в каких-либо чувствах, совсем наоборот - на душе становится тепло при виде нормального, настоящего человеческого чувства. В этой связи у меня встречный вопрос - о каких конкретно человеческих чувствах Вы говорите? Боль, скорбь, ностальгия? Проявление искренного чувства такого рода (кроме, пожалуй, ностальгии), на мой взгляд, невозможно в полной мере в формате гражданского "марша". Вот это мне кажется неуместным и слегка наигранным: я не верю в возможность коллективной скорби в атомизированном обществе. Так, например, одна из моих дальних родственниц шла пешком из области в Москву, чтобы почтить память Сталина - сейчас такой поступок покажется необъяснимым и кому-то даже немного диким, какими бы ни были градации человеческого чувства. А карикатура - свободный жанр, удачнее всего осуществляющий самого себя на границе смыслов и как прием художественного выражения кажется мне в этом случае уместным.

К оппозиции не отношусь, в реальной политике не принимаю участия. Наблюдаю со стороны и в некотором смысле, фарисействую.

Аватар пользователя Александр Дмитриев

Соглашусь с Вами, что мысль о "потенции" кажется рискованной, и понятное дело, может восприниматься как издевка и неуместный подкол, заступ за грань. Но мне этот прием кажется оправданным в контексте рассуждений о политическом весе Бориса Немцова

Аватар пользователя Сергей Мельков

Спасибо за ответ. Не ожидал.

Я имел в виду, кроме перечисленных Вами, такие простые и понятные чувства, как дружба (насколько я знаю, Немцов умел дружить), любовь (к женщине, детям), сочувствие, стремление понять другого.

Что касается фарисейства - спасибо еще раз.

Аватар пользователя Александр Дмитриев

Большое спасибо за Ваши комментарии. А что по поводу дружбы, любви и сочувствия - я не сомневаюсь в том, что люди, которые были знакомы с Нецмовым лично были искренними в проявлении чувств (как хороших, так, вероятно, и плохих - врагов у политика было предостаточно, хотя бы среди упомянутых вами "удавов-кроликов"), в тексте я упомянул, что Борис Ефимович, например, умел любить, а дружба и любовь - две стороны большой и доброй души, но речь, скорее, о невозможности именно массового чувства. В связи с этим и ощущение некой карикатурности происходящего - получается, что на убитого Немцова"ходят" гораздо лучше, чем на живого и здорового, отсюда и ощущения зрелища, демонстративной (марш можно сравнить и с демонстрацией - плакатов и лозунгов. Вопрос - кому? Немцову? власти?) "квази-утраты". Король умер, да здравствует король.

Аватар пользователя Артем Гвоздев

Автор в таком же виде мог бы написать о чем угодно, написано ради букв, а не смысла.

Аватар пользователя Гость

Здравствуйте, Александр

Мне очень понравился ваш стиль изложения материала. Небольшая художественность, с моей точки зрения, нисколько не портит политологический анализ, а даже украшает его.

Согласен с тем, что градус нетерпимости в нашем обществе в последнее время невероятно высок. Согласен с тем, что среди представителей либеральной оппозиции есть люди, которые не хуже их великодержавных визави её распространяют (что характерно, именно они оспаривают свое причастие к этому процессу наиболее яростно).

При всем при этом когда вы говорите о карикатурности шествия в память о Борисе Немцове, вы упускаете из вида одну деталь. 1 марта никто заранее не помышлял идти на этот митинг с тем, чтобы почтить его память. Дело в том, что убит он был, фактически, за день до самого мероприятия, которое было спланировано за несколько месяцев до этого и которое было посвящено протесту против войны на украине, против политики действующего президента. Именно этим, с моей точки зрения, и следует объяснять наличие на митинге такого количества людей, выкрикивающих лозунги аля "Слава Украине" или "Свободу Савченко".

Кроме того, не следует упускать из вида и тот факт, что любой марш по сути своей это огромное количество совершенно разных (и по своему отношению к отдельным политическим деятелям, и по эстетическому восприятию окружающей действительности) людей. На этом мероприятии их собралось по разным оценкам от 16 до 70 тысяч. Вы предсталяете себе, что значит, с точки зрения политических технологий, организовать 70 тысяч людей таким образом, чтобы все они следовали какому-то одному  лекалу? Не говоря уже о том, что организовывать вам прийдется тех представителей общественности, которые, скорее всего, согласно свойствам своего либерального характера, отрицают любые посягательства на свободу выражания их мыслей и чувств.  Я себе этого не представляю.

В целом я могу вам поставить 4 доппельгангера из 5.

P.s. Вопрос к Антону Сергеевичу Баранову:

Антон Сергеевич, сможите ли вы продолжить выражение, пожалуйста?

"Папа - стакан портвейна, мама - ..."