Есть мнение

Республику Алтай посетил лидер буддистов России

29 октября 2016

В Горном Алтае буддизм имеет глубокие корни, заявил по итогам поездки в Республику Алтай лидер Буддийской традиционной сангхи России, Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, сообщают "Новости Горного Алтая". По мнению Аюшеева, об этом свидетельствуют многочисленные исторические памятники, связанные с этой религией, в частности, развалины монастырей в окрестностях некоторых алтайских сел. Кроме того, недавно в Усть-Канском районе была обнаружена статуэтка Будды, возраст которой составляет 250-300 лет.

«Я надеюсь, что ойратский, алтайский народ вернется к своим корням, — заявил Аюшеев. — По сравнению с другими тюркоязычными народами ойраты находились в прямом контакте с монгольским миром и соприкасались с буддийским миром. У вас очень много умных, образованных людей, и они видят будущее своего народа в буддизме. Ведь в мире есть три цивилизации – христианская, буддийская, исламская. И выбор всегда за людьми – или вы принимаете христианство, или вы уходите в ислам, или вы возвращаетесь к буддизму. Третьего, к сожалению, не дано, и для сохранения своей нации, своего народа, национальной идентичности, надо войти в одну из цивилизаций». «Мой бурятский народ в прошлом тоже разделял веру шаманистов, язычников, но затем пришел к буддизму. И у нас есть огромное достижение – нетленный Пандито Хамбо лама XII Даши Доржо Этигелов. И алтайский народ с буддизмом в состоянии достичь новых высот, — цитирует Аюшеева агентство REGNUM. — Не надо свой народ вести в первобытное общество. Я, например, шаманистам говорю – вы пещерные коммунисты. Они на меня бывают в обиде, но я им говорю — у вас же не было никаких храмов, нет книг, нет учений, вы просто говорите от себя, и при этом говорите – духи мне говорят. Но так не бывает. Алтайцы сегодня должны быть сегодня вооружены знаниями. Если русские исповедуют христианство, казахи исповедуют ислам, то в этой ситуации алтайцы должны быть цивилизованными, должны быть буддистами. Когда говорят, что мы из-за этого можем потерять культуру, я отвечаю, что буряты после принятия буддизма не потеряли свою культуру, а только обогатили ее». В начале сентября Дамба Аюшеев посетил Республику Алтай. Он встретился руководством региона, интеллигенцией, буддистами, а также совершил поездку в несколько районов республики. На встречах с населением в адрес Пандито Хамбо ламы звучали претензии некоторых коренных жителей о том, что алтайскому народу навязывают буддизм. По данным, которые Аюшеев озвучил на встрече в республиканском правительстве, в 1992 году в Горно-Алтайске была создана первая местная религиозная организация буддистов «Ак-Бурхан», которая входит в состав Буддийской традиционной сангхи России. Число приверженцев данной школы буддизма в Республике Алтай на сегодняшний день доходит до 2 тыс. человек. Как свидетельствуют данные опроса, проведенного Институтом алтаистики в 2008 году, в республике существует тенденция роста религиозности населения — около 56% опрошенных отнесли себя к категории верующих. Вместе с тем 13% респондентов считали себя неверующими и свыше 31% не определились в религии. Последняя категория представлена в основном молодежью (74%) и средним поколением (21%). 61% опрошенных назвали себя православными христианами, более четверти — приверженцами «алтайской веры» (бурханизма, шаманизма), десятая часть — к последователями ислама. При этом среди верующих этнических алтайцев бурханисты составляли 81%, православные христиане — 10,7%, шаманисты — 5,3%, буддисты — 2,2%. Как отмечают в своей работе Борис Кнорре и Сергей Филатов (опубликована в сборнике «Религиозно-общественная жизнь российских регионов»), после перестройки наметились три основные направления национального религиозного выбора алтайцев: буддийский бурханистский, направленный на развитие бурханизма как особой алтайской формы буддизма; шаманистский пантеистический (то, что исследователи из института Суразакова назвали «алтайской верой»), отвергающий буддизм и монотеизм, направленный на возрождение поклонения духам природы и предков; бурханистский тенгрианский, направленный на развитие бурханизма как монотеистической тюркской религии.

Комментариев пока нет