Статьи

РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

06 марта 2018

Кулешова Г.П.

доктор социологических наук, профессор,

СВИ ВГУЮ (РПА Минюста России) (Саранск)

Конституция Российской Федерации провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» объединения граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица признаются в Российской Федерации религиозными организациями.

Нормативное регулирование деятельности религиозных организаций долгое время носило несистемный, локальный характер. Впервые норма о религиозных организациях как юридических лицах была закреплена в

статье 13 Закона СССР от 01.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях», аналогичная норма была включена и в принятые Верховным Советом СССР 30.05.1991 Основы гражданского законодательства СССР и республик (статья 11).

В настоящее время положения о религиозных организациях содержаться в различных нормативных правовых актах, среди которых значительное место занимает Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Указанные положения, имея сравнительно недавнюю историю, по-разному трактуются в юридической литературе. Есть расхождения по многим аспектам функционирования религиозных организаций, что отражается на правоприменительной практике. В связи с этим большую значимость приобретает исследование действующей нормативно-правовой основы гражданско-правового регулирования отношений, в которых участвуют религиозные организации, определяющее специфику их гражданско-правового положения, в целях обеспечения его дальнейшего развития и совершенствования.

По официальным данным Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 2016 года в России зарегистрировано 27 372 религиозные организации. В Приволжском федеральном округе зарегистрировано 8 162 религиозные организации, наибольшее количество религиозных организаций среди субъектов Приволжского федерального округа зарегистрировано в Республике Татарстан – 1 788 (в Башкортостане – 1 401, Нижегородской Области – 681, Самарской области - 622, Пензенской области – 501, Оренбургской области 472, Республике Мордовия – 489, Пермском крае – 450, Саратовской области – 438, Ульяновской области 345 , Чувашской Республике 316, Удмурской Республике – 276, Кировской области – 237, Республике Марий Эл – 146).

В Республике Мордовия зарегистрировано 9 конфессий, что свидетельствует о толерантной политике республики к межконфессиональным отношениям. Большинство религиозных организаций относится к Русской православной церкви – 415 (85%) и к Исламу – 61 (12%). Количество организаций иной конфессиональной принадлежности – 13 (3%) (евангельские христиане баптисты – 3, христиане веры евангельской – пятидесятники – 3, Адвентисты седьмого дня – 1, лютеране (Церковь Ингрии) – 3, Свидетели Иеговы – 1, Сознание Кришны (вайшнавы) – 1, Иудаизм – 1.

В последние годы рост численности религиозных организаций происходит, в основном, за счет создания объединений православных христиан и мусульман. Первое место по количеству православных организаций, зарегистрированных в Приволжском федеральном округе занимает Нижегородская область – 512 организаций, Республика Мордовия занимает второе – 415 организаций, третье Самарская область – 406 организаций.

По количеству мусульманских организаций лидирует Татарстан – 1 356 организаций. Второй показатель у Башкортостана – 964, третий у Ульяновской области – 128.

В последнее время наблюдается уверенный рост количества зарегистрированных религиозных организаций, что свидетельствует о стремлении религиозных организаций быть полноправными субъектами гражданских правоотношений, пользоваться всеми правами и льготами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации для религиозных организаций. В связи с чем, изучение их правового статуса является очень актуальным в настоящее время.

К примеру, динамика роста религиозных организаций Республики Мордовия выглядит следующим образом: 2011 год – 354, 2012 год – 409, 2013 год – 433, 2014 год – 454, 2015 год – 489. Таким образом, количество религиозных организаций созданных в Республике Мордовия за последние пять лет увеличилось на 28 % .

В настоящее время законодательство Российской Федерации устанавливает для всех религиозных объединений универсальное правовое регулирование, предполагающее предоставление им полного объема прав и обязанностей юридического лица независимо от конфессиональной принадлежности.

Правоотношения в области реализации мировоззренческих прав и свобод регулируются нормативно-правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. В состав правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях входят Конституция Российской Федерации, международные акты и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль законодательства, взаимосвязаны, имеют иерархию и пределы регулирования. В этой иерархии особая роль принадлежит Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция Российской Федерации регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести. К числу таких концептуальных вопросов относятся следующие: в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (статья 13); Российская Федерация – светское государство (статья 14); никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (статья 14); религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (статья 14); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав гражданина по признакам религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28); не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (статья 28); каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (статья 30); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3 статьи 59).

Светский характер Российской Федерации - один из признаков современного правового государства. Принцип светского государства означает следующее: гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия либо нерелигиозная идеология не устанавливается в качестве обязательной; религиозные объединения отделены от государства, не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений; государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, органов местного самоуправления, не осуществляет вмешательство во внутренние (религиозные) дела религиозных объединений; в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные (религиозные) суды; религиозные нормы не являются источниками права в государстве.

Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Впервые в истории России в Конституцию (часть 4 статьи 15) включено положение, объявляющее общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.

Положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в области свободы совести получили развитие во многих нормативных правовых актах.

Следует отметить, что с 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О несении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Закон о внесении изменении в ГК РФ предполагает рассматривать религиозную организацию как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческих унитарных организаций.

Правовые основы деятельности религиозных организаций закреплены в статьях 123.26 - 123.28 ГК РФ.

На религиозные организации в силу того, что они являются одной из форм некоммерческих организаций, распространяется Федеральный закон

от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

Закон о некоммерческих организациях предполагает самостоятельное регулирование отношений с участием религиозных организаций. Так, пункт 4 статьи 1 Закона о некоммерческих организациях устанавливает правило о том, что действие пункта 6 статьи 2 (некоммерческие организации выполняющие функции иностранного агента), статей 13 - 19, 21 - 23 (создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций), 28 - 30 (управление некоммерческой организацией), 32 (контроль за деятельностью некоммерческой организации) настоящего закона не распространяются на религиозные организации. Особенности их правового положения, создания, реорганизации и ликвидации, а также управления ими определяются специальным законом (пункт 4 статьи 6 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, в системе действующего правового регулирования постепенно выстраивается обособленное регулирование отношений по созданию и деятельности религиозных организаций (статьи 123.26-123.28 ГК РФ, статья 6 Закона о некоммерческих организациях).

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относится к числу важнейших базовых законов в области свободы совести. В отличие от ранее действовавшего Закона СССР от 01.10.1990 № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях», Закон о свободе совести 1997 г. закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут являться только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного и законного проживания на территории Российской Федерации. Законом также введено новое понятие - религиозная группа, под которой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт 2 статьи 7 Закона

о свободе совести). Однако, религиозная группа не может самостоятельно приобретать права и создавать для себя обязанности, идентичные правам и обязанностям религиозных организаций, участвовать в гражданском обороте, быть истцом и ответчиком в суде, создавать религиозные учреждения и т.д.

В настоящее время объективной цифры о количестве созданных на территории Российской Федерации религиозных групп отсутствует. Кроме того, уполномоченные правоохранительные органы Российской Федерации отмечают активизацию деятельности объединений граждан, образованных для удовлетворения духовных (религиозных) потребностей, действующих в виде религиозных групп. Деятельность некоторой части из них носит явно выраженный экстремистский характер, что подтверждается судебной практикой. Так, решением Верховного Суда Российской Федерации

от 10 апреля 2008 г. запрещена деятельность незарегистрированной международной религиозной организации «Нурджулар»; 07 мая 2009 г. Верховный Суд Российской Федерации вынес аналогичное решение в отношении международного религиозного объединения «Таблиги Джамаат»; Верховным Судом Республики Мордовия 27 декабря 2010 г. религиозная группа «Благородный Орден Дьявола» признана экстремистской организацией и деятельность ее запрещена.

Кроме того, печальные результаты добровольного затвора участников религиозной группы «Горний Иерусалим», более известной как «Пензенские затворники», наглядно демонстрируют насущную необходимость реалистичного представления о количестве действующих на территории Российской Федерации религиозных групп.

Федеральным законом от 13 июля 2015 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесены концептуальные изменения, затрагивающие правовое положение религиозных групп.

В частности, с 24 июля 2015 года изменен порядок уведомления о начале деятельности религиозной группы. В соответствии со статьей 7 Закона

о свободе совести религиозная группа в письменной форме уведомляет о начале своей деятельности территориальный орган Минюста России по месту осуществления деятельности религиозной группы.

В последующем религиозная группа представляет уведомление о продолжении деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления территориального органа Минюста России. Уведомление представляется по форме утвержденной приказом Минюста России от 5 октября 2015 года № 234 «Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы».

Уведомления представляют также и религиозные группы, ранее уведомившие о создании и начале деятельности органы местного самоуправления, в связи с тем, что ранее представляли только те религиозные группы, которые намеревались в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию. Кроме того, представляемые ранее сообщения религиозных групп в органы местного самоуправления не содержали необходимого объема сведений, предусмотренного в Уведомлении.

Данные поправки к Закону о свободе совести устанавливают фактически систему контроля за религиозными группами.

Вместе с тем, с 24 июля 2015 году признан утратившим силу абзац третий пункта 9 статьи 8 Закона о свободе совести, согласно которому религиозная организация обязана была ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении деятельности.

При этом отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также об их фактическом расходовании (использовании) обязаны представлять те религиозные организации, которые в течении одного года получали денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Также Закон отменил требование о подтверждении существования религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, вследствие чего устранено препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур, а также отмены требования о ежегодной перерегистрации.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации» изменил порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций. Ранее контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн. руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, в которых указывается общая сумма средств религиозной организации, израсходованных за год. В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Главные изменения заключаются в следующем:

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности.

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводится только в одном из трех случаев:

- религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;

- от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности

- от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных

организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово - хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня. Поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.

Помимо Закона о свободе совести, на федеральном уровне в общей сложности действует свыше ста нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений. Их можно разделить на несколько групп.

Первую, самую многочисленную группу образуют законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные объединения напрямую не являются, но эти правовые акты содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений, обеспечивают реализацию права на свободу совести и вероисповедания, равенство прав граждан независимо от их отношения к религии. К этой группе относятся, например, Закон Российской Федерации

от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и другие.

Отдельно можно выделить группу законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности которых накладывают некоторые ограничения на права и свободы пребывающих в них граждан (воинские части, места лишения свободы, больницы и т.д.). Сюда относятся Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ

«О статусе военнослужащих» и другие.

Ряд законов и иных нормативных актов регламентируют порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций (образовательной, благотворительной и т.д.).

Самостоятельную группу правовых актов образуют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе совести. Это в первую очередь Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ

«О противодействии экстремистской деятельности».

Кроме того, гражданско-правовые нормы, регулирующие создание и деятельность религиозных организаций содержатся и в правовых актах, издаваемых Президентом и Правительством Российской Федерации, а также нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Так, например, постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» утверждает помимо порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной налоговой службы также и формы документов, необходимые доля государственной регистрации религиозных организации при создании, при ликвидации, а также для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313

«Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет функции по нормативно–правовому регулированию, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях. Так, например, Минюстом России утверждены приказ от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», приказ от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Таким образом, правовое регулирование религиозных организаций прошло долгий и трудный путь становления. При этом, формирование нормативной базы, регулирующей правовое положение и деятельность религиозных организаций, осуществляется и по сей день.


Комментариев пока нет