Есть мнение Статьи Главная тема

Референдумы о независимости. История вопроса

14 ноября 2017
В новейшей истории референдумов о независимости и самоопределении насчитывается огромное множество, и они в первую очередь проводились во время деколонизации. В юридическом плане такое голосование правомерным не считается, собственно говоря, референдумом и запрещено конституцией подавляющего большинства стран.

В новейшей истории референдумов о независимости и самоопределении насчитывается огромное множество, и они в первую очередь проводились во время деколонизации. В юридическом плане такое голосование правомерным не считается, собственно говоря, референдумом и запрещено конституцией подавляющего большинства стран. Единственным исключением здесь является Эфиопия, конституция которой прямо предусматривает возможность выхода из состава общей страны некоторых регионов. Но при этом, провинция Эритрея, проведшая под эгидой ООН в апреле 1993 года референдум, на котором 99,83 % граждан высказалось за независимость Эритреи, была вынуждена воевать за своё право на самоопределение 30 лет до этого - с 1961 по 1991. В случае Каталонии местным парламентом был принят специальный закон, который затем посчитали неконституционным в Мадриде. Голосование может проходить как в четко очерченных регионах, так и на территориях с еще не определенными границами. Что касается Иракского Курдистана, там плебисцит будет проводился и на других территориях, где проживают курды. В таких случаях решение о проведении голосования принималось местными властями, что может быть спорным в политическом плане и считается неконституционным иракскими властями. В теории целью такого голосования является независимость, однако оно может служить и для переговоров о расширении автономии. Референдум может использоваться как политический рычаг и переговорный инструмент. Так, победа «да» на курдском референдуме не означала автоматического провозглашения независимости, а стало средством давления на Багдад с рабочей идеей об общей Конфедерации.

Где должны пройти референдумы в ближайшие месяцы?

Помимо Иракского Курдистана и Каталонии ожидается референдум в Новой Каледонии в 2018 году. Это голосование будет касаться «передачи Новой Каледонии государственных полномочий, международного статуса с полной ответственностью, а также организации гражданства», как предусматривается в подписанном в 1998 году договоре французского государства с местными лоялистами и сепаратистами. В случае победы «нет» местный парламент может провести еще два референдума, через два и четыре года. «Франция с уважением отнесется к принятому решению», — заверила министр по заморским территориям Анник Жирарден (Annick Girardin), хотя в ходе президентской кампании Эммануэль Макрон высказался за сохранение Новой Каледонии в «национальном сообществе».

Кроме того, 15 июня 2019 года состоится референдум в Бугенвиле, автономном регионе Папуа-Новой Гвинеи. Это голосование, которое может привести к полной независимости острова, предусмотрено по подписанному в 2001 году мирному соглашению. В то же время референдум о независимости штата Трук в Микронезии (изначально планировался 3 марта 2015 года) был отложен на неопределенный срок. 22 октября итальянские Венеция и Ломбардия проведут (в четко определенных конституционных рамках) консультационное голосование о большей автономии (а не независимости в непосредственном понимании этого слова). В 2014 году жители Венеции и ее окрестностей были по большей части за отделение от Рима. Наконец, жители входящих в Данию Фарерских островов запланировали на 25 апреля 2018 года референдум о новой конституции, которая должна открыть путь для самоопределения.

Приводили ли референдумы к независимости регионов?

Да, ряд стран добились суверенитета по итогам референдума. Последним тому примером стал Южный Судан, который провозгласил свою независимость 9 июля 2011 года по итогам прошедшего в январе того же года голосования. Самым ярким случаем до сих пор остается Алжир: он стал независимым от Франции в июле 1962 года, всего через несколько дней после референдума о самоопределении. Его проведение стало возможным по Эвианским соглашениям 19 марта 1962 года, которые положили конец длившейся более семи лет войне.

В качестве примера можно привести Гвинею (1958), Мальту (1964), Бахрейн (1971), Эритрею (отделилась от Эфиопии в мае 1993 года) и Черногорию (2006).

Кроме того, референдумы о независимости могут и не увенчаться успехом, если население голосует против. Даже если электорат выбрал выступающих за независимость депутатов, это вовсе не означает, что он сам обязательно проголосует за. В 1980 и 1995 года квебекцы отклонили предложение о независимости, пусть во второй раз и с очень небольшим перевесом (49,42% «за», 50,58% «против»). Далее, страна может проигнорировать или аннулировать результат. Так, в 1977 году подавляющее большинство высказалось за проект независимости нидерландского острова Аруба, но проект был отменен в 1994 году. Наконец, голосование может носить чисто консультационный характер, как было в Каталонии в период с 2009 по 2011 год или в июне в Пуэрто-Рико (был поставлен вопрос и присоединении к США).

Где еще поговаривают о референдуме?

Стремление о независимости высказывалось и в других регионах. Самым обсуждаемым примером является Шотландия, одна из четырех национальных составляющих Великобритании с собственным правительством и парламентом. В марте премьер Никола Стерджен из выступающей за независимость Шотландской национальной партии заявила о намерении провести еще один референдум после неудачи в сентябре 2014 года (тогда 55% шотландцев выступили против отделения). Впоследствии британцы приняли решение о Брексите, хотя Шотландия хотела остаться в Европе (62%). Никола Стерджен предполагает провести нового голосование в период с «осени 2018 года по весну 2019 года».

Кроме того, референдумы могут пройти в Западной Сахаре, Республике Сербской (часть Боснии и Герцеговины) и Гренландии. В 2016 году в этой датской провинции (обладает собственным правительством с 2008 года) было даже сформировано Министерство независимости. Все эти регионы объединяет «особая национальная история и идентичность, так как они зачастую были присоединены к центральному государству в более поздний период. Они хотят придать политическую составляющую своей идентичности».

Какую роль играет международное признание?

Даже если народ проголосует «за», это не отменяет вопроса международного признания: хотя некоторые референдумы о независимости и получили поддержку большинства, они так и не привели к независимости, поскольку для того требуется признание других стран. Так, в 1981 году Сискей стал независимым от ЮАР, в результате прошедшего годом ранее референдума. Тем не менее он не был признан ООН и другими государствами и вернулся в состав страны в 1994 году. Часто признание носит дипломатический и политический характер, о чем свидетельствует, например, случай Южной Осетии.

Кроме того, важно еще и то, кто признает государство. Вступление в ООН на сегодняшний день является важным признаком государственности. Стратегия сепаратистов как раз опирается на аргумент о демократическом процессе для содействия международному признанию. Хотя его и недостаточно для утверждения государственности. Но влияние ООН падает и, возможно, в недалёком будущем непризнанных государств будет в разы больше, чем признанных.

Комментариев пока нет