Молодёжная редакция

Реализация молодёжной политики в строительном ВУЗе: социологический аспект

18 августа 2017

Данная статья была опубликована в научном журнале входящим в список ВАК РФ ("Региональная архитектура и строительство"), и публикуется с согласия всех авторов. Выходные данные статьи: Депутатов М.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Реализация молодёжной политики в строительном ВУЗе //Региональная архитектура и строительство.– 2017–№2(31)–С.122-127.

Под воспитательной функцией ВУЗа подразумевается прежде всего реализация на уровне университета государственной молодёжной политики, направленной как на раскрытие потенциала, так и на развитие морально-нравственных качеств студентов, патриотизма . Для анализа проводимой молодёжной политики сотрудники Центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства провели социологическое исследование . Его цель – выявление мнения студентов о реализуемой молодежной политике как в стране в целом, так и в ВУЗе в частности. Выборочная совокупность составила 100 человек. Из них юношей – 54%, девушек – 46%. Студентов второго курса – 90%, третьего – 10%. Основная часть опрошенных: 80% студенты инженерно-строительного института, 12% - технологического факультета, 8% - института инженерной экологии.

При выборе наиболее важных ценностей в жизни студенты могли выбирать несколько вариантов ответов:

1. Семья – 90%;

2. Здоровье – 58%;

3. Верные друзья – 28%;

4. Любовь – 26%;

5. Возможность личностной реализации – 19%;

6. Интересная работа – 18%;

7. Личная свобода – 12%;

8. Карьера – 11%;

9. Власть – 4%;

10. Слава, признание – по 1%.

В ближайшие пять лет респонденты хотели бы уделять больше внимания: развитию карьеры – 77%; образованию – 64%; семейной жизни – 56%; повышению профессионального мастерства – 35%; приятному времяпрепровождению – 4%; общественной работе –4%; религии – 4%.

В выборе суждений респонденты в большинстве выбрали вариант «Мое материальное благополучие в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня» (72%). Около трети считают, что «Материальных успехов люди должны добиваться сами». Считают, что «Преуспевающие должны проявлять гуманность и помогать другим» – 9%. Лишь 6% считают, что от них мало что зависит, все определяет экономика страны.

Основными факторами, влияющими, на карьеру молодых специалистов, являются: связи и знакомые (28%), опыт работы (25%), образование и личные качества (по 23%), знание современной техники (1%).

Индикаторами успеха карьеры молодого специалиста основная часть считает высокие доходы (47%) и возможность заниматься любимым делом (31%). Единицы назвали признание (4%), возможность приносить пользу обществу (4%), престижность (3%). Не смогли сделать выбор 3%.

Причинами, вызывающими трудности в реализации жизненных планов молодежи, были названы:

-неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране (29%);

- менталитет молодежи, низкая социальная активность (28%);

- не востребованность на рынке труда (19%);

- недостаточное качество образования (10%);

- отсутствие действенной государственной молодежной политики (5%);

- законодательство (1%);

- нехватка рабочих мест (1%).

Не знают причин 7% опрошенных.

Интерес к политической и экономической жизни страны проявляют всего 29%. Опрошенные студенты оказались аполитичными. 

По мнению студентов, молодежь в жизни России:

1. Не оказывает серьезного влияния – 23%;

2. Участвует в государственных объединениях и организациях – 14%;

3. Влияет на политическую жизнь через общественные объединения и партии – 11% (20 % не смогли оценить влияние);

4. Принимает активное участие в выборах – 10%;

5. Участвует в митингах протеста – 10%;

6. Участвует в столкновениях и беспорядках – 2%;

7. Работает в органах государственной власти – 1%.

Мнения студентов о том, в каких интересах действует проводимая политика, разделились: считают, что политика действует в интересах молодежи и будущего страны – 12%, скорее да, чем нет – 39%; нет – 6%, скорее нет, чем да – 23%; не знают – 19%.

 

Большинство опрошенных не участвуют в каких-либо организациях (71%). Членами спортивных организаций являются 10%, клубов по интересам – 6%, религиозного объединения – 1%, национального объединения – 1%, фан-клуба звезд шоу-бизнеса – 1%, молодежных студенческих организаций – 3%.

Подавляющее большинство (70%) считают себя патриотами России; не считают – 17%, не знают – 13%. Признаётся, патриотизм включает в себя:

- любовь к Родине (44%);

- гордость за достижения страны (22%);

- вера в великое будущее государства (10%);

- знание культуры и языка (8%);

- исполнение обязанностей гражданина, соблюдение законов (8%);

- в случае необходимости защита страны с оружием в руках (5%);

- 3% респондентов затруднились с ответом.

Перспектива будущего есть у всех опрошенных. Так получить второе высшее образование планируют – 30%; работать в России – 56%; работать за рубежом – 15%; получать дополнительное образование – 11%; учиться в аспирантуре – 7%.

Основные трудности трудоустройства связываются со следующими факторами:

 везде требуется опыт работы – 45%;

 сложно устроиться по профессии – 23%;

 отсутствие связей – 20%;

 нехватка информации о рынке труда – 8%;

 4% затруднились с ответом.

Основная часть студентов считает, что государство должно принимать участие в трудоустройстве выпускников (91%); 9% – считают, что государство не должно вмешиваться в процесс трудоустройства. При этом респонденты желают получать поддержку в поиске первого рабочего места –46%, хотели бы иметь государственные гарантии первого рабочего места– 45% (среди них большинство девушек). 

Наиболее перспективными для работы молодежи респонденты считают: строительство (47%), связь (34%), торговля (33%), спорт (30%), сельское хозяйство (25%), промышленность (20%). Наименее перспективными оказались: наука (11%), образование (10%), государственное и муниципальное управление (9%), здравоохранение (8%), общественное питание (5%).

Как видим:

 большинство опрошенных считают себя патриотами, испытывают любовь к родине и гордость за ее достижения;

 основополагающими ценностями остаются традиционно являются семья, здоровье, материальная обеспеченность, любовь;

 значительная часть студентов плохо следят за социально-экономическим развитием страны и не участвуют в политических организациях;

 нет единого мнения об эффективности реализуемой ныне молодежной политики;

 основные планы на ближайшее будущее респонденты связывают с повышением собственного образовательного уровня и развитием карьеры;

 студенты предполагают, что выпускникам сложно устроиться на работу чаще всего из-за недостатка опыта работы и отсутствия связей.

Очевидны: необходимость активизации патриотического элемента в воспитании молодежи; привлечение молодежи к участию в государственной политике; повышение гражданской активности молодого поколения; оптимизация положения выпускников ВУЗов на рынке труда и т.д. 

Комментариев пока нет