Есть мнение

Реализация политики Советского государства в сфере образования в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны

29 октября 2016

После известных событий 1930-х, во второй половине 40-х годов система образования, как и все советское общество, подвергалось еще более суровым испытаниям. Великая Отечественная война внесла свои беспощадные поправки во все сферы жизни.

Общественно-политические, социально-экономические, культурные отношения, более или менее установившиеся было к этому времени, оказывались перед объективной необходимостью перестраиваться на новый, военный лад. Все внимание, весь потенциал страны были направлены на защиту Отечества. Как водилось в таких случаях испокон веков, когда начинали греметь пушки, музы замолкали. Тем не менее, осознавая необходимость воспитания подрастающего поколения в духе советского патриотизма, которое имело исключительное важное значение в такой решающий исторический момент в жизни Отечества, партийные и советские органы всячески старались сохранить дееспособность системы образования.

В годы Великой Отечественной войны эта проблема стала рассматриваться как архиважная государственная задача политического, хозяйственного и оборонного значения.

В образовательной политике партийных и советских органов в 1941-1945 гг. условно можно выделить два этапа, различающихся направленностью и содержанием развития образования.

На первом этапе (1941-1943 гг.) принимались меры, направленные на борьбу против возникавших трудностей и недостатков, за сохранение существовавшей школы всей системы образования.

Особенностью второго этапа (1943-1945 гг.) была государственная политика по организационно-педагогическому укреплению школы, дисциплины и порядка среди учащихся, повышение качества всей учебно-воспитательной работы[3; С. 217].

Партия осуществляла строгий контроль над системой образования. Это было связано с тем, что школы были не только кузницей профессиональных кадров для оборонной промышленности и сельского хозяйства, науки и системы управления, но и превратились в основное звено ускоренной военно-патриотической подготовки молодежи к войне, выполняли важнейшие функции по их патриотическому воспитанию.

Сложные задачи поставила война перед системой образования республики. Решать их приходилось в чрезвычайно тяжелой обстановке и в максимально сжатые сроки в условиях массовой мобилизации на фронт учителей, резкого сокращения финансирования и материального обеспечения. Функционирование системы образования было также поставлено в критическое положение занятием многих зданий под эвакуированные промышленные предприятия, госпитали, воинские части, учреждения и т.д.

Занятия школьников были переведены в 2-3 смены, зачастую они происходили в малоприспособленных помещениях. Ощущалась острая нехватка учебного оборудования, письменных принадлежностей, топлива. Некоторые школы вынуждены были временно прекратить работу. Это привело к тому, что половина учащихся города Уфы перестала учиться, остальные занимались в 4-5 смен при сокращенном учебном времени[1; С. 151].

В начале войны произошло значительное сокращение численности учащихся школ – в 1941/1942 учебном году по сравнению с предыдущим в I-IV классах сокращение составило 12 %, в V-VII классах – 16,3 %, в VIII-Х классах – 27,9 %. Всего по республике численность учащихся сократилась на 85 990 человек (т.е. 14%), затем отсеялось еще 117,6 тыс. учеников (19,1%)[3; С. 217]. Данные обобщающего исследования по новейшей истории Башкортостана показывают, что в наибольшей степени сократился контингент старших классов, затем – средних, в наименьшей степени – младших.

Таблица 1

Количество школ и контингент учащихся в Башкирской АССР в начале Великой Отечественной войны[12; Оп. 33. Д. 662. Л. 47 об]

типы школ

1940 г.

1942 г.

кол-во, ед.

числ-сть учащихся, тыс. чел.

числ-сть учителей, чел.

кол-во, ед.

числ-сть учащихся, тыс. чел.

числ-сть учителей, чел.

всего, в т.ч.

4 822

615,4

21 778

4737

447,6

19 170

начальные

3 688

412,2

3539

309,7

семилетние

884

173,3

914

117,4

средние

250

29,9

284

20,5

А данные таблицы 1, основанные на архивном источнике, показывают несколько иную картину сокращения численности учащихся и учителей, а также количества школ. В первый год войны количество школ всех типов сократилось на 85 единиц, а численность учащихся сократилась на более 167 тыс. человек (28 %), из них 102,5 тыс. человек – учащиеся начальных, 55,9 тыс. – семилетних, 9,4 тыс. человек – средних школ. Отток учителей из школ в этот период составил 2 608 человек (12 %). Основными причинами сокращения контингента учащихся старших классов были переход в вечерние школы, переход на работу в промышленность, сельское хозяйство, на различные курсы, прекращение учащимися посещения занятий из-за резкого ухудшения материального положения семей – отсутствия обуви, одежды и т.д. Часть учащихся перешла в создаваемые в республике с марта 1942 г. на предприятиях республики школы фабрично-заводского ученичества[2; С. 275].

Для сохранения системы образования и предотвращения ее полного развала в республике принимались практически чрезвычайные меры: вводилась система шефства предприятий и учреждений над школами, среди населения и на предприятиях были организованы сбор финансовых средств и материальной помощи и т.д. По решению правительства Башкирской АССР часть предприятий и учреждений, размещенная в школьных зданиях, была перебазирована в сельские районы. При районо и школах создавались комиссии с целью выявления и постановки на учет остро бедствовавших семей, имевших на попечении детей школьного возраста, и оказания им материальной помощи.

В республике развернулся сбор денежных средств, продуктов питания, одежды и обуви в фонд помощи таким категориям семей. В период 1942-1945 гг. особо нуждавшиеся дети получили 7,3 тыс. пар валенок, 57,2 тыс. пар кожаной обуви, 20,2 тыс. единиц верхней одежды, 38 тыс. платьев и костюмов, 21 тыс. пар варежек, 98 тыс. метров ткани[1; С. 152].

Значительное количество учащихся получало горячие завтраки, для детей-сирот и эвакуированных были открыты столовые. При помощи предприятий, взявших шефство над школами, а также совхозов и колхозов проводились декады и воскресники по ремонту школьных зданий, учебного оборудования, заготовке и подвозе топлива. Для обучения на предприятиях подростков, занявших рабочие места взрослых, мобилизованных на фронт, создавались сменные семилетние и средние школы, которые с апреля 1944 г. стали называться школами рабочей молодежи. К началу 1945/1946 учебного года в республике функционировали 31 школа рабочей молодежи с 4,8 тыс. учащихся и 292 школы сельской молодежи с 7,9 тыс. учащихся[5; С. 221].

В 1944-1945 гг. огромная работа была проделана по реализации постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 2 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» [10; Оп. 25. Д. 375. Л. 22]. Несмотря на сохранение трудностей военного времени, в республике произошли положительные изменения по дальнейшему развитию системы образования, улучшению качества обучения и учебно-воспитательной работы. Даже в условиях, когда вся промышленность страны работала на оборону (предприятия главучтехпрома выпускали военную продукцию), а все средства и материальные ресурсы преимущественно расходовались на военные цели, школа продолжала получать целевые ассигнования и фонды. По указаниям партийно-государственных органов было налажено централизованное и местное производство школьного оборудования, школьно-письменных принадлежностей, тетрадей и пр. Изменения, произошедшие в сети общеобразовательных школ республики в указанное время, отражены в таблице 2.

Таблица 2

Количество школ и контингент учащихся в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны, 1943-1945 гг.[12; Оп. 33. Д. 662. Л. 47 об]

 

типы школ

1943 г.

1945 г.

кол-во, ед.

числ-сть учащихся, тыс. чел.

числ-сть учителей, чел.

кол-во ед.

числ-сть

учащихся, тыс. чел.

числ-сть

учителей, чел.

всего, в т.ч.

4 851

430,5

20 484

5 047

498,6

22 034

начальные

3 645

298,3

3 842

369,5

семилетние

911

111,7

955

109,7

средние

295

20,5

250

19,4

Данные таблицы 2 свидетельствуют об общем росте количества школ и численности учащихся в период 1943-1945 гг. Внутри этих показателей были различия, связанные с объективными и субъективными факторами. Так, общий рост количества школ составил 196 единиц, из них в наибольшей степени – начальные (197), семилетние – на 44 единицы, а вот в категории средних произошло сокращение на 45 школ. Общий прирост численности учащихся составил 68,1 тыс., учителей – 1 550 человек. Положительным явлением было почти полное выполнение плана приема в школы детей семилетнего возраста[10; Оп. 25. Д. 375. Л. 3].

В период войны в системе образования, содержании и формах учебного и воспитательного процесса произошли достаточно крупные изменения, вызванные потребностями военно-патриотической подготовки учащейся школьной молодежи. Постановлением СНК СССР от 16 июля 1943 г. было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в I-X классах во всех неполных средних и средних школах. Разделение учащихся по гендерному принципу было обосновывалось различиями физических особенностей мальчиков и девочек: «При совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся»[6; С. 177].

Хотя данное постановление касалось школ крупных городов страны и не предусматривало переход к раздельному обучению детей в сельских школах, оно оказало влияние и на их работу. Раздельное обучение в школах Уфы сохранялось до 1954 г.[3; С. 218].

В деятельности школ главное внимание уделялось патриотическому воспитанию, военной и физической подготовке учащихся. С середины 1942/1943 учебного года предмет «Военное дело» был введен в качестве обязательной дисциплины для всех учащихся V-Х классов. Дети широко привлекались к участию в различных военно-спортивных мероприятиях, соревнованиях, эстафетах и т.д. Учащиеся старших классов обучались стрельбе, получали основы знаний и навыков по топографии, противовоздушной и противохимической обороне. Девушек готовили к получению военных специальностей: сандружинниц, радисток и телефонисток. Юноши – ученики 9-10 классов сельских школ – осваивали профессии трактористов и комбайнеров с тем, чтобы в случае мобилизации в действующую армию они могли быть использованы в качестве механиков-водителей в танковых частях. В летнее время школьники на полях колхозов и совхозов ухаживали за посевами, убирали урожай, работали на животноводческих фермах, собирали теплые вещи, подарки для воинов, вносили средства на строительство танков и самолетов, участвовали в сборе металлолома, лекарственных растений и т.д. Во всех школах действовали тимуровские команды, которые помогали семьям фронтовиков, инвалидам войны в домашнем хозяйстве, шефствовали над военными госпиталями.

В области народного образования центральной задачей оставалось осуществление всеобщего семилетнего образования. Предстояло восстановление и расширение сети общеобразовательных школ, укрепление их материально-технической базы, улучшение качественного состава педагогических кадров. Принятые меры способствовали возвращению в школы молодежи, прервавшей учебу из-за трудностей военного времени. В 1943/1944 учебном году по плану республиканских властей подлежало охвату учебой 479,3 тыс., а было принято в школы 430,5 тыс., в 1944/1945 гг., соответственно, 496,4 тыс. и 474,9 тыс. учащихся[11; Оп. 25. Д. 375. Л. 3]. В 1943/1944 учебном году план по республике по всеобщему обязательному обучению был выполнен на уровне 94,46 %[8; Оп. 25. Д. 375. Л. 57].

Подводя итоги состояния системы образования в Башкирской АССР в годы войны, следует отметить, что это было временем сурового испытания советской образовательной системы. В первый год войны в республике сократилось количество школ, уменьшилась численность учащихся на 167 тыс. человек (28 % от общего их числа в 1941 г.). Острейшей стала проблема с квалифицированными педагогическими кадрами, вызванная мобилизацией на фронт мужчин-педагогов, направлением оставшихся в различные сферы управления и народного хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны школы являлись важнейшим звеном в подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства, военно-патриотического и политического воспитания молодежи. Несмотря на принятые властями меры по ее поддержанию, система образования подверглась суровому испытанию: произошли отток педагогических кадров и сокращение учащихся, сократились финансирование и материально-техническое обеспечение школ и т.д. Наиболее трудными были 1941-1942 гг., когда произошло сокращение общего количества школ: в 1940 г. – 4 822, в том числе в городах – 210, селе – 4 612 единиц, в 1942 г. – соответственно 4 737 (меньше на 85 школ, чем в 1940 г.), 192 (-18), 4 545 (-67). Еще хуже была ситуация с оттоком учащихся из школ республики: в 1942 г. за школьные парты село учащихся на 168 тыс. человек меньше, а в 1943 г. – на 185 тыс., чем в 1940 г.[12; Оп. 33. Д. 662. Л. 47 об.]. Основными причинами оттока учащихся являлись отсутствие одежды и обуви, отдаленность школ от дома, переход части старшеклассников в школы рабочей и сельской молодежи и уход на работу.

С 1943/1944 учебного года ситуация в системе образования стала выправляться – план по всеобщему обязательному обучению был выполнен на уровне 94,46 %[8; Оп. 25. Д. 375. Л. 3]. Преодоление кризиса системы образования произошло в 1943-1945 гг.: в этот период общее количество школ выросло на 196 единиц, а прирост учащихся составил 68,1 тыс., учителей – 1 550 человек. Почти все дети семилетнего возраста получили возможность посещения школ и получения образования.

В 1944 г. на цели народного образования было выделено средств в 1,5 раза больше, чем в довоенном 1940 г. В конце войны зауральские школы, как и во всей республике, стали работать бесперебойно[4; С. 31-32]. Для строительства школ наряду с бюджетным финансированием привлекались средства промышленных предприятий, строительных организаций, колхозов и совхозов. Многие предприятия взяли шефство над конкретными школами. Предпринятые меры обеспечили постоянное осуществление семилетнего всеобуча детей. Вначале в городах удалось добиться приема в 5-й класс всех учащихся, оканчивавших начальную школу. Об этом свидетельствуют данные о предварительных итогах работы школ в 1944/1945 учебном году и ходе их подготовки к новому 1945/1946 учебному году[8; Оп. 25. Д. 375. Л. 124].

К началу первого мирного после войны – 1945/1946 – учебного года всего в системе образования республики насчитывалось 5 047 школ, из которых начальными были 3 842, семилетними – 955, средними – 250 школ. Во всех типах школ общая численность учащихся составляла 498 592 человек[11; Оп. 26. Д. 461. Л. 3].

Литература

1.            Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 [Текст] / Т.Х. Ахмадиев. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. – 280 с.

2.            Башкортостан с древнейших времен до наших дней. Хроника основных событий / Сост. Р.А. Валишин. – Уфа: Китап, 2007.

3.            История Башкортостана в XX веке [Текст] / Авторы-составители Гибадуллина Л.Г., Маликов М.К., Карамышева Н.М. и др. – Стерлитамак: СГПИ, 1998. – 178 с.

4.            Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР [Текст] / Ф.Х. Мустафина. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1968. – 227 с.

5.            Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. [Текст]. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.

6.            Постановление СНК СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов», 16 июля 1943 г. // Народное образование в СССР.

7.            ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 431. Л. 57.

8.            ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 25. Д. 375. Л. 124.

9.            ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 25. Д. 375. Л. 22.

10.         ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 25. Д. 375. Л. 3.

11.         ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 26. Д. 461. Л. 3.

12.         ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 33. Д. 662. Л. 47 об.

Исмагилова Г.Ш., доцент БАГСУ

Источник: «Экономика и управление», № 2 за 2015 год

Комментариев пока нет