Реализация государственной национальной политики в молодежной среде на примере города Москвы

Перед тем как перейти к рассмотрению современного опыта реализации государственной национальной политике в молодежной среде Российской Федерации, определимся с теоретико-методологическим подходом к пониманию терминов «нация» и «этнос». В науке условно выделяют три подхода к исследованию понятия нации и национальной идентичности: примордиалисткий, инструменталистский и конструктивистский.

Сторонники примордиализма считают, что «осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания». Они рассматривают этничность в качестве изначальной характеристики, присущей индивиду как члену реально существующей этнической группы. Основу ее составляет кровное родство, общее происхождение и исконная территория проживания. В рамках данного подхода работали такие крупные отечественные ученые, как Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей и др.

Инструментализм рассматривает этничность как утилитарную ценность. Представление этничности как средства достижения социального контроля, осуществления своих интересов, идеологии, создаваемой элитой для мобилизации группы, характерны для политологии, социологии власти и политической антропологии. В рамках этого подхода работают отечественные исследователи М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, В.А. Ядов. Таким образом, для инструменталистского подхода главным является акцент на функциональном смысле, где этничность рассматривается как способ достижения определенных целей.

Конструктивистский подход оказался популярным в англоговорящих странах Нового Света в силу исторических причин: в них отсутствовала естественная укорененность этнических групп (за исключением коренных индейцев и племен австралийских аборигенов). Для конструктивистского направления главным является представление об общности территории, общности культуры, «представления или миф об общей исторической судьбе членов этой общности». Согласно последователям конструктивизма, «этничность коренится не «в сердцах», а «в головах» индивидов, которые являются членами этнических групп – «воображаемых сообществ» или «социальных конструкций». Э. Геллнер в своей теории наций отводит ключевую роль власти, образованию и культуре в формировании нации. Известным представителем конструктивизма в нашей стране является академик РАН В.А. Тишков.

В Российской Федерации государственная национальная политика, стратегические ориентиры которой отражены в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года» от 19.12.2012 г., в редакции 08.12.2018 года, опирается на полипарадигмальный подход и направлена на формирование в сознании россиян чувства принадлежности к единой российской нации. В этой связи на передний план государственной национальной политики в молодежной среде выдвигаются следующие задачи:

просвещение молодежи в вопросах этнокультурного многообразия и истории народов России, так как без представления о многонациональном народе Российской Федерации невозможно будет сформировать чувство принадлежности к данной общности;

вовлечение молодежи в общественную деятельность, в ходе которой она будет получать дополнительные возможности для самореализации посредством участия в конкурсах на получение средств для реализации своих социальных проектов, развивать свои так называемые soft skills, формировать новые социальные связи и знакомства.

Рассмотрим опыт реализации государственной национальной политики в молодежной среде города Москвы. В столице уже более 20 лет функционирует Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы (далее Совет), который был создан «в целях консолидации усилий органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – органы местного самоуправления), национальных и межнациональных общественных объединений, обеспечения их эффективного и конструктивного взаимодействия по выработке и реализации механизмов гражданского участия в процессе реализации государственной национальной политики, учитывая решение Межнационального консультативного совета при Правительстве Москвы»105. В состав Совета входят 78 руководителей национальных общественных организаций города Москвы, 18 представителей научно-исследовательских и образовательных организаций города Москвы и 31 представитель региональных, муниципальных органов власти и правоохранительных структур.

В рамках Совета функционирует Комиссия по работе с молодежью (далее Комиссия), целью которой является содействие органам власти города Москвы в реализации государственной национальной политики в молодежной среде города Москвы. Комиссия формировалась из членов Совета, возглавляющих молодежные организации, зарегистрированные в органах юстиции.

Для решения данных задач в прошлом году был изменен принцип формирования Комиссии. При Комиссии был создан экспертный Совет, в который были приглашены руководители всех наиболее активных этноконфессиональных сообществ города Москвы, вне зависимости от того, имеют ли они юридическое оформление и являются ли членами Совета. Таким образом, численный состав Комиссии, вместе с экспертным Советом, вырос с 12 до 27 человек.

При поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы с начала 2019 года Комиссия начала реализацию Акселератора молодежных проектов. Суть Акселератора заключается в том, что с 25 апреля по 20 июня, в два этапа, проводится конкурсный отбор лучших молодежных проектов в сфере государственной национальной политики города Москвы. Финансирование заявок с описанием проектов может составлять до 1 млн рублей. При этом обязательно надо иметь проектную команду, не менее 5 человек. С 29 мая по 2 июня 2019 года был проведен двухдневный выездной образовательный семинар, в котором приняло участие 135 человек, составлявшие команды 30 лучших проектов, поданных на конкурс молодежных проектов. На семинаре лучшие эксперты в сфере социального проектирования в нашей стране два дня работали с проектными командами и их наработками. Суть работы заключалась в доработке проектов и обучении проектных команд навыкам проект-менеджмента. Эксперты предварительно имели возможность изучить все проекты, поданные на конкурс, и знали их сильные и слабые стороны.

В результате этой работы были отобраны 9 лучших проектов самых разных молодежных объединений города Москвы, которые будут поддержаны субсидиями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Все проекты будут реализованы до конца 2019 года. При осуществлении поддержанных проектов у каждой команды будет наставник из числа экспертов, работавших с проектными командами на выездном семинаре, которые будут их консультировать.

Большинство поддержанных проектов носят просветительский характер. Численность людей, которая будет охвачена 9 поддержанными проектами, составит до 50 тыс. человек. Информационный охват – до 500 тыс.

Таким образом, реализация Акселератора молодежных проектов позволит:

провести комплекс просветительских мероприятий для молодежи города Москвы в вопросах этнокультурного многообразия, формирования единого государства и особенностей национальной политики;

вовлечь молодежь в реализацию социально полезных проектов и мероприятий,

разрушить этнические барьеры общения, так как все поддерживаемые в рамках Акселератора проекты носят межнациональный характер;

создать дополнительные возможности для самореализации талантливой молодежи.

Все это дает молодым людям новые знакомства, позволяет развивать так востребованные в наше время навыки работы в команде над интересными социально значимыми проектами и способствует формированию общероссийской гражданской идентичности и профилактике экстремизма в молодежной среде города Москвы.

Одной из наиболее острых проблем, влияющих на межнациональный климат в нашей стране, является проблема ксенофобии и ее производные: мигрантофобия, кавказофобия, исламофобия. Корнем данных явлений является страх перед чужим, неведомым, боязнь потери «своего» и вытеснение его «чужим». Вместе со страхом совершенно естественно возникает неприятие чужого, мигрантов, приезжих, представителей других конфессий.

Хорошим способом борьбы с этими явлениями на бытовом уровне является юмор и смех, так как, согласно идеям сторонников эстетического подхода к исследованию комического, смех есть орудие социального регулирования и социального порицания, который выполняет немаловажную функцию – преодоление страха. Смех есть реакция на что-то, победа над неким состоянием. Состояние, которое побеждается смехом, – это и есть страх. Неприятие вызывает не только страх, но и гнев. Однако «убивают не гневом, а смехом», – говорил Ф. Ницше. При этом агрессия не просто сублимируется, но и вытесняется в сферу комического. Эффективность этого орудия в том, что стыд есть результат его действия. Смех позорит социально неприемлемое.

Общероссийское общественное движение содействия укреплению дружбы и согласия среди молодежи «Всероссийский межнациональный союз молодежи» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы на протяжении многих лет реализует в Москве проект «Московский фестиваль национального юмора». Фестиваль представляет собой конкурс среди национальных и интернациональных команд КВН из разных регионов нашей страны, победители которого получают ценные призы. Основной целью проведения фестиваля является развитие доверия и межнационального взаимопонимания в молодежной среде города Москвы посредством оценки существующих межнациональных стереотипов с точки зрения здравого смысла в плоскости юмора.

Отличие данного фестиваля от прочих игр КВН заключается в том, что командам в качестве условия участия в мероприятии ставится задача обязательного использования в выступлениях межнациональной тематики: стереотипов, элементов национальных культур (песен, танцев, мифологии, литературы). Ежегодно мероприятие проводится на закрытых площадках вместимостью от 1 200 до 1 600 человек, на открытых площадках – вместимостью до 8 000 человек, и является крайне популярным в молодежной среде города Москвы. Оно оказывает положительный эффект на молодежь, гармонизируя межнациональные отношения, заряжая позитивной энергией, которая затем транслируется в различных социальных средах.

Ежегодно в десяти основных вузах города Москвы ВМСМ реализует просветительский проект «Школа молодого гражданина», который представляет собой комплекс лекций, панельных дискуссий и мастер-классов по различным аспектам этнокультурного многообразия, межнациональным отношениям и истории России, в которых участвуют депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, лидеры общин и диаспор города Москвы. По результатам лекций, панельных дискуссий и мастер-классов отбираются наиболее активные ребята в количестве 120 человек, которые приглашаются на трехдневный выездной семинар-тренинг. Целью данного проекта является воспитание общероссийской гражданской идентичности у молодежи.

Все вышеперечисленные мероприятия направлены на работу со студенческой молодежью с целью устранения пробелов школьного образования. Данная работа сегодня как никогда актуальна, так как 90% выпускников школ поступают в вузы, тогда как в советское время эта цифра была равна всего 30%. Количество студентов в вузах России, несмотря на демографический кризис, возросло с 2,7 млн чел. в 1992 г., до 4,5 млн в 2017 г. Поэтому представляется чрезвычайно важным, с одной стороны, проведение целенаправленной работы среди студенческой молодежи, направленной на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, а с другой, вовлечение российских студентов разных национальностей в реализацию межнациональных проектов, содействующих гармонизации межэтнических отношений и укреплению единства российской гражданской нации.

 

Хуртаев Кантемир Исхакович – председатель Общероссийского общественного движения «Всероссийский межнациональный союз молодежи», руководитель Комиссии по работе с молодежью Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, кандидат экономических наук.

 

Источник: Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России: [сборник] / Правительство Москвы, Департамент нац. политики и межрегион. связей г. Москвы, Московский дом национальностей ; [сост. Г. В. Бурова, Л. Д. Чанглян, С. А. Орешин]. - М.: ГБУ «МДН», 2019. – 400 с. - ISBN 978-5-9247-0104-2. I. Бурова, Г. В., сост.