Статьи

Развитие системы образования Чеченской Республики

09 сентября 2018

Вектор развития образования Чеченской Республики на современном этапе определяется задачами, связанными с переходом на качественно новый уровень, сравнимый и превышающий среднероссийский.

За прошедшие 15 лет система образования Чеченской Республики преодолела три этапа:

- 2000-2008 годы - этап восстановления и строительства образовательных учреждений. Начало ему было положено с момента подписания Первым Президентом Чеченской Республики, Героем России А.А. Кадыровым указа о деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики.

- 2009-2013 годы - этап формирования материально-технической базы и модернизации системы образования. За этот период удалось обеспечить образовательные учреждения самым необходимым учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и методическими материалами, транспортными средствами, компьютерным и интерактивным оборудованием. Школы получили относительно стабильный и качественный доступ к сети Интернет. Более того, в настоящее время в республике нет ни одного образовательного учреждения, не подключенного к «глобальной паутине».

И, наконец, третий этап, начавшийся с 2014 года – приоритетность вопросов повышения качества образования и создания условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Постоянное внимание Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова к системе образования и его принципиальная позиция по вопросу интенсификации ее развития позволили министерству развернуть масштабную работу над повышением качества образования: был открыт Центр оценки качества образования, начат мониторинг учебно-воспитательного процесса в школах с привлечением ЧИПКРО и ЦОКО, подробному анализу подвергаются результаты государственной итоговой аттестации и всероссийских проверочных работ.

В рамках реализации Концепции развития математического образования в РФ в 2016 году разработана Программа повышения качества математического образования и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных организациях Чеченской Республики на 2016-2020 годы. Реализация данной программы будет способствовать решению проблемы острой потребности экономики Чеченской Республики в квалифицированных инженерных, медицинских, естественнонаучных кадрах.

В целях обеспечения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, указом Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова от 14.06.2016 г. №77 учреждена стипендия для студентов, направляемых на обучение в вузы, находящиеся за пределами Чеченской Республики, по направлениям подготовки педагогических кадров.

Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров-важнейшее условие повышения качества образования. В июне Указом Главы Чеченской Республики от 28.06.2016 г. №88 утверждена предварительная аттестация кандидатов на должность директора школы, предложено ввести практику подбора и расстановки руководящих кадров муниципальных образовательных организаций на основе аттестации в аттестационной комиссии, создаваемой Министерством образования и науки Чеченской Республики при ГБУ «Центр оценки качества образования».

Чеченская Республика в 2016 году не раз становилась площадкой для проведения значимых мероприятий как регионального, так и всероссийского масштабов. С 4 по 7 апреля 2016 года в Грозном прошли заседания Клуба руководителей образовательных организаций «Содержание и качество общего образования», также в апреле проведен Всероссийский форум «Актуальные проблемы изучения русского языка», с 16 по 20 октября 2016 года – Всероссийская образовательная стажировка для учителей географии. Впервые Министерством образования и науки Чеченской Республики совместно с ЧРОО «Союз родителей учащихся образовательных учреждений» проведена Межрегиональная родительская конференция.

О росте качества образования свидетельствует и то, что благодаря многолетним усилиям Министерства образования и науки Чеченской Республики, учебники по чеченскому языку впервые вошли в федеральный перечень рекомендуемой литературы.

Работа по созданию условий для осуществления полноценного образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС продолжается. В целях решения вопроса трехсменного обучения в Чеченской Республике ведется активное строительство новых школ. Так, по госпрограмме «Развитие СКФО на 2014-2025 годы» в 2016 году построено 19 общеобразовательных организаций, до конца года будет завершено строительство еще четырех. Завершается строительство еще двух школ по госпрограмме «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы. Благодаря вводу в строй новых школ, количество общеобразовательных организаций, занимающихся в 3 смены, сократилось только за один год с 68 до 38. В 2016 году оборудованы спортивные площадки в 24 школах республики, также проведен капитальный ремонт спортивных залов в 11 школах. В рамках Федеральной программы «Автобус» образовательные организации Чеченской Республики получили 63 микроавтобуса «ГАЗель».

Благодаря реализации проекта «Я сдам ЕГЭ!» в 2016 году удалось решить главную задачу – существенно увеличить численность выпускников, получивших аттестаты после успешной сдачи обязательных предметов «Русский язык» и «Математика базового уровня». Количество выпускников, успешно преодолевших на ЕГЭ минимальный порог, увеличилось по сравнению с 2015 годом в 3 раза. Более того, проект дал существенный прирост высокобальников. Число выпускников, набравших по русскому языку 81 и более баллов, увеличилось более чем в 5 раз, а число выпускников, получивших «отлично» по математике (базового уровня), увеличилось в 3,5 раза. Важным индикатором эффективности проекта стал рост численности выпускников, набравших достаточное количество баллов для поступления в вуз.

Конкурентное преимущество любого региона, любой экономики обеспечивается развитием кадрового потенциала. Поэтому обеспечение стабильного экономического роста Чеченской Республики, в основном, принадлежит сфере профессионального образования.

Подготовка высококвалифицированных рабочих и служащих всегда была основной задачей, так как в значительной мере от уровня квалификации зависели реальные успехи производства. Приоритетом для молодых специалистов становится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил. Это относится к самым различным направлениям трудовой деятельности: от сферы услуг до промышленного и сельскохозяйственного производства.

Сегодня в ведении Министерства образования и науки Чеченской Республики находятся 20 организаций среднего профессионального образования. Впервые в этом году сеть учреждений увеличилась за счет негосударственного участия – открыто сразу 4 частных учебных заведения.

Для выявления и внедрения в учебный процесс прогрессивных методов труда, широкой пропаганды среди молодежи рабочих профессий, повышение их престижа в современных условиях проводятся олимпиады профессионального мастерства, региональный этап рабочих профессий по методике WorldSkills Russia «Молодые профессионалы».

Важным звеном среднего профессионального образования республики является удовлетворение потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в качественных образовательных услугах. Для реализации этих потребностей на базе ГБПОУ «Чеченский индустриальный техникум» создан центр, обеспечивающий поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов Чеченской Республики.

Система дополнительного образования детей прошла путь от случайного набора кружков, секций довоссоздания республиканских и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Она естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы.

Министерство образования и науки Чеченской Республики в 2016 году выиграло федеральный конкурс на строительство детского технопарка, тем самым республика вошла в число 17 регионов, ставших победителями конкурса на создание детских технопарков. Технопарк позволит значительно повысить уровень вовлеченности детей и молодежи Чеченской Республики в научно-техническое творчество. Площадка технопарка обеспечит доступ детей и молодежи к современному высокотехнологичному оборудованию в сфере 3D-проектирования и прототипирования, робототехники и электроники, беспилотных авиационных систем и регенеративной энергетики.

В текущем году тысячный детский кружок зарегистрирован на портале дополнительного образования www.dod95.ru, на котором родители и обучающиеся информируются о работе и местонахождении творческих объединений.

В Чеченской Республике открыты региональные отделения детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» и общероссийского движения «Российское движение школьников».

Сегодня коллективы школ понимают всю ответственность за успешное решение стоящих перед образовательной организацией задач. Да, многие учителя все еще выстраивают уроки согласно традиционалистско-консервативной парадигмы, но день ото дня растет и число педагогов, умеющих и проводящих учебные занятия в рамках требований ФГОС. Выросло знание педагогическими работниками современной дидактики, владение передовыми приемами и технологиями.

Высокие результаты в своей деятельности показывают педагогические коллективы, учителя, студенты средне-специальных учебных заведений республики, творческие коллективы школ.

В 2016 году СОШ №60 г. Грозного стала победителем проведенного в г. Калининград Всероссийского конкурса «Воспитать человека - 2016» и Всероссийского конкурса «Успешная школа» в г. Москве.

Учитель чеченского языка и литературы Математической школы №1 Ризван Джебирханов завоевал призовое третье место VI межрегиональном фестивале-конкурсе учителей родных языков СКФО «Мы разные, но равные» во Владикавказе.

Руководители нескольких общеобразовательных организаций Чеченской Республики вышли в финал Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016», Учитель истории МБОУ «Гимназия №5» г. Урус-Мартан Петмат Аюбова стала победителем Всероссийского конкурса в области педагогической работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года». Студент Чеченского технологического техникума Рамзан Халахаев занял II место в Национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Хор «Седарчий» общеобразовательных школ г. Урус-Мартан Чеченской Республики стал лауреатом 1 степени среди хоров младших и средних классов окружного этапа Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России». Выпускница МБОУ «СОШ №2 с. Самашки» Хеда Кулаева стала победительницей проведенного Рособрнадзора Всероссийского конкурса эссе «Лучший учитель».

В будущем году приоритетными задачами останутся повышение качества образования и создание новых ученических мест посредством строительства образовательных организаций. Предстоит работа над решением проблем объективного оценивания знаний обучающихся и обеспечении системности в управлении вопросами качества образования на уровне школ и муниципальных органов. Цель, стоящая сегодня перед республикой — это высокий уровень образования населения и, прежде всего, молодежи.

Комментариев пока нет