Развитие сетевого подхода в политической науке

Сетевой анализ как метод исследования общества начал набирать популярность в конце 70-х гг. прошлого столетия. Разумеется, сетевые формы организации социума существовали и ранее, однако стремительное развитие информационных технологий позволяет интегрировать их с высокой скоростью во все сферы, в т.ч. и в политическую. Сетевую структуру организации современного политического пространства называют оптимальной формой организации [Миллер 2016: 94].

Предпосылками к использованию сетевого подхода при анализе политических отношений стали:

— рост ценности информации, использование информации как одного из важнейших ресурсов в сфере политического управления;

— усложнение системы политического управления, повлекшее децентрализацию административного комплекса государственной политики;

— включение частных лиц в число акторов публичной политики;

— процессы глобализации, способствующие формированию сетевых структур, объединенных общими интересами [Мирошниченко 2014: 8].

Объектом исследования сетевого анализа являются сетевые структуры, формирующиеся на основе ресурсных взаимозависимостей между субъектами политического процесса в различных политико-управленческих областях [Михайлова 2014: 54]. Функционирование сети осуществляется благодаря межорганизационным связям, отражающим процессы обмена ресурсами на основании скоординированных действий, выработанных в процессе переговоров в условиях отсутствия центра власти. Однако центры власти могут возникать локально и являются неустойчивыми во времени в зависимости от объема и ценности ресурсов, интересующих других субъектов сети Сеть обладает следующими параметрами:

— основу сетевого взаимодействия составляют потребности, возможности, способности, интересы и объем ресурсов субъектов;

— в рамках сетевого взаимодействия субъекты реализуют определенный набор функций: обмен ресурсами, сотрудничество, координацию действий;

—      — сетевые структуры формируются под воздействием таких факторов, как численность субъектов, интенсивность, обоюдность, прочность сетевого взаимодействия, его характер;

—      для эффективной организации сетевого взаимодействия разрабатываются правила, регулирующие взаимоотношения внутри сети, необходимые для достижения общих целей;

—      объем властных полномочий в сети зависит от количества ресурсов и характера взаимодействия с другими сетевыми структурами.

Сетевой анализ отличается от других инструментов исследования следующими характеристиками: во-первых, в основе сетевого анализа находится изучение отношений между социальными объектами, а не атрибуты субъектов; во-вторых, сетевой анализ обладает внутренней логикой, содержит алгоритм, имеет строгие правила кодировки. Также сетевой анализ отличает использование методов дискретной математики: прежде исследования проводились с опорой на статистические методы, в основе которых лежат теория вероятности и математическая статистика [Быков 2013: 66]. Методология сетевого подхода позволяет эффективно измерять и анализировать свойства целых структур, оценивать социальное положение отдельных субъектов в сетевых структурах.

До начала 90-х гг. сетевой подход оставался в тени других научно­исследовательских методологий. Однако с появлением и широким распространением интернет-технологий, а также развитием процесса глобализации ситуация стремительно меняется. Сетевое сообщество превращается в своего рода «очередное воплощение европейской мечты о “великом сообществе”» [Крашенинников, Спиридонова, Федяй 2009: 57]. Развитию сетевого подхода немало способствовали разработки специализированного программного обеспечения для проведения сетевых исследований: помимо средств для статистической обработки данных, стали использоваться и дополнительные программы, предназначенные непосредственно для сетевого анализа [Быков 2013: 68]. С тех пор сетевой подход в политических исследованиях набирает все большую популярность.

Сетевой подход в политике применяется как для анализа политических процессов внутри государства, так и для анализа глобальных процессов. При этом государственная политика представляет собой результат взаимодействия заинтересованных групп, построенного не на привычном принципе доминирования одного субъекта над другим, а на идеях партнерства, взаимовыгодного обмена ресурсами. В основе сетевого подхода лежит сетевое взаимодействие, предполагающее использование различных исследовательских стратегий [Шерстобитов 2014: 31].

По мнению И.В. Мирошниченко, сетевую теорию политики образуют следующие положения сетевого подхода.

1.       Взаимозависимые акторы могут достигнуть своих целей только при условии использования ресурсов других акторов. Отношения между акторами возникают по поводу зон сосредоточения ресурсов и политических проблем. Такие отношения имеют устойчивый характер из-за ограниченности или исключительности ряда ресурсов, что способствует формированию модели поведения акторов, определяющей распределение ресурсов сети и взаимодействие внутри нее.

2.        Внутри сети существуют различные взаимодействия, связанные с различными сферами, в т.ч. и политической. По мнению ряда исследователей, подобные взаимодействия следует интерпретировать как сетевые игры. Суть сетевой игры заключается в том, что акторы сети, ограниченные механизмами распределения ресурсов и моделями поведения, действуют стратегически в интересах достижения собственных целей. Политические процессы, таким образом, пред­ставляются как совокупность игр между акторами сети.

3.        В рамках сетевых игр политические процессы протекают в обстановке напряженности, возникновение которой обусловлено различиями целей и интересов акторов сети. Сетевая напряженность сдерживается сложивiимися моделями поведения и механизмами распределения ресурсов в сети. Для преодоления сетевой напряженности необходимы согласованные действия, направленные на достижение целей.

4.        Результативность политических процессов напрямую зависит от успешности сотрудничества акторов. Для того чтобы сотрудничество было достигнуто, необходимы высокий уровень доверия в сети, наличие правил разрешения конфликтов и механизмов координации.

5.        Сотрудничество акторов политической сети для достижения общих целей обеспечивается сетевым управлением. Стратегия управления бывает двух типов: управление процессами и управление сетью. Управление процессами ориентировано на использование уже сложившихся моделей поведения и правил. Стратегия управления сетью предполагает изменение состава акторов сети путем привлечения новых акторов, наделения существующих акторов дополнительными полномочиями. Управление сетью также влечет за собой трансформацию структуры сети [Мирошниченко 2013: 70].

Современное понимание общества и процессов, происходящих в нем, способствовало развитию сетевого подхода как технологии анализа политико-административных процессов на различных уровнях. Основными задачами сетевого анализа применительно к политике являются объяснение причин возникновения и функционирования политических сетей, изучение и разработка способов поддержания взаимоотношений между субъектами сети, а также разработка технологий эффективного управления сетевыми структурами в поли­тическом пространстве с учетом особенностей объекта. При этом необходимо сохранять присущую сетевому подходу формальность.

Следует отметить, что на сегодняшний день единая методология сетевого подхода для изучения политических процессов на различных уровнях так и не сложилась, что обусловлено сложностью объекта исследования [Мифы... 2008: 182­184]. Сила сетевого подхода — в возможности анализа на любом уровне. Однако в этом кроется и недостаток данной технологии: провести совокупный анализ сети довольно трудно, поэтому наиболее часто выбирается один уровень с наиболее легко просчитываемыми показателями.

Сетевой подход нередко критикуется за разрыв между теоретическими основами и результатами эмпирического исследования сетей. Сетевые структуры в политическом пространстве обладают недостаточно устойчивыми характеристиками, могут принимать различные формы. Сетевые структуры быстро образуются и стремительно трансформируются; довольно трудно уловить момент активности всех элементов сети. Однако в эпоху развития информационно­коммуникативных технологий и их моментального проникновения во все сферы деятельности, в т.ч. и политическую, исследования сетевых структур, действующих в политическом пространстве и политических целях, приобретают особую важность ввиду возможности их образования и функционирования в рамках онлайн-площадок.

Сетевой анализ позволяет исследовать политические процессы в новом контексте, т.к. путем формирования сетевых структур группы интересов могут оказывать влияние на принятие политико-управленческих решений. Существует много теорий, позволяющих оценить иерархично выстроенные государственные системы; сетевой же подход акцентирует внимание именно на неформальных связях в государственных структурах. Вряд ли сетевой анализ может быть фундаментальной методологией исследования политических процессов, однако в ряде областей он открывает возможности для наиболее точного и полного описания. Им, «как и свободой, необходимо уметь и хотеть правильно воспользоваться» [Балабай 2013: 111]. Сетевой подход по-прежнему развивается, его потенциал в развитии политических процессов высок, поскольку позволяет структурировать модели взаимодействия между субъектами.

 

Список литературы:

1 Балабай С.В. 2013. Прагматизм современного образования и поиск новой системы ценностей. — Власть. № 4. С. 111-114.

2 Быков И.А. 2013. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: Изд-во СПбГУТД. 200 с.

3 Крашенинников К.А., Спиридонова Е.П., Федяй Д.С. 2009. Толерантность: социально-философское проектирование и этнополитические практики. Саратов: Изд-во СГСЭУ. 168 с.

4 Миллер Т.В. 2016. Институты и сетевые практики в принятии государственных решений в России. — Власть. № 12. С. 93-98.

5 Мирошниченко И.В. 2013. Сетевой подход в политических исследованиях: содержание и направление развития. — Человек. Сообщество. Управление. № 3. С. 68-86.

6 Мирошниченко И.В. 2014. Сетевой подход в политических исследованиях. — Сети в публичной политике. Политическая наука: Ежегодник 2014. М.: РОССПЭН. С. 8-27.

7 Мифы этого мира: коллективная монография (под ред. С.В. Тихоновой, С.Н. Коневец, М.А. Богатова). 2008. М.: ИД «Юность». 225 с.

8 Михайлова О.В. 2014. Сетевая архитектура государственного управления: проблемы концептуализации и практики: дис. ... д.полит.н. М. 335 с.

9 Шерстобитов А.С. 2014. Трансформации современной публичной сферы в России и перспективы возникновения и функционирования политических сетей. — Сети в публичной политике. Политическая наука: Ежегодник 2014. М.: РОССПЭН. С. 28-42.

 

Автор: Гасанова Маргарита Магаловна — аспирант кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического уни­верситета им. Г.В. Плеханова

 

Источник: Журнал «Власть», 2017, Том 25, № 4, С. 77-80.