Статьи

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

15 марта 2017

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СЕКТ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ КАК УГРОЗА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Боровикова Яна Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, эксперт-психолог Правового информационно-консультативного центра по оказанию помощи в сфере защиты религиозных прав и свобод при Православном институте св. Иоанна Богослова (г. Москва), сотрудник Института социального образования, старший научный сотрудник лаборатории психологических основ профессионального консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, докторант Российской академии образования.

На территории России уже давно действуют так называемые педагогические секты. В школах проводятся тренинги А. Свияша «Разумный путь», занятия по методу Сильвы, насаждается оккультная философия Вальдорфской педагогики Штайнера, используются методы оккультистов Синельникова, Жикаренцева, Бронникова, Щетинина, Акбашева, Верищагина. и этот список можно продолжать, но о названных сектах хотелось бы сказать подробнее.

Для расширения аудитории сектанты придумывают различные уловки. В частности, школьникам и их родителям, дабы заинтересовать их, оккультисты внушают, что все дети одаренные, только нужно суметь разбудить в них эти способности, а они якобы умеют это делать. Какой родитель не хочет, чтобы их ребенок стал самым лучшим, самым умным, самым ловким И они отдают своих детей в лапы сектантов, которые, бессовестно зарабатывая на лжи, калечат детскую психику, плодя духовных инвалидов.

Говоря о педагогических сектах, действующих на территории России, для начала вспомним, как начался процесс проникновения деструктивных культов в образовательные учреждения в России.

Первыми, кто начал внедряться в российское образование, были отнюдь не представители оккультных движений или специализированных педагогических сект. А это были западные неопротестантские организации. После распада СССР в России в 1991 году начинает действовать так называемая Международная школьная программа (International school project). Это название проекта и название самой организации, которая после устранения в России всех законодательных препятствий для деятельности религиозных культов, начала активно работать с Министерством образовании РФ, высокопоставленными чиновниками федерального и регионального уровня. Основной целью данной организации было проникновение в систему школьного образования со специальной учебной дисциплиной, в которой российским школьникам преподносилось религиозное учение протестантизма, а точнее, неопротестантизма.

Согласно данным экспертов, с 1991 по 1995 годы на средства объединений, подобных International school project, были проведены десятки крупных региональных и федеральных образовательных конференций, в которых приняли участие свыше 25 тысяч учителей и руководи образовательных учреждений.

В 1993 году между Министерством образования РФ и одним из таких объединений – исполкомом христианского общественного проекта «КоМиссия» (CoMission, США) был подписан протокол о намерениях, предусматривающий пятилетнее сотрудничество в целях расширения российско-американского сотрудничества в области образования. В рамках этого проекта во многих образовательных учреждениях России должны были работать 12 тысяч волонтеров CoMission – протестантской межконфессиональной организации. Русская Православная Церковь выразила свое беспокойство по поводу экспансии американских миссионеров, к голосу Церкви чиновникам пришлось прислушаться, и сотрудничество с CoMission и некоторыми другими миссиями было приостановлено либо прекращено. Этому решению в немалой степени способствовала скандальная шумиха вокруг CoMission, поднятая американским же популярным журналом Newsweek, который писал, что «80 американских миссионерских, просвещенческих и других евангельских организаций объединились под эгидой CoMission, а следовательно, данный проект может обладать элементами деструктивности, которые привнесены участниками данного проекта. По проекту приезжающие американцы должны были готовить учителей к преподаванию общепризнанной христианской этики, а не вероучению отдельных конфессий. Но фактически педагогические учебники CoMission почти ничего не говорят о нравственности. Вместо этого все в учебниках направлено на то, чтобы шаг за шагом привести слушателей к «добровольному» принятию Иисуса». Конечно же, в данных учебниках школьникам преподносится Иисус, который соответствует представлению американских неопротестантов, который отвергает Священное предание, почитание святых, иконопочитание и многое другое. К сожалению, по данным учебникам, формирующим негативное отношение к православной вере, в 90-х годах сектанты все же успели подготовить несколько тысяч российских школьников из различных регионов ораны. Поэтому не стоит удивляться, что часть граждан России поколения 90-х критически относится к православию и не воспринимает традиционные христианские ценности, т.к. еще в школьные годы им было навязано чуждое учение, содержащие сектантские элементы. Согласно возрастной психологии, установки, сформировавшиеся в школьные годы, весьма устойчивы, и поэтому с поколением российских граждан, подвергшихся сектантскому воздействию в подростковый и юношеский периоды во время обучения в школе, крайне сложно работать по нейтрализации данных сектантских установок.

Следует отметить, что российское общество со временем осознало всю опасность проникновения сектантских организаций в школьные учреждения и поэтому с конца 90-х годов крупным сектантским организациям достаточно сложно открыто проникать в образовательные учреждения России. Однако в России появились специализированные педагогические секты, которые проходят регистрацию, как некоммерческие организации, общественные объединения. В уставных документах многих таких организаций указывается цель – способствование развитию отечественного образования, методическое обеспечение образовательного процесса, взаимодействие с образовательными учреждениями и т. д., и совершенно не указывается на религиозную составляющую данных организаций. Под вывеской таких якобы нерелигиозных объединений в российские школы начали проникать педагогические секты.

К одной из крупных педагогических сект, проникающей в образовательные учрежде¬ния России под различными вывесками и наименованиями, относится секта Толгата Акбашева. Толгат Фоатович Акбашев, в прошлом – педагог-новатор, основал собственное оккультное учение, цель которого – выведение людей «шестой расы», объединение правительств и государств для спасения человечества, стремление к власти, соединение всех религий. Учение рекламируется как «синтез всего лучшего, созданного человечеством». Идейными источниками своей теории Акбашев называет воззрения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Л. Н. Толстого, Н. К. и Е. И. Рерихов, Порфирия Иванова. Он поддерживает тесные связи со многими сектам, прежде всего – оккультного направления. На семинары Акбашева приглашаются сайентологи кришнаиты, рериховцы, виссарионовцы, ивановцы, а также экстрасенсы-одиночки типа Ирины Васильевой. Все эти разнообразные мировоззренческие компоненты были компилятивно соединены Толгатом Акбашевым в собственную систему и представлены в качестве особого откровения, которое он получил, по его словам, в ходе ряда «потрясений» и «озарений». Т. Акбашев объявил сам себя «учителем», создал вокруг себя группу некритически преданных ему последователей (большинство которых – женщины 40-50 лет), почитающих его едва ли не божеством и готовых распространять его идеи всеми возможными способами.

Как и многие другие лидеры оккультных группировок и тоталитарных сект, Акбашев помешан на сексе. Ему недостаточно «сексуального образования» в школах, которое отвергнуто обществом и педагогами России в тех формах, которые привнесены известной организацией – Российской ассоциацией планирования семьи. Акбашеву требуется «более глубокий уровень» в развращении российских детей. Приведем цитату из выступления Т. Акбашева перед работниками образования в Рязани: «Детей мы учим в режиме взаимного познания тел друг друга. Поэтому мы осваиваем не вообще любые техники, а техники, где мы можем устанавливать взаимные отношения, где мы можем взаимно познавать друг друга». За этим «духовным развитием» через «взаимное познание тел» могут скрываться болезненные проблемы сексуальной сферы, склонность к сексуальным извращениям, стремление приобретать непререкаемую духовную власть над потенциальными сексуальными партнерами, всецело подчинять их под видом создания культовой религиозной группы, совместного «духовного развития» и т. п.

Акбашевым создаются методические базы для преподавания оккультных наук в шкодах и детских садах. Возникают разнообразные организации, в том числе «Колыбель Сибири» и «Новосибирский комитет миротворчества». Им неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки внедрения в систему образования.

Экспертная комиссия Управления образования мэрии Новосибирска в 1996 году (№ 12-172 от 5.03.1996г.) сделала следующие заключения: «Предлагаемые технологии образования спорны с научной точки зрения... и недопустимы в учебных заведениях. То, что Акбашев называет своей методикой, на самом деле является отдельными выкладками различных методик безо всяких ссылок на авторов. Семинар имеет ярко выраженный религиозный и вероучительный характер. У слушателей семинара формировались оккультные способности. Т. Ф. Акбашев рекомендует себя как «посланник Бога» и «ученик Христа». Идет вторжение в психику слушателей посредством медитаций, вовлечения в оккультные обряды».

Однако Акбашев продолжил свою деятельность в других городах страны. Спустя пять лет по запросу заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве В. Н. Жбанкова (3/2170 от 26.11.2001 г.) на образовательную деятельность Акбашева было подготовлено комплексное экспертное заключение за подписью профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктора юридических наук Кузнецова М. Н., заместителя директора Института государственно-конфессиональных отношений и права, кандидата философских наук Ситникова А. В. и кандидата педагогических наук Метлик И. В. Эксперты провели анализ всех аспектов образовательной деятельности Т. Акбашева и ее социально-психологических последствий. В результате они пришли к выводу, что «Образовательная деятельность Т. Акбашева и созданных им структур по распространению и внедрению этого религиозного мировоззрения в любых видах и формах является противоправной. В педагогическом отношении деятельность Т. Акбашева способствует разрушению научного мировоззрения у школьников, подмене в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма.

В психолого-педагогическом отношении образовательная деятельность Т. Акбашева является антинаучной и опасной для всех ее участников. Особенно опасными являются эксперименты Т. Акбашева и его сотрудников на детях, заключающиеся в навязывании им под видом учебы, игр, отдыха, проведения досуга и оздоровительных мероприятий асоциальных, антигуманных и антинаучных взглядов и представлений, вовлечение в занятия и действия, способные нанести существенный вред физическому и психическому здоровью – различные медитативные практики, приемы самогипноза, инициирование у детей путем ненормальной двигатель¬ной и голосовой активности, специальных дыхательных упражнений (гипервентиляции легких) и других психофизиологических приемов пограничных состояний сознания, зрительных и слуховых галлюцинаций и других расстройств нормальной деятельности психики.

Используемые в образовательной деятельности Т. Акбашева и его сотрудников мировоззренческие образы и психологические приемы характерны для религиозной практики, которая в культуре традиционных религиозных конфессий народов России (христианство, ислам) оценивается как форма сатанизма, установления общения человека с бесами (падшими духами).

Образовательная деятельность Т. Акбашева во всех ее видах и формах (лекции, курсы, семинары, издание «учебной литературы», публичные выступления, работа с детьми и взрослыми и т. д.) должна рассматриваться как незаконная миссионерская деятельность деструктивной религиозной секты, осуществляемая под видом образовательной, просветительской, оздоровительной, психотерапевтической и др. деятельности».

Эксперты подчеркнули, что «руководители органов государственной власти и муниципального управления, в том числе руководители органов управления образованием, директора государственных (муниципальных) образовательных учреждений, осуществляющие сотрудничество с Т. Ф. Акбашевым и его организационными структурами в образовательной деятельности, несут всю полноту ответственности за возможный ущерб физическому и психическому здоровью педагогов и учащихся».

Однако следует отметить, что секта Акбашева до сих пор регулярно проникает в образовательные учреждения страны, расположенные в различных субъектах РФ. Конечно же, эти проникновения отслеживаются, пресекаются, нейтрализуются, но иногда сектантам удается хорошо замаскироваться или заручиться поддержкой местных чиновников или руководства конкретного образовательного учреждения, что обеспечивает весьма продолжительное воздействие сектантов на учащуюся молодежь.

Также следует упомянуть о еще одной педагогической секте, которой удается проникать в образовательные учреждения, расположенные не только отдаленных регионах, но даже иногда и в центральные московские школы. Это так называемая школа Щетинина.

Михаил Петрович Щетинин заочно окончил Саратовский государственный педагогический институт по специальности «музыка и пение». Был директором музыкальной школы в Кизляре, где якобы развивал музыкальные способности у детей, совершенно не способных к музыке, занимаясь их общим «гармоническим развитием». Позже Щетинин знакомится с трудами Рерихов. Он начинает проповедовать Агни-йогу, говорить о Кашпировском и Чумаке как идеальных людях» и, наконец, объявляет обладание оккультными способностями целью гармоничного развития личности. В результате ему удается создать группу абсолютно преданных ему адептов, которые видят в нем «учителя», передающего «космическую информацию». Каждое его слово или идея воспринимаются ими как «откровение космического разума».

Щетинин знакомится со многими знаменитостями, которых эксплуатирует в целях рекламы и получения средств. В их числе стоит отметить артистку Наталью Бондарчук, обе¬спечивающую поддержку Щетинина в рерихианских кругах, и Владимира Пузакова, больше известного как Мегре, автора оккультно-эротической эпопеи об «Анастасии», создавшего одноименное сектантское движение, обеспечивающее безбедное существование своему создателю.

Еще в конце 1990-х годов краснодарский священник Алексий Касатиков провел подробный анализ деятельности группы Щетинина. Он показал, что деятельность Щетинина и его последователей социально опасна. Социальная опасность состоит в «тоталитарно-деструктивном характере деятельности с использованием современных методов воздействия на личность, в маскировке меркантильной сущности духовной риторикой и в исключительно агрессивном прозелитизме».

««Философия» Щетинина по сути своей не является учением, но есть инструмент для манипулирования сознанием адептов, – пишет священник. – Щетинин не стесняется прибегать к угрозам, нагнетая некий мистический ужас. Многие, покинувшие «группу Щетинина», отказываются давать о нем какую бы то ни было информацию, боясь мести (зачастую таинственной, мистической) со стороны Щетинина. В случае неудачи или горя, постигшего тех, кто находится в конфронтации со Щетининым, это преподносится, как «кара» предавшим «учителя»».

Щетинину удалось завербовать достаточно большое количество педагогических сотрудников, которые, не афишируя свою принадлежность к педагогической секте, на местах работают с учащимися по методике своего «возлюбленного Учителя», навязывая оккультное мировоззрение ничего не подозревающим детям, которые воспринимают своего педагога как неоспоримый авторитет.

Также следует упомянуть педагогическую секту Бронникова. Оккультная терминология прочно вошла в лексикон наших современников, что значительно облегчает оккультистам работу по вербовке в оккультные группы новых адептов, и в первую очередь – несовершеннолетних учащихся.

Бронников утверждает, что, занимаясь оккультными практиками, можно раскрыть в себе невостребованные способности и достичь духовного совершенства. Последователи Бронникова по настоящее время проникают в различных регионах страны в школы и проводят свои занятия по методикам Бронникова. Школьники на уроках медитируют, пытаются связаться с духовными сущностями потустороннего мира.

То же самое касается и школы Верищагина ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие). Это еще одна оккультная группа, которая идет рука об руку с учением Бронникова. Адепты ДЭИР говорят о «гармонизации энергоинформационных структур человека», что якобы помогает человеку решать «неразрешимые» жизненные задачи, улучшать собственное здоровье и здоровье близких. На первом же семинаре детям осторожно намекают, что если они будут серьезно относиться к занятиям, то научатся «редактировать» прошедшие и настоящие события. Это является хорошей приманкой для молодых людей, духовно не развитых, которых сектанты заставляют видеть в своем «учении» истинное духовное развитие. Хотя на самом деле происходит зомбирование человека, его превращают в «биокомпьютер». При этом адепты ЛЭИР, попавшие в секту, этого не замечают, потому что уже на ранних стадиях «обучения» их искусно лишают критического восприятия происходящего.

Сейчас последователи Верищагина активно действуют как на территории России, так и на территории Украины. Многие украинские образовательные учреждения сотрудничают с ДЭИРовцами. Сотрудники украинского информационного центра «Диалог», занимающегося исследованиями деструктивной деятельности сект, выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится следующее: «Секта имеет абсолютно тоталитарную структуру, рычаги управления которой находятся у вождей. Из-за применения в культовой практике секты крайне опасных психотехник под видом биоэнергетических упражнений и тренингов растет число жертв секты, главным образом – с расстройствами и нарушениями психики».

В заключение хотелось бы сказать, что, с нашей точки зрения, чиновники, руководители образовательных учреждений должны с большей осторожностью относиться к проектам, которые предлагают им организовать общественные, некоммерческие, образовательные, инновационные и прочие организации, в том числе – иностранные. Государственные структуры, вступая в контакт и договорные отношения с подобными объединениями, зачастую поддерживают не столько их благотворительность, сколько становятся косвенными пособниками распространения религиозных взглядов, исповедуемых их членами или конфессиями, стоящими за ними.

Комментариев пока нет