Дискуссионный клуб

Расизм в США как коренная проблема американского общества

29 октября 2016

Расизм в США всегда был и остается одной из самых главных проблем государства. Первыми жертвами расизма стали коренные жители - индейцы. В дальнейшем расовая дискриминация коснулась и темнокожего населения страны.

Даже с избранием в 2009 году первого темнокожего президента в истории США расовая дискриминация все еще остается одной из самых острых проблем современной Америки. В какой-то степени, приход афроамериканца на пост президента страны, наоборот, вывел проблему расизма на качественно новый уровень. Когда недавно Обаму спросили является ли расизм причиной падения его рейтинга, он ответил: "Нет никакого сомнения в том, что некоторые люди не любят меня, поскольку им не по душе идея черного президента". И без того удручающую ситуацию ухудшает неоднозначные политические решения действующего президента страны. Практически все инициативы Обамы так или иначе оборачиваются против чёрного меньшинства США. Например, энергетическая политика, проводимая президентом, приведёт к существенному повышению цен на электричество, что он сам подтверждает. Рост цен на электроэнергию повлечёт за собой рост цен на продукты питания и на все виды услуг. От этого крупномасштабного повышения цен пострадают в первую очередь люди и семьи с низким уровнем среднего дохода, среди которых черное население доминирует. Таким образом, энергетическая политика Обамы направлена в первую очередь против темнокожих американцев.

Однако, не стоит винить во всех бедах американского народа лишь одного человека. Публицист и американист Владимир Можегов в одном из интервью сказал, что "Америка всю свою историю была яростно расистской страной". По его мнению, точкой перелома, когда Америка породила все свои современные расистские проблемы, стала Гражданская война. "Юг был побежден и миллионы негров были жестоко обмануты. Им обещали землю, мулов... Но землю забрали шустрые янки, и негры остались ни с чем. И негры, которые до войны были по сути крепостными крестьянами, были хоть как-то  пристроены, остались ни с чем. Они хлынули на Север, стали рабочими, влились в гетто, и тогда действительно началась сегрегация. В этих гетто началась нищета, люди были предоставлены сами себе, безо всяких средств к существованию. Начался этот кошмар, который мы в Америке до сих пор наблюдаем", - отметил публицист. По мнению Можегова, жесточайшая работорговля царила на Юге в ХVIII веке, а к середине ХIХ там уже все было спокойно, там царила патриархальная, патерналистская культура. "Да, количество межрасовых браков в США действительно растет, но такие браки были если не нормой, то вполне обычным явлением еще до Гражданской войны, в середине ХIХ века, - сказал американист. - Вполне было в порядке вещей, хотя общество это не приветствовало. Это же была помещичья культура, и нередко помещик жил со своей молоденькой служанкой, причем такие браки заключались и официально. Причем, на Севере такое было абсолютным нонсенсом. Север тогда не знал негритянской проблемы всерьез". Как напоминает Можегов, когда янки захватили Юг, произошла чудовищная реконструкция. "Белых лишили всех прав, а черных одели в форму, дали им винтовки и те стали творить беспредел. Все это, безусловно, осталось в памяти южан. Тогда и возник Ку-клукс-клан как защита белого населения от черного беспредела... У всех нынешних проблем ноги растут оттуда", - рассказал эксперт.

Особый интерес вызывает и скандалы вокруг полицейской практики "Stop-and-frisk" (останови и обыскивай), успешно применяемой многие годы в Нью-Йорке. Согласно этой практике, полицейским дано право останавливать подозрительных личностей, проверять их документы и обыскивать. По статистике, значительная часть убийств совершается «афроамериканцами против афроамериканцев». Таким образом, практика "Stop-and-frisk" спасла жизнь несколько тысяч чернокожих жителей города. Однако, либеральные круги выступают за отмену подобной практики, не предлагая ничего конкретного в замен. Таким образом, требование либералов отменить "Stop-and-frisk" направлено против чёрного населения города, т.е. его можно назвать расистским.

Стоить отметить, что притеснение темнокожего населения в Америке имеет и обратный эффект. Известно немало случаев проявления, так называемого, "черного расизма". Не так давно в городе Нью-Хейвен, что расположен в штате Коннектикут, произошел скандал - группу белых пожарных, успешно прошедших служебную проверку, не повысили по службе только из-за того, что их коллеги-афроамериканцы оную проверку не прошли. Чтобы повышение белых не выглядело актом притеснения чернокожих пожарников по расовому признаку, результаты испытания были аннулированы. Начальство пожарных пошло на такие меры потому, что чернокожие борцы с огнем, не продвинувшиеся по службе, могли заявить подать иск о дискриминации. Тогда в городской суд обратились белые - но он поддержал решение администрации. Однако Верховный суд проявил благоразумие - те, кто прошел проверку, были повышены в звании.

Таким образом, проблема расизма в Америке, безусловно, сохраняется и по сей день, но приобретает новые формы. И, хотя в США существует большое количество институтов, которые разрабатывают программы и технологии по борьбе с преступностью на расовой почве, "корни" проблемы настолько прочно "засели" в американском обществе, что система все чаще "дает сбой". По сути, была объявлена "нулевая терпимость": поэтому огромное количество подростков сейчас сидит в тюрьме. А так как преступность наиболее развита в неблагополучных районах, где живут в основном малоимущие чернокожие, результатом такой практики стало то, что, согласно статистическим данным, чернокожих граждан находящихся в тюрьме оказалось в шесть раз больше, чем белых. Тем не менее, эксперты признают, что социологические опросы в США показывают низкий уровень расизма. Однако, по мнению Можегова, опросы не отражают подспудные настроения. "Никто же признается вслух! Если ты признаешься, ты тут же будешь выброшен из общества, ты станешь изгоем. Жестокие пуританские нравы на самом деле никуда не делись. Там нельзя высказывать свое мнение где попало и кому не попадя. Все жестко отслеживается", - прокомментировал публицист. "Когда в белом районе появляется черный подросток, это всегда знак опасности для местных. Скорее всего, он воспринимается как торговец наркотиками, хулиган, бандит. Такой менталитет имеет под собой почву. Очевидно, существует огромное количество прекрасно образованных негров, профессионалов в своей профессии и так далее. Мы видим это в фильмах. Но такое массовое сознание сохраняется", - обозначил эксперт.

Однако, все, что "сидит в умах" людей в мирное время, рано или поздно "выплескивается наружу", как только появляется достаточный для этого повод. Так было два года назад, когда полицейский Джордж Циммерман застрелил безоружного темнокожего юношу Мартина Трейвона. Так стало и теперь, и, с убийством 18-летнего Майкла Брауна, кажется, достигло своего апогея.  В свете последних событий в Фергюсоне ярко выражается неформальная сегрегация современного американского общества. 

Источники:
"Pravda.ru" "Кругозор" "TheGuardian" "Mirror" "Вопросик"

Комментариев пока нет