Есть мнение

Ракеты СССР класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»

01 июля 2018

СССР не уступал своим потенциальным противникам и в ракетах, которыми оснащались военные самолёты. Например, американцы так и не смогли создать ракету для ближнего маневренного боя. Ракета класса «воздух-воздух» ближнего боя родилась у нас в России.

Советский Союз создал три таких ракеты: К-55, К-60 и К-73. Ракета К-73 по сегодняшний день не имеет аналогов в мире и её закупают многие страны. Наша промышленность выпускала ракеты класса «воздух-воздух» дальние – 100 км и более, средние – 30-40 км и ближнего боя – не более 10 км.

Большинство наших крылатых ракет, работая с РЛС, другими самолётами, автоматической системой наведения на цель обеспечивали принцип: «выстрелил и забыл», то есть благодаря высокому совершенству всей системы наведения ракеты на цель гарантировали поражение цели. Созданием управляемых ракет типа «воздух-воздух» СССР начал заниматься в 1940-х годах после войны. Для этого организовали ОКБ-4, в котором работами над созданием ракеты руководил М. С. Бисноват.

В 1954 году вышло специальное постановление правительства по созданию ракет класса «воздух-воздух» и в середине 1950-х годов первые ракеты были изготовлены. Первые ракеты К-5 и К-5М наводились по лучу радиолокационной станции. По результатам создания первой ракеты К-8 с головкой самонаведения был награждён государственными наградами целый ряд работников НИИ-2 и других научных коллективов.

Уже в начале 1956 года по обобщению опыта создания самонаводящихся ракет был защищён ряд диссертаций, в том числе Е. А. Федосовым и В. Ф. Левитиным. В серийном производстве ракеты серии К-8 назывались Р-8. Для тяжёлого истребителя-перехватчика Ту-128 была создана ракета большего размера Р-80, которая была подобием ракеты Р-8. СССР проектировал и строил ракеты классического типа.

Также строили ракеты по типу американской ракеты «Сайдуиндер», в основу которой были заложены инженерные решения американского учёного Макклина. У каждого типа были свои преимущества и недостатки. Созданием ракет занимались П. Д. Грушин, И. И. Торопов, В. Н. Елагин, известный конструктор МКК «Буран» Т. Е. Лозино-Лозинский, И. И. Архангельский, Е. С. Иоффинов, Д. Л. Томашевич, В. М. Бобылев, Д. М. Хорол, Н. А. Викторов, П. Н. Куксенко, Г. А. Соколовский, А. Я. Березняк и другие учёные, руководители научных коллективов.

По мнению многих специалистов, ракета класса «воздух-воздух» в части управления является одной из самых сложных, не смотря на то, что является одной из самых маленьких ракет: вес от нескольких десятков до сотни килограмм, длина от метра до двух-трёх.

«Сложность ракеты класса «воздух-воздух» в том, что она запускается с подвижной платформы – с самолёта и должна попасть в подвижную платформу. Ракета, как правило, имеет твёрдотопливный двигатель с мощным стартовым импульсом, создающим немалые перегрузки. Для наведения на цель и уничтожения цели ей отводится малый отрезок времени: от нескольких секунд до минуты.

Малый вес способствует раскачке ракеты в воздухе. Необходимость в этих ракетах появилась в связи с появлением реактивной авиации, так как авиационная пушка успешно сбивает цель на расстоянии одной-двух сотен метров и самое совершенное прицельное оборудование не в состоянии снизить техническое рассеивание снарядов на большем удалении цели.

Мы имели на вооружении следующие типы ракет класса «воздух-воздух»: К-5М, К-55, К-13, К-98, К-40, К-60, К-23, К-33, К-73, К-27Т, К-27Э, К-77. И это далеко не полный перечень ракет класса «воздух-воздух», стоявших на вооружении СССР. Наши замечательные самолёты, вооружённые указанными ракетами представляли внушительную силу для ВВС противника. Они успешно сбивали не только самолёты и вертолёты противника, но и выпущенные против наших самолётов и объектов ракеты.

Наши самолёты также были вооружены ракетами класса «воздух-поверхность». Вот наименования некоторых из них: противорадиолокационные ракеты Х-58 и Х-27, ракета Х-25 с лазерной головкой самонаведения, ракета Х-59 с телевизионным наведением, противолокационная ракета Х-31, противокорабельная ракета Х-35. Высокой точностью попадания в цель обладали даже первые фронтовые крылатые ракеты с радиокомандным наведением. Х-23, устанавливаемые на фронтовые бомбардировщики Су-24, «имели точность попадания в пределах полутора метров», - написал Е. А. Федосов.

Нас боялись, и Запад отчётливо сознавал, что время работает на Советский Союз. Не имея возможности противопоставить нам что-либо лучшее, США широко рекламировали свои новые образцы авиационной техники и крылатых ракет. Но те и другие в бою, как правило, уступали нашей авиационной технике и нашим ракетам. Американцы завидовали нам, так как стоимость производства советских самолётов, вертолётов и ракет в некоторых случаях была на порядок ниже американской.

У нас на вооружении самолётов – летающих лодок БЕ-10 стояли ракеты К-12Б, оборудованные локатором самонаведения и летящие со сверхзвуковой скоростью равной 2,5 тысячи км в час. Боеголовка ракеты весила 216 кг и если ударяла в борт корабля под углом менее 45 градусов, то взрывалась внутри корабля.

В 1962 году СССР сделал самолёты-снаряды КСР с 800 килограммовыми частями, поражающими цель на расстоянии в 150 км. Ту-16 брал под крылья по две такие ракеты.

В 1964 году наша авиация получила на вооружение ракеты Х-22, летящие со скоростью 3600 км в час на расстояние в 300-500 км. Х-22 ставили на советский сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3. Их могли нести и стратегические бомбардировщики Ту-95. Американцы прозвали эти огромные смертоносные для флота США ракеты «Кингфишами».

В 1970-е годы СССР приступил к строительству сравнительно лёгких ракет Х-29, которые могли нести штурмовики Су-25, Су-17 и Су-34, истребители МиГ-23, МиГ-27, Миг-29, а также лёгкие бомбардировщики Су-24. Указанная ракета массового применения является сверхзвуковой, разящей как молния.

Можно себе представить, как боялись этих ракет американцы, их флот. Она могла поражать земные и морские цели. Ей были под силу корабли водоизмещением до 10 тысяч тонн, то есть даже крейсеры и атомные подводные лодки. Она была самой подходящей ракетой для вооружения авианосцев, которые мы в середине 1980-х годов начали строить, но СССР не хватило совсем немного времени для окончания их строительства.

Ракета Х-29 является чудом не только по боевым качествам. Она имеет очень низкую себестоимость в производстве и, как следствие, низкую цену. Ракета Х-29 даже после освобождения цен в 1992 году стоила чуть более 6,5 тысяч долларов. В два раз менее мощная аналогичная ракета «Экзосет» производства США стоила около одного миллиона долларов!

Почему же американская противокорабельная ракета стоила в 20 раз дороже советской ракеты? По-моему, потому что цена её складывалась в социалистической стране – СССР.

В то время в США и других капиталистических (самоназвание - свободных) странах, как и сегодня в России чиновники и частные фирмы растаскивали выделенные государством на вооружение деньги в размерах, измеряемых десятками миллиардов долларов, и все разворованные деньги списывались на цену оружия. Да и цену частные фирмы назначали без учёта общественно необходимых затрат труда.

Данный пример, как и сотни других примеров, которые позволяют сравнить всевозможные стороны жизни людей и существования государства указывает на то, что никакой критики не выдерживают утверждения о преимуществе капиталистической системы над системой социалистической. Мне кажется, сегодня это начинают понимать многие граждане России. Забегая вперёд, скажу, что Россия, возможно по требованию США, производство ракет Х-29 прекратила.

Х-25 и Х-29 были ракетами с лазерными головками самонаведения. «Х-29 имела фугасно-проникающую боевую часть весом 320 кг и использовалась для поражения мощных железобетонных укрытий, мостов, промышленных объектов и т. д. А Х-25, которая несла боевой заряд весом 90 кг, применялась для борьбы с малоразмерными наземными и надводными целями».

Невозможно умолчать о противокорабельной тактической ракете Х-31А с комбинированным твёрдотопливно-прямоточным двигателем и радарной системой самонаведения. Весит ракета 690 кг, что позволяет её устанавливать даже на сравнительно лёгкие самолёты, такие как МиГ-29, Су-27, Су-34 и вертолёты. Ракета обладает скоростью равной трём скоростям звука и дальностью поражения цели до 70 км. Её бронебойная 90-килограмовая головка прошивает борт корабля со скоростью 1000 метров в секунду, как лучший морской снаряд.

Ракета Х-31П предназначалась для уничтожения локаторов вражеских ПВО. Твёрдотопливные ракеты, например, ракета Х-35 могут годами храниться в одноразовом цилиндрическом патроне – пусковом контейнере. Они, как правило, оснащены несколькими каналами наводки и программой противозенитного маневрирования. Часто они совмещают радарное, тепловое и другие типы наведение на цель. Их трудно обмануть ложными целями.

Замечательным достижением является созданная в 1980-м году крылатая ракета 3-М80 «Москит», созданная КБ «Радуга» для вооружения наших кораблей и истребителей Су-27К. Её почти невозможно сбить с боевого курса помехами.

Ракеты летят роем, поджидая одна другую при запуске, и каждая имеет не только конкретную цель атаки, но и конкретное место в цели, в которое она должна ударить. Если ракеты сбивают, то цели перераспределяются между оставшимися ракетами. То есть при атаке на корабли оставшиеся ракеты будут атаковать самые сложные, крупные корабли.

При одном корабле оставшиеся ракеты будут бить по самым опасным и жизненно важным для корабля местам. Вот такого уровня управления крылатыми ракетами достиг СССР в 1980-х годах в брежневское время. Устанавливали на наши самолёты и авиационные пушки, которые со времён Великой Отечественной войны были лучшими в мире.

Пушки нужны, прежде всего, для того, чтобы самолёт с выпущенными ракетами не оказался совершенно беззащитным, а также для применения в определённых ситуациях во время воздушного боя и поражения наземных целей.

Наш народ не знал и сегодня не знает и о сотой доли достижений авиации СССР. Вероятно, в стране уже в то время было довольно сильное проамериканское, антирусское лобби, которое стремилось лишить нас национальной гордости.

Военная авиация Советского Союза развивалась бы ещё успешнее, если бы Н. С. Хрущёв не совершил против неё целого ряда действий, нанёсших ей огромный ущерб. При нём прекратили финансирование большинства новых проектов, уменьшили план по производству военных самолётов, порезали и сдали в металлолом множество самолётов, которые могли летать ещё десятки лет, обеспечивая безопасность нашего народа.

После его снятия с должности понадобились огромные вложения денежных средств в создание военных самолётов, не уступающих и превосходящих западные типы авиационной техники. Но это ещё не всё. Страна понесла миллиардные убытки и от разделения самолётостроительной и ракетостроительной отраслей промышленности и науки.

Е. А. Федосов считает, что этим самым был нанесён огромный ущерб развитию единых авиационно-космических технологий. Он пишет, что во всём мире – в Европе, Америке, на других континентах – фирмы, которые занимаются ракетно-космическими системами, работают и над авиационными системами. Поэтому взаимное перетекание идей – конструкторской и технологической культуры – обогащало оба направления, идущих по одной технологической линии. Естественно, это вело и к удешевлению систем, поскольку исключалось дублирование каких-то работ.

В Советском Союзе же были созданы две параллельные мощнейшие промышленности, которые в силу ведомственных барьеров, стали развиваться самостоятельно. А это, во-первых, привело к двойной трате средств на технологии, оснастку, создание коллективов, конструкторских школ, испытательных баз и т. д., а, во-вторых, на десятилетия был положен водораздел между родственными областями знаний».

Военная авиация СССР выжила благодаря тому, что Хрущёва, в конце концов, сняли, отстранили от руководства страной разрушителя Хрущёва. Она выжила также благодаря руководителям, прошедшим сталинскую школу руководства обороной страны и авиационной отраслью народного хозяйства.

К таким руководителям надо отнести Министра обороны СССР, маршала Д. Ф. Устинова, Министра авиационной промышленности СССР П. В. Дементьева, Главнокомандующего ВВС СССР, Главного маршала авиации П.С. Катухова, заместителя главкома ВВС по вооружению, генерал-полковника М. Н. Мишука, Министра среднего машиностроения (ядерная промышленность) Е. П. Славского, первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР Н. С. Строева. Это под их руководством была создана авиационная техника и вооружение, которые позволяли нам спокойно жить в брежневское время, и позволяют существовать сегодня.

Комментариев пока нет