Есть мнение Статьи Открытая трибуна Главная тема Новости

Уродство иллюзий и есть красота, хлеба и зрелищ, это не больно

12 января 2018
Уродство иллюзий и есть красота – строчка из композиции «Это не больно» культовой хип-хоп группы «Рабы лампы» из одноимённого альбома 1998 года. Всем известно выражение «Хлеба и зрелищ!» (лат. panem et circenses) – строчка из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа.

Уродство иллюзий и есть красота – строчка из композиции «Это не больно» культовой хип-хоп группы «Рабы лампы» из одноимённого альбома 1998 года.

Всем известно выражение «Хлеба и зрелищ!» (лат. panem et circenses) – строчка из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Этим выражением можно было описать жизнь и патрициев, и римского плебса. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ и успешно управлять людьми, нужно, во-первых, чтобы люди были не слишком голодны, а во-вторых – постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными зрелищами. Поэтому патриции часто организовывали гладиаторские бои и театральные представления. Иной раз сами правители в них участвовали. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ и успешно управлять людьми, нужно, во-первых, чтобы люди были не слишком голодны, а во-вторых – постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными зрелищами. Поэтому патриции часто организовывали гладиаторские бои и театральные представления. Иной раз сами правители в них участвовали. Император Нерон считался хорошим актером, как многие политиканы современности. Параллельно действовали публичные столовые, проводились бесплатные раздачи хлеба и вина. Таким образом, бедные слои отвлекались от своей убогой жизни, им начинало казаться, что все в порядке. А недовольство (по-современному – проявление социального протеста) исходило, как правило, от рабов – самых бесправных членов римского общества, которым не доставалось ни бесплатного хлеба, ни вина, ни зрелищ.

А теперь давайте рассмотрим обстановку в современных так называемых «демократических» странах, ну или стремящихся стать демократическими. Население работает, результаты его труда присваивается кучкой современных псевдопатрициев... Сейчас они называются «собственниками», но это ничего не меняет. Очень часто эти новоявленные патриции-собственники являются еще и представителями власти, хотя закон декларирует, что совмещение бизнеса и государственной вкупе с муниципальной службы недопустим.

А что же народ? Почему безмолвствует?

Все очень просто: современные патриции вспомнили старый лозунг «хлеба и зрелищ!» и решили его внедрить. Правда, с хлебом у них получилось хуже, чем у императора Нерона. Лишь своим приближенным и обслуживающему персоналу могут они обеспечить нормальный уровень жизни. Но остается еще один мощный рычаг управления плебсом – зрелища! Причем, в ХХI веке это понятие приобрело более широкий смысл, чем на заре нашей эры. Люди приходят домой, и просто нажимают кнопку включения телевизора – вот вам и готовое зрелище, не выходя из дома. А захотел пройтись – к твоим услугам огромное количество кинотеатров, где крутят «боевики» и «ужастики» – чем хуже гладиаторских боев? Такие зрительные и звуковые эффекты бедным римлянам и не снились! А еще различные рестораны, пабы, выставки и стриптиз-бары. У древних римлян и греков были подобные заведения, но там от хорошей гетеры требовалось, помимо всего, еще и образование... В наше время решили не усложнять. И во всех современных развлекательных заведениях людям вбивают в голову: хватай от жизни то, что она дает! Не требуй иного! Наслаждайся минутой! Живи только для себя! Не думай! Жизнь прекрасна, пока прыгает пивная пробка! Не тормози - сникерсни!

Так управляют плебсом наши патриции. В период расцвета общественной мысли в конце19 века- и в 20-м, люди много читали, и первое время литературная критика, которую тоже многие читали, в какой-то мере заменяла политику. Небезызвестный буревестник революции Л. Д. Троцкий писал об этом: "Через литературу Белинские пробивали отдушину в общественность – в этом была их историческая роль. Литературная критика заменяла политику и подготовляла ее" (Троцкий Л. Д. "Литература и революция"/ Пролетарская культура и пролетарское искусство, С. 147)

Возможность свободного выражения своего мнения сейчас сведено практически к нулю.

Жириновский уловил тренд и предложил Думе отменить печально известную, так называемую 282-ю статью Уголовного кодекса РФ — "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", как "самую опасную", так как под нее можно подвести практически любого человека за любое высказывание, особенно в сфере публичной критике власти, в том числе в социальных сетях.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что "состав преступления по статье 282 избыточен, кроме того, открывает возможности для личной заинтересованности при возбуждении и ведении уголовного дела". Кроме того, по мнению авторов проекта, "нечеткая и широкая формулировка может использоваться против гражданина и в политических целях".

Только что Суд Моргаушского района Чувашии оштрафовал группу пенсионеров, которые в сентябре устроили собрание и «выразили недоверие» главе районной администрации, главе сельского поселения Юнга и прокурору района.

Десятерым пенсионерам, входившим в инициативную группу, назначили административный штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Суд признал собрание пенсионеров митингом.

Уточню, что собрание пенсионеров проходило у лавочки, расположенной рядом с их домами. Причиной конфликта жителей села с местными властями стало возведение базовой вышки сотовой связи. В декабре 2016 года в местном Доме культуры провели публичные слушания по поводу строительства вышки, и собравшиеся не дали на это своего согласия. Однако вышку все равно возвели и ввели в эксплуатацию.

Жители выяснили, что вышку построили на землях сельскохозяйственного назначения, и обратились к депутату Госдумы России Олегу Николаеву. После этого глава районной администрации и прокурор подали иск о признании вышки объектом незаконного строительства. При этом власти пытаются «затянуть судебный процесс по собственному же иску и каким-то образом узаконить строительство».

Впрочем не власти, но вполне состоятельные люди пытаются дать людям хлеб, как это делала летом и осенью прошлого года владелица продуктовых супермаркетов в Калуге Яне Гуровой, но ей пришлось довольно быстро свернуть акцию по бесплатной раздаче хлеба пенсионерам из-за многочисленных скандалов. Пожилые люди, доведённые до нищеты, выстраивались в очереди за час до открытия, ругались и оскорбляли продавцов. Кроме того, поставщики стали привозить хлеб позднее обычного, из-за чего люди начали жаловаться в отдел торговли городской администрации, обвиняя магазин в

Место проведения было со временем изменено из-за жалоб жильцов соседних домов на постоянные ссоры и драки в очереди за бесплатным хлебом. Однако и в другом магазине на новом месте возникли те же проблемы.

Чуть ранее, летом, а именно в августе 2017 года многие задумались о том, что и критику, и политические дебаты в России вполне можно заменить рэпом местного разлива. Долгое время, оставаясь субкультурой, он неожиданно оказался в центре внимания журналистов, политиков, аналитиков и лидеров мнений, перекочевал в сюжеты на центральных каналах и на страницы ведущих мировых СМИ.

Хайп (ажиотаж — на сленге) поднялся после рэп-баттла, в котором бились —рубились патриарх современного русского рэпа Oxxxymiron (Оксимирон) и относительный новичёк Гнойного. В одной из предыдущих рэп-битв Гнойный особо жестко высказался в отношении звезды. В ответ Оксимирон вызвал Гнойного на рэп-дуэль.

«Самый важный» баттл в истории русского рэпа состоялся 6 августа 2017 года. Гнойный вышел победителем со счетом 5:0 и стал новым королем субкультуры. Видеозапись обнародовали спустя неделю, за первые 12 часов она набрала более 5 млн. просмотров. По мнению аналитиков, Оксимирон не выложился на все сто и был для слушателей слишком сложным и вычурным. И наоборот, Гнойный «дрался, словно в последний раз».

Победителю пришлось бросить основную работу системным администратором и залечь на дно, чтобы избежать навязчивого внимания. Впрочем, долго прятаться он не стал и дал интервью одному из популярных блогеров. Это видео побило рекорд по просмотрам: его не превзошли ни Шнур, ни Собчак, ни Баста. На волне популярности баттла фразы «easy easy» («полегче»), «real talk» («в натуре») и «think about it» («подумай об этом») вошли в обиход.

Событие освещали крупнейшие федеральные СМИ. Роскомнадзор оштрафовал многих из них за встроенное видео с нецензурной лексикой. Ролик занял в общественном сознании место, которое на Западе занимают политические дебаты. Многие россияне впервые услышали об этой субкультуре и поняли, что совсем не знают молодежь.

Рэп из субкультуры стал новой русской народной музыкой, языком, на котором страна разговаривает сама с собой. 

Комментариев пока нет