Есть мнение Новости

Путин: время для принятия налогов на роскошь наступило

29 октября 2016

12 декабря 2012 года ровно в 12 часов дня по московскому времени президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с очередным обращением к Федеральному Собранию. Его речь прерывалась  бурными аплодисментами все те же 12 раз. За выступлением президента в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца следили свыше  тысячи приглашенных и миллионы телезрителей по всей стране. В своем выступлении глава государства затронул наиболее актуальные проблемы российского общества и наметил путь развития страны на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Среди тем, затронутых президентов в его послании к Федеральному собранию, была и тема повышения налогового бремени для наиболее состоятельных граждан Российской Федерации. Путин отметил, что наша страна пока ещё не готова к изменению плоской шкалы налогообложения, однако время для принятия дополнительных налогов на роскошь определенно наступило.

Именно введение налога на роскошь, как опасаются эксперты, может не лучшим образом отразиться на финансовом климате в нашей стране. Дело в том, что, низкие налоги для всего населения и отсутствие дополнительны налогов для сверхбогатых его слоев являются чуть ли не единственными факторами, которые способствуют повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Если уже сегодня, по признанию министра финансов России Антона Силуанова, размер оттока капитала из страны составляет астрономические 75 млрд. долларов в год, то что нас может ожидать после введения в России налогов на роскошь? Не рискуем ли мы принятием подобного рода законодательных инициатив отпугнуть не только иностранных инвесторов, но и ту небольшую часть наших обеспеченных граждан, которая всё ещё связывают свое будущее и будущее своих детей с Россией?

Многие эксперты полагают, что перед тем, как вводить налоги на роскошь, необходимо проанализировать богатейший опыт зарубежных стран.

В Великобритании владельцы недвижимости стоимостью более 1 милл. фунтов ежегодно платят государству 5%. Ставка серьезная, но еще мощнее по карману богачей бьет увеличенный подоходный налог в 50%. В 2012 году 2% населения страны перечислили в казну около 45 млрд. фунтов стерлингов. Это примерно 30% всех подоходных сборов. Дополнительная  налоговая нагрузка ложится на британцев с доходом более 200 тыс. фунтов. Однако налогом на роскошь в чистом виде это назвать нельзя.

В Китае налоги на роскошь распространяются на любые виды товаров, которые можно отнести к товарам категории «люкс». Это и дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Официальная ставка единого налога 15%, но по факту товары на материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции. Если говорить о машинах, то, например, Мерседес S600 стоит в Китае примерно $350 тыс. против $120 тыс. в США.

Интересная система налогообложения элитного жилья действует в Украине. Ставка зависит от метража квартир и домов. Квартира в 150-250 кв. м или дом размером 240-510 кв. м обойдутся владельцу в 1% минимальной оплаты труда, помноженный на метраж жилья. Для квартир площадью более 250 кв. м и домов больше 510 кв. м действует ставка в 3%.

Во Франции введение нового налога на роскошь, который обязует граждан, зарабатывающих свыше 1 миллиона евро в год выплачивать 75% от своих доходов, вызвал огромное недовольство состоятельных французов. Многие из них собираются уехать в соседние страны (Бельгию, Великобританию, Швейцарию), где режим налогового бремени куда снисходительнее. Некоторые французские бизнесмены заявляют о переводе в эти страны всего своего бизнеса, что, безусловно, не лучшим образом отразиться на уровне безработицы во Франции. Более того, с отъездом из страны многих крупных налогоплательщиков, руководство Франции рискует вводом налогов на роскошь добиться обратного эффекта: собираемость налогов вполне может сократиться.

Многие эксперты полагают, что введение налога на роскошь в России может привести к эффекту весьма сходному с тем, что происходит сейчас во Франции. Даже, если ставка налога будет не 75%, а 30%. Для того, чтобы не допустить подобное развитие событий, необходимо при введении налога учесть специфику российской ментальности. Сегодня многие люди убеждены, что большая часть их налогов уходит не на развитие страны, а на кормление огромного штата чиновников. И здесь, опять же, возникает первоочередная проблема нашего государства – «коррупция». Не поборов коррупционного спрута, наше руководство вряд ли сможет эффективно воплотить в жизнь большинство своих же законодательных инициатив.

Ещё один важный пункт, который нужно учесть перед введением налога на роскошь – это необходимость проведения консультации с российским бизнес сообществом, у которого сегодня имеется огромное количество предложений не только по поводу размера будущего размера налога на роскошь, но и касательно комплексной реформы российского налогообложения.

Комментариев пока нет