Прозрачность как политико-правовой механизм создания эффективного государства

Чтобы настроить российское государство на эффективное функционирование, правящей элите придётся кардинально изменить структуру и принципы государственно-властных отношений. Суть этих перемен состоит во внедрении в систему государственных отношений политико-правового механизма прозрачности, главную роль в котором играют цифровые технологии, и неукоснительной личной ответственности исполнителей. В свою очередь, ответственность требует от чиновников компетентности, без которой невозможно качественное решение ни одной проблемы.

Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц. Главную роль здесь играют цифровые технологии. Благодаря политико-правовому механизму прозрачности государственная власть окажется под постоянным контролем общества, который принудит её эффективно исполнять свои функции.

Важно конкретизировать составные части политико-правового механизма прозрачности. Свободный доступ граждан к сообщениям о деятельности органов государственной власти подразумевает возможность получения информации с помощью системы Интернет, а также средств массовой информации. Достоверная информация та, которая не вызывает сомнений. Своевременная информация – сообщение, которое поступает оперативно и в нужный момент. Регулярная информация – сведения, предоставляемые равномерно и правильно, через определённые промежутки времени.

С 1 января 2010 года действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (далее – Закон), который существенно расширил возможности общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, не имея механизма прозрачности, Закон не позволяет гражданам осуществлять свой действенный контроль, потому нуждается в значительных дополнениях.

В этой связи правящей элите следует безотлагательно внести в Закон необходимые поправки. Первая из них заключается в установлении законодательной нормы, согласно которой все органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением той, перечень которой определен законом о государственной тайне. Данная норма позволит: полнее раскрыть деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц; сделать, размещаемую информацию об их деятельности императивной. В настоящее время Закон не устанавливает ни полноты, ни обязательного характера, размещаемой информации в системе Интернет и СМИ о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Вторая поправка связана с обязательным упоминанием как авторов любых решений, то есть конкретных должностных лиц, подготовивших проекты этих решений, так и лиц, принявших их (в том числе, и коллегиально) в государственных органах исполнительной, законодательной и судебной власти и органах местного самоуправления. Это позволит повысить ответственность должностных лиц, как следствие, возрастёт их компетентность.

Третья поправка – все принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления решения вступают в силу только после опубликования (размещения) их в информационно-коммуникативной системе Интернет и в соответствующих средствах массовой информации. Действие этих норм и публичность, принимаемых решений, повлекут повышение персональной ответственности чиновников, судей, депутатов, иных представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Рост ответственности мотивирует, выше названных лиц, быть компетентными.

Четвертая поправка – вся информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должна быть достоверной, своевременной, регулярной и постоянно обновляемой. Действие этой нормы позволит гражданам, общественным организациям и всему народу осуществлять регулярный и повсеместный контроль над деятельностью служащих, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, иных представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Разумеется, прозрачность должна касаться всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бизнеса. Свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления сделает работу чиновников, депутатов, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, муниципальных служащих открытой, как следствие ответственной и компетентной. Закрытость же их деятельности ведёт к нарушению закона, коррупции, безответственности и некомпетентности.

Введение, указанных выше норм, в закон «Об обеспечении доступа к информации…» укрепит правовое обоснование механизма прозрачности. В результате, будут созданы новые возможности для осуществления эффективного общественного контроля над деятельностью публичной власти. Имея свободный доступ к полной, достоверной, регулярной и своевременной информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, россияне и общественные организации могут оценивать качество их работы. При безответственном исполнении государственными и муниципальными служащими своих обязанностей и нарушении закона российские граждане получат легальную возможность правового воздействия на них.

В соответствие с федеральным законодательством оно может осуществляться путём: подачи судебных исков; заявлений в прокуратуру; обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; проведения журналистских расследований; выступлений в СМИ; организации публичных акций – митингов, шествий и демонстраций; избрания на выборах новых губернаторов, депутатов всех уровней, глав местного самоуправления.

Кроме того, политико-правовой механизм прозрачности будет способствовать активному вовлечению простых граждан, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты Российской Федерации, общественных союзов предпринимателей, юристов, экологов, иных общественных организаций, а также средств массовой информации, политических партий, профсоюзов в процесс модернизации России. 

Законодательное обеспечение политико-правового механизма прозрачности создаст двойной контроль (государственный и общественный) над деятельностью служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Значение государственного контроля состоит в том, что они будут вынуждены работать в условиях повышенной ответственности и внутренней конкуренции, поскольку их руководители и сотрудники по работе будут знать о качестве их деятельности.

Значение общественного контроля заключается в регулярном наблюдении за их работой со стороны граждан, средств массовой информации, Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта, их региональных отделений, союзов предпринимателей, иных общественных организаций, профессиональных союзов, политических партий. Смысл общественного контроля состоит, с одной стороны, в правовом принуждении должностных лиц и простых служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления к ответственности по обеспечению строгого соблюдения закона всеми без исключения, компетентному решению экономических, социальных, иных вопросов. С другой стороны, общественный контроль поможет, государственным и муниципальным служащим навести порядок в своих рядах – быть ответственными, неподкупными, компетентными.

Итак, добиться ответственности чиновников, воспроизводящей их компетентность, за принимаемые ими решения и осуществляемые действия, можно только с помощью политико-правового механизма прозрачности всей их деятельности.

Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН