Есть мнение

Провокация у Крымского моста: обстоятельства и последствия

26 ноября 2018

Инцидент в Черном море с кораблями украинских ВМС изначально был явной провокацией Киева. Поведение властей Украины сразу после инцидента показывает, что к нему они были готовы и действуют по заранее намеченному плану.

Поход украинских кораблей — артиллерийских катеров «Никополь» и «Бердянск», а также буксира «Яны Капу» — не имел никакого объяснения ни с точки обеспечения декларируемой Киевом обороноспособности страны перед лицом «российской угрозы», ни соблюдения Минских соглашений. Появление перебрасываемых судов, являющихся скорее каботажными и речными, в Азовское море не давало бы Украине никаких преимуществ в его районе и создавало очевидное противоречие с необходимостью выполнения Минских договоренностей. Поэтому никаких иных целей, кроме провокации, переброска украинских кораблей в Азовское море в избранном Киевом формате — без подачи заявки на проход Керченского пролива и без лоцманского сопровождения (что в подобной ситуации было сделано несколькими месяцами ранее) — не имела. К тому же плавание столь малых катеров в осенне-зимних условиях Черного и Азовского морей представляло для них огромный риск.

Последовавшие сразу вслед за провокацией у Крымского моста события показывают, что изначальными мотивами для нее были внутриполитические расклады на Украине. Решение СНБО страны о введении военного положения, которое на следующий день утверждено в Верховной Раде сроком на 30 суток на территориях областей, прилегающих к украинско-российской границе, Чёрному и Азовскому морям, стремительно принималось после инцидента, и оно даёт действующему президенту Петру Порошенко огромные преимущества в случае вольного толкования понятия «российская агрессия». Социологические исследования показывали, что рейтинг действующего президента был низким и уступал уже не только главной сопернице, Юлии Тимошенко, но и такому откровенному популисту, как актёр Владимир Зеленский. В условиях утраты популярности и шансов на переизбрание возможности, которые Порошенко получает при введении военного положения, он вполне может рассчитывать использовать для сохранения власти. Главное в сложившейся ситуации — это то, что военное положение в случае продления и расширения территории действия даёт право отложить президентские выборы, и Порошенко с его низким рейтингом сейчас это должно устраивать.

Отсрочка позволяет президенту заняться агитацией за себя самого и дискредитацией противников. Военное положение позволит полностью уничтожить все нелояльные Порошенко СМИ, ограничить трудовые права, политические свободы и фактически установить в стране диктатуру. Это будет закономерным итогом Майдана, который под лозунгами свободы и приверженности «европейскому выбору» был на деле инструментом установления выгодного Западу антироссийского курса Украины и началом подавления несогласной с такой политикой большей частью населения страны.

Поэтому если сам Порошенко и стремился лишь сохранить свою власть, то у возникшей ситуации заинтересованных сторон намного больше. Состояние страны и степень ее суверенитета таковы, что без согласования с западными странами подобную проведенной у Крымского моста провокацию Украина инициировать в одиночку бы не смогла. Сами киевские власти ввиду своего катастрофического положения заинтересованы хоть как-то переложить ответственность за происходящее на Вашингтон, Берлин, Париж и Брюссель. А на Западе есть круги, желающие еще более сильных ограничений в отношении России, для чего действия Украины (которая после инцидента к тому же нарушила Минские договоренности, обстреляв территории ДНР и ЛНР) являются приемлемым для ужесточения финансово-экономических ограничений. Кроме того, инцидент позволяет продолжать держать в центре внимания вопросы Крыма и Азовского моря, что на Украине считается важной задачей. На заседании Совета Безопасности ООН 30 октября, повестка которого формировалась по настоянию Украины, заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Дикарло заявила, что «ООН следит за информацией о росте напряженности в Азовском море, которая негативно влияет на общую атмосферу в регионе. Мы подчеркиваем необходимость избегать риска эскалаций, провокаций и просчетов». А Европарламент по поводу проблемы Азовского моря принял резолюцию, которая призвала усилить санкции в отношении России, а также обратился к НАТО с просьбой обеспечить безопасность, направив военные корабли в регион. Под угрозой после провокации оказался и договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года.

Одним из необходимых условий для создания эффективной провокации в медиа стало наличие жертв. С тиражированием образа пострадавших от химических атак действовала в последнее время в Сирии организация «Белые каски», а жертвами действий Порошенко становятся сами граждане Украины. Страдают и жители подконтрольной Киеву территории, где будут после введения военного положения ограничены многие свободы, и обстреливаемые города Донбасса, и даже военные моряки. Их руководство, посылая корабли на провокацию против явно превосходящих российских сил, должно было учитывать и вариант с жертвами на них, причём действия Киева в этом случае, очевидно, были точно такими же, как и сейчас.

Комментариев пока нет