Доклады

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ НА ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

12 декабря 2017

Кандрин Валерий Алексеевич,

Председатель Государственного комитета Республики Мордовия по

транспорту

Надежное обеспечение транспортной безопасности стало сегодня для многих стран мира, в том числе и для Российской Федерации, одной из самых актуальных задач. Это обусловлено рядом факторов: проникновением терроризма в сферу транспорта, совершением различных диверсий; активизацией организованной преступности (например, контрабанды, нелегальной миграции); совершением других различных правонарушений, блокирующих деятельность транспорта; увеличением числа аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных не только нарушением правил эксплуатации технических систем, но и высокой степенью износа и их техническим несовершенством.

В Российской Федерации правовые основы системного подхода к организации защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства с использованием наиболее современных процедур и технологий устанавливает Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который направлен, в том числе, на повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р, разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 403, предусмотрен ряд мероприятий по обеспечению безопасности функционирования, в том числе, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В целях выполнения данной программы приказом Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту утвержден План мероприятий транспортной безопасности №23 от 11.03.2013года.

Безусловно, понятие транспортной безопасности тесно соприкасается с антитеррористической безопасностью на транспорте.

Наибольшие успехи в противодействии терроризму достигнуты на воздушном транспорте. Правительством Российской Федерации утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. При этом в качестве основной задачи в данных Правилах выделено предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств и предметов на территорию аэропортов. Минтрансом России утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, устанавливающие систему мер по защите объектов инфраструктуры и судов воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Наряду с авиацией в целях совершения противоправных действий притягательна железнодорожная инфраструктура.

Полностью предотвратить террористические акты на общественном транспорте практически невозможно. Но если есть хотя бы небольшая вероятность защиты пассажиров, то ей необходимо воспользоваться.

На автовокзале междугородного и пригородного сообщения г. Саранска необходимо выделить и изолировать выходы из автовокзала в автобус, в которых установить хорошо зарекомендовавшие себя в авиации стационарные посты технической проверки пассажиров, ручной клади и багажа. Работа таких постов в обязательном порядке должна сочетаться с пропускным режимом (контролем билетов), идентификацией личности по документам. Для технического оснащения стационарных постов (пунктов), как правило, должны применяться средства и методы гласного контроля, которые достаточно хорошо известны, привычны и обеспечивают удовлетворительную эффективность выявления средств терроризма: ручные и арочные металлоискатели, рентгенотелевизионная аппаратура, детекторы паров взрывчатых веществ, индикаторы ионизирующих излучений. Не следует забывать и о человеческом факторе. Учитывая возросшую угрозу терроризма на транспорте, в комплексе превентивных мер по защите объектов транспортного комплекса он должен играть ведущую роль. Поэтому подготовка специалистов по безопасности на всех видах транспорта весьма актуальна. Однако необходимо отметить, что для надежного обеспечения безопасности объектов транспорта предстоит сделать еще очень много. Нужны новые надежные и относительно недорогие технические средства отечественных производителей. Это — средства контроля пассажиров, груза и багажа, средства охраны объектов транспортного комплекса, а также средства для обеспечения безопасности на самом транспортном средстве. Нам нужны также новые технологии в области охраны объектов транспорта.

Проводятся предупредительно-профилактические мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В частности, в настоящее время все транспортные средства, обслуживающие маршрутную сеть городского пассажирского транспорта, пригорода и межгорода оснащены навигационной системой ГЛОНАСС, позволяющей отслеживать местоположение транспортных средств, направление движения, скорость перемещения и ряд других параметров. В городском транспорте наличие тревожной кнопки и голосовой связи дает возможность водителю подать сигнал тревоги в диспетчерскую службу о возникшем ЧП и принятия мер по его локализации.

3 сентября – в День солидарности в борьбе с терроризмом проходила IV ежегодная Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2015». Предложения выработанные в рамках конференции будут неким ориентиром, своего рода «дорожной картой» проводимой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Комментариев пока нет