Есть мнение Статьи Доклады Новости

ПРОНИКНОВЕНИЕ СЕКТ И ОККУЛЬТИЗМА В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

15 марта 2017

Карпачева Татьяна Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент, эксперт Центра религиоведческих исследований (г. Москва), доцент кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета.

Как известно, многие секты стремятся проникнуть в систему образования, с тем чтобы через директоров школ и педагогический коллектив внедрить свои собственные методики обучения. В 90-х гг. это были муниты, выпустившие учебник «Мой мир и я» и действовавшие во многих московских школах. В настоящее время в систему образования настойчиво пытаются проникнуть сайентологи и пропагандисты различных оккультных учений, и об этой проблеме мне хотелось бы рассказать.

По направленности своей деятельности и методам сайентология имеет все признаки тоталитарной секты в наибольшей степени: обман при вербовке, обожествление лидера и организации, жесткие методы контролирования сознания своих адептов. В числе методов воздей¬ствия на адепта, по свидетельству многих бывших членов и специалистов, широко использу¬ются гипнотические техники, и непременным условием членства в секте является прохождение процедур так называемого «одитинга», суть которого сводится к предоставлению человеком максимально полной, детализированной и глубоко личной информации о себе и окружающих, что открывает неограниченные возможности для злоупотребления полученными сведениями. Адепту внушается, что, пройдя ряд курсов «одитинга», он получит неограниченную власть над людьми и обстоятельствами и сможет управлять как своей, так и чужой жизнью. Это обещание, а также в ряде случаев – угроза шантажа полученными во время «одитинга» сведениями позво¬ляют сайентологам удерживать адепта в своей власти.

Основатель секты Л. Р. Хаббард неоднократно был уличен в различных преступлениях и преследовался по суду в ряде стран. Так, в 1978 г. во Франции он был приговорен к четырехлетнему тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество; в 1977 г. в США был обвинен в хищении правительственных секретных документов; в 1985 г. Внутренней службой расследований США было начато расследование финансовых мошенничеств Хаббарда. Созданная Хаббардом секта сайентологии на протяжении всего своего существования неод¬нократно уличалась в противоправной деятельности. В одном из своих выступлений Хаббард заявил о своем детище таким образом: «Мы создали ряд новых способов превращать людей в рабов».

Секта сайентологии в своем составе имеет много фасадных организаций, позиционирующих себя как светские, по сути же ставящих своей целью внедрение секты в разные обла¬сти жизни – в образование, медицину, социальную сферу – для вербовки новых членов. Так, известной сайентологической организацией является международная ассоциация ABLE, назы¬вающая себя «светской некоммерческой организацией по улучшению жизни и образования». Эта ассоциация действует по четырем направлениям: «Прикладное образование», «Нарконон», «Криминон» и «Дорога к счастью». Так называемая «образовательная» сайентологическая организация Applied Scholastics или, в переводе на русский язык, «Прикладное образование» ставит, по собственному заявлению, своей целью распространение «образовательных матери¬алов и услуг, основанных на работах Л. Рона Хаббарда». В Москве находится ее головной российский центр «Прикладное образование», который входит в Международную ассоциацию Прикладного образования. Этот центр предлагает специфические курсы для детей и взрослых: Руководство по основам обучения», «Учись учиться», «Как жить и работать с детьми», «На-выки общения» и другие по учебным пособиям, составленным на основе работ Хаббарда, не имевшего, как известно, высшего образования и отчисленного со 2-го курса университета за неуспеваемость. Сайентологи считают, что Хаббард открыл некую уникальную технологию, отвечающую на вопросы, как учиться всему – любому предмету, в любом возрасте, по любому учебнику и на любом языке. На самом же деле, суть технологии Хаббарда сводится к тому, чтобы заучивать по словарю значения слов и составлять с ними предложения: с правильным употреблением этого слова и с неправильным. Сайентологи утверждают, что, если хотя бы одно слово в тексте непонятно, весь текст не усваивается. Следующий текст усваивается меньше, сле¬дующий – еще меньше. Проблема плохой успеваемости ребенка в старших классах, по сайен¬тологам, заключается в том, что когда-то в первом классе ребенок не понял какое-то слово в прочитанном тексте.

Начинается процесс обучения на сайентологических «образовательных» курсах с того, что человека просят: «Дайте словарное определение, к примеру, слова «рука»». Человек теряется: рука – она и есть рука, зачем давать определение? Сайентологи отвечают: «Вот видите, вы не можете дать определение, значит, вы не знаете, что такое рука, учите по словарю». Делать нечего: деньги заплачены – человек учит. Таким образом, по сути, придя на эти курсы, люди начинают заново учить свой родной язык. Если же человека убедить в том, что он не знает своего родного языка, и заставить его заучивать определения слов, то это облегчает задачу дальше убеждать его в чем угодно, и, таким образом, сайентологические образовательные курсы открывают простор для манипулирования личностью. Помимо этих курсов, центр «Прикладное образование» предлагает обучение английскому языку, а также репетиторство для школьников по всем предметам.

Главной же целью центра «Прикладное образование», равно как и других подчиняющихся ему сайентологических образовательных учреждений, является вербовка новых членов в секту сайентологии, и она осуществляется в том числе через введение в процесс обучения специфического сектантского новояза. Вообще, создание некоего своего языка – это характерная черта практически всех сект, но сайентологи здесь, безусловно, лидируют. Когда два сайентолога разговаривают, понять их сложно: одитинг, оверт, клир, преклир – это лишь малая часть специфических сектантских терминов. Любая секта заинтересована в создании собственного новояза: он создает ощущение некоей элитарной группы, которой доступны «знания», недо¬ступные остальным, за которые люди готовы платить огромные деньги, не понимая, что платят за манипулирование своим сознанием. Контролирование языка – переход на свой, условно-сектантский новояз – облегчает контроль над сознанием адептов: человек начинает говорить на языке секты, и следующим этапом – он начинает думать на этом же языке, то есть категории секты становятся категориями его мышления и, соответственно, мировоззрения. Так, даже в учебных пособиях центра «Прикладное образование» широко представлена специфическая сайентологическая лексика, чаще всего это – обычные русские слова в другом значении. Например, слово «масса» на языке сайентологии обозначает не физическую величину, а «сами предметы, которые человек изучает». Сайентологи говорят: «Мы предоставляем массу изучаемого предмета», и это значит, что они в данном случае говорят о наглядности: изучаешь строение цветка – надо рассмотреть цветок, но это не значит, что они взвешивают цветок, просто слово «масса» употребляется не в общепринятом, а в своем, сайентологическом, значении. Конечно, считается, что использовать наглядность в обучении предложил тоже Хаббард – до него якобы никто до этого не додумывался. Сам главный принцип сайентологического обучения – постоянно смотреть значения слов по словарю – называется «прояснением слов», что тоже неграмотно с точки зрения литературной нормы, но постоянно употребляется в языке секты. Или же этот процесс называется «клированием», а это уже типично сайентологический термин: «клиром» (то есть «чистым») называют в секте человека, прошедшего ряд сайентологических процедур одитинга, к которому тоже ведется подготовка на курсах центра «Прикладное образование». Так, на одной из лекций-презентаций технологии Хаббарда преподаватель курсов рассказывает следующую историю. Она проводила занятие по технологии «Прикладное образование», желающие обучиться читали текст, и тут одной женщине стало плохо, с ней случилась истерика. Оказывается, истерику вызвало слово «чьи» в этом тексте, потому что с этим словом у нее связаны неприятные воспоминания. Когда она выходила замуж, она никак не могла решить, чью фамилию носить: взять фамилию мужа или оставить свою. Спрашивается: неужели ей раньше никогда не встречалось слово «чьи» или другие формы местоимения «чей»? Или она каждый раз впадала в истерику? Или она никогда ничего не читает, и первый раз со дня замужества взяла книгу в руки, и ей стало плохо? Но цель рассказанной истории понятна: надо избавляться от неприятных воспоминаний, в том числе и от якобы находящихся где-то далеко «в подсознании», посещая сеансы одитинга, которые являются уже религиозной практикой сайентологии. Эти подсознательные воспоминания на языке сайентологов называются энграммами, и сайентологи утверждают, что, избавившись от энграмм, ты сможешь достигать любых поставленных целей, управлять другими людьми, а впоследствии – контролировать движение планет и извержения вулканов. Люди этому верят и платят огромные деньги за сайентологические сеансы одитинга и другие сайентологические тренинги. Во время одитинга человек под видом избавления от неприятных воспоминаний должен рассказать максимально подробно все, о чем его спросят – о себе и о своей жизни, включая интимные подробности, что открывает неограниченные возможности злоупотребления полученными сведениями для манипулирования личностью и шантажа.

В учебных пособиях центра «Прикладное образование» мы можем встретить также специфический сайентологический термин «подавляющая личность». Согласно вероучению сайентологов, любой противник секты является «подавляющей личностью», и с ним нужно порвать отношения. Такой «подавляющей личностью» может стать мать, отец, жена, сын и т. д. Таким образом, человек привыкает к еще одному принципу сайентологии, и постепенно начинается процесс его отдаления от семьи и вовлечения в секту.

Следовательно, обучаясь в центре «Прикладное образование», переходя на язык сайентологии, человек проходит определенную и заметную подготовку к тому, чтобы стать адептом секты. Здесь же, на хаббардовских курсах, в обязательном порядке обучаются и уже «старые» сайентологи, работающие в частных сайентологических центрах. Дело в том, что головной центр «Прикладное образование» выдает свои, сайентологические, лицензии на открытие новых таких же центров. Несколько частных школ и детских садов Москвы и Подмосковья, получив такие лицензии, полностью строят свою работу на технологии Р. Хаббарда.

Например, такими «центрами прикладного образования» в Москве являются школа-пансион и детский сад «Страна чудес», детский сад «Настюша», детский сад «Подсолнух» и некоторые другие. В отношении директора школы «Страна чудес» весной 2011 г. было возбуждено уголовное дело по ст 171 УК России «Незаконное предпринимательство», однако в на-стоящее время по неизвестным причинам дело приостановлено. Проблема неоднократно освещалась в СМИ, вышло несколько передач о сайентологическом пансионе в Подмосковье, где детей обучают по Хаббарду.

В конце 2009 г. была прекращена деятельность сайентологической школы-пансиона «Элита», и также возбуждено уголовное дело по статье 171 УК России. Долгое время в Москве действовала сайентологическая школа «Эдельвейс», однако в то время, когда шел судебный процесс по школе «Элита», проблема вербовки в секту сайентологии в школах «Элита» и «Эдельвейс» широко освещалась в СМИ, и школа «Элита» закрылась после судебного процесса, а школа «Эдельвейс» прекратила свою работу сама собой – во избежание такого же судебного процесса.

Проблема в том, что родители, отдавая ребенка в эти детские сады или школы, могут вначале не заметить их сайентологической направленности, потому что руководители не афишируют свою связь с сайентологией, а если их спросить об этом напрямую, то отвечают приблизительно так: «Мы используем только образовательную технологию Хаббарда, мы вообще ничего (или почти ничего) о сайентологии не знаем, ну, слышали, конечно, что Хаббард основал еще и свою религию, но он просто был очень гениален, поэтому основал много чего, а мы – простые педагоги, нас интересуют только его педагогические идеи». Это неправда. Деятельность всех сайентологических организаций всецело определяется головной организацией секты Religious Technology Center («Центром религиозной технологии»). А марка Applied Scholastics, как заявляют сами сайентологи, является товарным знаком, принадлежащим Religious Technology Center, который и выдает свои собственные лицензии на использование своих товарных знаков, в том числе и этого, Church of Scientology International (Международной церкви сайентологии) и ее дочерним организациям. Таким образом, «центры прикладного образования» и являются этими дочерними организациями сайентологии, на что, кстати, указывают сами сайентологи в своей литературе. Марку Applied Scholastics раньше можно было увидеть на сайтах сайентологических школ, теперь, после возбуждения в отношении руководителей уголовных дел, эту марку со своих сайтов сайентологи убрали, и она осталась только на внутренних документах школ и детских садов.

Сайентологические школы не имеют государственной аккредитации и лицензии. Их деятельность чаще всего регистрируется как индивидуальное предпринимательство.

Возникает вопрос: как же они набирают детей и какие выдают итоговые документы? Раньше в Москве сайентологи заключали договор с какой-либо государственной школой, обучающей школьников по системе «экстернат» и записывали туда своих учеников, чтобы таким об¬разом школьники обучались полный учебный день у сайентологов, а получали аттестат некоей московской школы. Сейчас, когда номера этих школ, сотрудничающих с сайентологами, стали достоянием СМИ, сайентологи предлагают родителям самим решить этот вопрос, в какой шко¬ле номинально будет числиться их ребенок, но суть от этого не изменилась – полный школьный день, а то и неделю, если это школа-пансион, ребенок обучается по Хаббарду, и все обучение проходит под контролем головного центра «Прикладное образование». Так, например, в договоре, заключаемом с родителями детским садом «Настюша», можно прочитать: «Все спорные вопросы решаются через прояснение пунктов этого договора («прояснение пунктов договора» – то же самое, что «прояснение слов», или «клирование», таким образом, мы встречаемся с использованием сектантского новояза непосредственно в официальном документе). В случае необходимости приглашается представитель «Прикладного образования» (ABLE)».

Прежде чем говорить отдельно о некоторых из перечисленных выше центрах прикладного образования», стоит сказать о том, что проблема проникновения сайентологии не обходит и государственное образование. Так, в 2010 г. была уволена в связи с рядом нарушений трудового законодательства директор московской школы с углубленным изучением предметов области знаний «искусство» № 1332 Мария Георгиевна Струве. За несколько лет, проведенных ею в должности директора школы, она активно распространила в школе идеи сайентологии и завербовала в секту в первую очередь часть педагогического коллектива, потом – родителей, с которыми у нее сложились доверительные отношения, а затем стала проводить общешкольные сайентологические мероприятия. Учителям в «добровольно-принудительном порядке» предлагалось пройти хаббардовские курсы, на которых они обучались, в частности, по книге «Инструменты обучения для преподавателей» с подзаголовком: «Основано на работах Л. Рона Хаббарда», – пособие, предназначенное для использования в центрах «Прикладного образования». Для учащихся старших классов в учебное время вместо занятий в школе проводились лекции центром «Нарконон» – псевдомедицинской сайентологической организацией. При этом надо отметить, что указом министра здравоохранения России Царегородцева № 254 от 19. 06. 1996 г. использование методов «Нарконона», а также любых других методик, связанных с именем Хаббарда, запрещено в государственной медицинской практике. На этих лекциях детям раздавались брошюры Хаббарда «Дорога к счастью». В школе № 1332 числились ученики школы-пансиона «Страна чудес», хотя официально обучение по системе «экстернат» там отсутствовало. В настоящее время М. Г. Струве открыла свою частную школу искусств.

Несколько слов об отдельных сайентологических образовательных учреждениях. Школа-пансион и детский сад «Страна чудес» находятся в ближайшем Подмосковье, в поселке Картмазово по Киевскому шоссе, адрес на сайте не указывается, руководители сообщают адрес непосредственно при встрече с родителями. Вместо учителей-предметников со школьниками работают всего два человека – на зарплате учителям сайентологи экономят. Должность, которая должна заменить учителя, называется «инспектор» или «супервайзер». Для работы в школе-пансионе «Страна чудес» соискатель должен обязательно пройти 3 курса в центре «Прикладное образование СНГ»: «Руководство по основам обучения», «Курс инструктора», «Общение – это радость». Показательно, что в 2011 г., когда правоохранительными органами в школе была проведена проверка и возбуждено уголовное дело, оказалось, что в школе абсолютно бесплатно работал таким супервайзером, то есть учителем по всем предметам, уже немолодой преподаватель – кандидат педагогических наук, которого сайентологи убедили в том, что у них настолько дорогая и свехэффективная методика, что заплатить за нее у него не хватит денег, и поэтому он пока должен работать бесплатно и своим трудом оплачивать эту методику. Он работал недолго, но уже поверил в гениальность Хаббарда и уже был убежден, что действительно должен своим трудом заплатить за свое так называемое «обучение», а фактически – вовлечение в секту. Так сайентологи могут убедить человека, что его знания, диплом, ученая степень ничего не значат по сравнению с методикой заучивания слов по словарю, изобретенной Хаббардом. В школе считается, что, если ребенок заерзал, отвлекся, значит, он не понимает какого-то слова. Задача инспектора одна: подойти и спросить, какое слово он не понимает. По словам исполнительного директора школы, 80 % учебы состоит в «прояснении слов». Спрашивается: когда же и как они чему-либо учатся? Все разновозрастные дети здесь сидят в одном помещении, которое должно, видимо, заменить для них всю школу. Школьной доски и других обычных принадлежностей для занятий здесь не предусмотрено. Это все при том, что стоимость обучения достаточно высокая. То есть родители, а чаще всего – это сами сайентологи, платят за изоляцию своих детей от общества и вовлечение в секту с раннего возраста.

Домашний детский сад «Настюша» первоначально располагался в одной из квартир жилого дома в районе Митино. За время нахождения в этом районе руководитель детского сада Жанна Юрьевна Цымбал успела заслужить среди родителей далеко не лучшую репутацию. Так, на одном из родительских форумов можно прочитать следующий отзыв об этом детском учреждении: «Уважаемые родители! Если вы не желаете ребенку зла и духовной, а также интеллектуальной деградации, ни в коем случае не отправляйте детей в данное заведение под началом Жанны Цымбал! Это – сайентологический детский сад!».

Видимо, в связи с этим детский сад под руководством Ж. Цымбал переехал в другой район, куда свозят своих детей сайентологи со всей Москвы и даже Подмосковья, впрочем, приглашаются и другие дети. Несколько лет назад в детском саду «Настюша» действовал также не¬кий «школьный класс семейного обучения», где с детьми тоже работал один взрослый, заменяя всех учителей-предметников. Возможно, ситуация не изменилась.

Автору довелось однажды попасть в этот детский сад во время ужина: детям 4-5 лет давали обыкновенные магазинные пельмени, притом не самого лучшего качества. Зато детей здесь кормят излюбленными сайентологами витаминами неизвестного состава, не имеющими разрешения Минздрава и реализуемыми через специальные сайентологические магазины. Почти все дети в детском саду ходят босиком – закаляются (дело было в январе); воспитательница – тоже босиком. Притом двое детей жаловались на головную боль и недомогание. Одна девочка улеглась спать на полу в ванной. Воспитательница поясняет такое, по меньшей мере, странное отношение к детям следующим образом: здесь считается, что детей нельзя жалеть, потому что, если другие дети увидят, что к больному ребенку проявляется повышенное внимание, то они, оказывается, сразу начнут симулировать болезнь. Если ребенок плохо себя чувствует, с ним надо поговорить наедине. Считается, что надо поощрять ребенка за его достижения, а про болезни вообще говорить запрещено. Нельзя сказать: «Не виси вниз головой – голова заболит», – наученные сайентологами дети говорят, что это «постулат» (еще одно неправильное употребление слова), то есть имеется в виду, что, если так будешь говорить, то голова и вправду заболит. В приложении к договору, заключаемому с родителями, можно прочитать обоснование такой позиции: «Наш садик хороший. Если мы будем думать, что он хороший, он и будет хороший!» Здесь мы сталкиваемся с принципом «позитивного мышления» (будто бы человек с помощью своих мыслей может управлять ситуацией и моделировать ее по своему усмотрению). Такая позиция характерна не только для сайентологии, но и для многих других сект.

Медицинского кабинета в сайентологических школах и детских садах не предусмотрено: по мнению сайентологов, он не нужен. Сайентологи считают, что если у ребенка заболел живот или голова, это оттого, что он не понимает значения какого-то слова. Если объяснить ему это слово, а лучше – вылепить из пластилина (любимый метод сайентологического обучения – лепить из пластилина то, о чем идет речь), то живот или голова сразу перестанут болеть. Психолога в центрах «Прикладного образования» нет по принципиальным соображениям: сайентологи не признают психологии и придерживаются принципа: наши дети самые умные, здо¬ровые, красивые, и у нас просто не может быть проблем.

Однако проблема все-таки есть – проблема вовлечения детей, родителей, и педагогических работников в секту сайентологии, одну из наиболее опасных тоталитарных сект в современном мире, через систему образования. На данную проблему уже неоднократно обращали внимание органы власти. Так, в инструктивном письме замминистра образования России Е. Е. Чепурных № 549/28-16 от 12 июля 2000 г. по всем органам управления образованием субъектов РФ «Информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» указано, что сайентология относится к числу организаций, деятельность которых недопустима в образовательных учреждениях и говорится о необходимости «разработать мероприятия, препятствующие проникновению нетрадиционных религиозных объедине¬ний в образовательные учреждения Российской Федерации».

В 2011 г. Департаментом образования г. Москвы была выпущена книга «Противодействие деструктивному влиянию пропагандистов сайентологии». В 2013 г. вышло ее второе из¬дание.

Итак, если мы видим, что образовательное учреждение использует в своей работе технологию Хаббарда, то, как мы уже выяснили, оно напрямую связано с сектой сайентологии, а значит, его деятельность недопустима в системе образования. Помимо Москвы, сайентологические центры «Прикладного образования» открыты в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, а самый большой центр «Прикладного образования» в Европе существует на Украине, в Днепропетровске.

Хотелось бы рассмотреть еще 2 момента, касающихся распространения оккультно-магических учений в сфере государственного образования.

Есть пропагандисты оккультистно-магических идей со своими одобренными Министерством образования программами, действующие абсолютно легально и официально. Во-первых, это создатель системы «Гуманная педагогика» Шалва Александрович Амонашвили и его последователи. В 80-е гг. XX в. Ш. А. Амонашвили прославился как педагог-новатор, его идеи вошли в вузовские учебники по педагогике. Однако с начала 2000-х гг. Ш. А. Амонашвили стал пропагандировать идеи Рерихов и создал свое учение под названием «Гуманная педагогика», где уже ярко выражен религиозный компонент. Основные принципы «Гуманной педагогики» содержатся в трактате Амонашвили «Школа Жизни». Согласно автору «Школы Жизни», ребенок – это «существо космическое» и «несет в себе величайшую энергию Духа», в ребенке есть некие «космические силы» и сам он «проявление Космоса в Микрокосмосе»; а «Школа Жизни» «приобщает его к Духу Планетарному» и ставит своей целью «служение планетарной и космической эволюции». А конечная цель человеческой жизни, по Амонашвили, – «совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком».

Оккультной тематикой пронизаны и другие книги Амонашвили. Так, например, его «Баллада о воспитании» открывается темой «Новой расы» или «Нового Рода человечества» – это один из главных отличительных признаков теософии, на основе которой сейчас строят свое учение практически все современные секты, особенно те, где напряжены апокалиптические ожидания. Идея заключается в том, что вот-вот наступит новая эра, и зародится новая цивилизация людей, будто бы наделенных сверхспособностями: левитации, телепортации и т. д. В своей книге Амонашвили утверждает: «А теперь идет новое поколение людей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составят особую человеческую Расу». Также мы увидим здесь рассуждения автора на полном серьезе о «детях индиго», которые, по его мнению, «есть посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность» – те самые представители «новой расы». Все это прекрасно вписываются в «Живую этику» Рерихов и теософию Блаватской, на что педагог-новатор и опирается в своих идеях, но никак не может претендовать на научную концепцию.

Еще больше псевдонаучных идей автор проповедует в рамках своих «открытий» в области лингвистики. Так, в «Школе Жизни» и в «Балладе о воспитании» мы видим претензию автора на новые идеи в изучении этимологии слов. Например, по Амонашвили, слово «воспитание» обозначает «питание духовной оси человека»: слово «ось», по его мнению, скрыто в приставке вос-, и само слово раскладывается как «в-ос-питание». А слово «урок» раскладывается на «у+рок». Амонашвили делает следующее «открытие»: по его мнению, «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. А РОК следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время». Автор полагает, что «изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы». Такие же, мягко скажем, фантазии Амонашвили выдает за научные открытия применительно к словам «учитель» и «ученик»: «Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре – УЧ, – считает Амонашвили, – которое, со своей стороны, несет в себе два начала: У и Ч. Первое начало У ... означает Ура, Свет, Логос, Слово... Жизнь, Любовь, Бог (почему «У» обозначает Бога – абсолютно не понятно) Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух». И полбеды, если бы это были действительно авторские фантазии. Но Амонашвили на полном серьезе говорит о своих выдумках, которые повеселили бы любого студента-первокурсника, именно как о научных данных. Так, во введении к «Школе Жизни» читаем: «Предлагаемый трактат есть попытка обобщить... результаты теоретических и научно-экспериментальных поисков... в русле общей теории гуманно-личностного подхода к детям в педагогическом процессе». Теперь возникает вопрос: как с «научно-экспериментальными поисками» сочетается «энергия Духа» и «Планетарный Дух»? Если речь идет о духах, то, может быть, Амонашвили предлагает новую религию? Кстати, в пользу этой догадки говорит и некий архитектурный проект Амонашвили: «Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремленности, Одухотворенности. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звездному небу», а также и то, что у Амонашвили есть свои «заповеди»: «Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос»; «Верить в свои Педагогические Способности – «Я от Бога учитель»; «Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия». Каждый, конечно, может верить во что угодно. Но тогда при чем тут «научно-экспериментальные поиски»? Более того, не нарушает ли активное распространение нового оккультно-религиозного учения Амонашвили российское законодательство о светском характере образования в России?

И вторая оккультная система, получившая распространение в государственном образо¬вании, – это вальдорфская педагогика, основанная Рудольфом Штайнером.

Небольшая предыстория. В первой четверти XX века ученик Е. П. Блаватской Рудольф Штайнер, основываясь на принципах теософии, создал собственное учение – антропософию. Сначала он руководил отделением теософии, но впоследствии создал свое «Антропософское общество». Деятельность общества охватывает несколько сфер деятельности: антропософскую медицину (существуют специфические антропософские больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община». С 1919 года Штайнер начинает создавать новые школы и учебные программы, которые основаны на оккультной философии автора. Основы педагогики Штайнера зиждутся на откровениях, полученных им от «духов». Антропософские школы стали называться вальдорфскими в честь первой такой школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Австрия». Особенно широкое распространение получили вальдорфские школы в Германии; в некоторых европейских странах они существуют под названием «свободная школа» или «штайнеровская школа». В России подобные школы появляются в 90-е годы XX века. Для учения Штайнера характерны заимствования из восточных религий: концепция реинкарнациии, кармы, политеизм, заимствованный из индуизма. Согласно образовательной схеме Штайнера, антропософия может повышать эволюционный уровень душ, которые в будущем будут воплощены в последующих поколениях. На закрытой конференции для учителей вальдорфских школ Штайнер утверждал: «Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение <...> Вальдорфская школа может <…> сделаться столпом и утверждением всего Антропософского движения». «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую – учителями»; «...никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего», – писал Гилберт Чайлдз, писатель-антропософ. М. С. Ричарде, художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы, отметил: «Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от «внешних» предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение... Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично – они художественны, познавательны и религиозны». Таким образом, мы видим, что первоочередная задача вальдорфских школ – это именно распространение учения Штайнера, а не обучение и развитие детей. В связи с этим можно отметить две характерные для вальдорфских школ проблемы:

- прямое преподавание антропософского вероучения в государственных школах и

- исключение из преподавания знаний школьного компонента, противоречащих учению.

Так, например, в курсе по физиологии приводится учение о 12 чувствах в соответствии со знаками зодиака; процесс изучения исторических дисциплин включает в себя чтение «Хроник Акаши» (эзотерический термин, обозначающий совокупность всего накопленного человеческого опыта, полученного путем мистических практик). В числе обязательных школьных предметов стоит эвритмия, считающаяся духовным упражнением и включающая в себя как медленные дви¬жения под музыку, так и проговаривание некоторых позиций из согласных и гласных звуков. Людям, не знакомым с антропософией, эти занятия могут показаться бессмысленными, однако вальдорфские педагоги вкладывают в это особый смысл, считая эвритмию языком ангелов, на¬пример, количество гласных и согласных звуков соответствует числу знаков зодиака и планет.

Что касается исключения из преподавания знаний школьного компонента, противоречащих учению, то можно привести примеры изъятия некоторых основных положений современной науки, таких как: кровообменная функция сердца, или, исходя из штайнерского понимания света, исключается закон Ньютона о разложении цвета на составные цвета. Из этого можно сделать вывод, что ученики не могут получить ясное представление об анатомии или световом спектре только по причине несогласованности с учением Штайнера. Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. «Внешним» это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана». Таким образом, дети растут изолированными от окружающего мира.

В этой связи возникает главная проблема – вовлечения через систему образования ни¬чего не подозревающих детей и родителей в опасные деструктивные культы (как, например, сайентология) и пропаганды под видом новых педагогических методик оккультно-эзотерических учений. Думается, что усиление контроля со стороны органов управления образованием за введением новых методик на предмет их соответствия принципам академической науки поможет решить эту проблему.

Комментариев пока нет