«Профессиональный кретинизм»

На этой неделе я выступал с докладом на круглом столе, посвященном преподаванию философии на естественных факультетах университетов.  Не секрет, что многие «физики» считают, что философия им не нужна, ведь они хотят стать «просто хорошими специалистами». Я сам преподавал и на физмате, и у химиков, биологов, географов и часто с этим сталкивался.  В докладе помимо прочего я рассказал о позиции по этому вопросу одного из моих любимых философов Эвальда Васильевича Ильенкова.
В 1960-1970-х гг. у нас вошли в моду школы «с уклонами» - физическим, математическим, английскими и другими. Считалось, что нужно выявить способности ребенка и развивать только их, зачем, мол, будущему математику музыка и рисование?  Эвальд Васильевич Ильенков предупреждал, что это приведет к массовому распространению феномена, который он называл «профессиональный кретинизм». В обществе станут преобладать люди, которые, например, умеют хорошо лечить зубы, но не знают, где находится Франция и какие есть законы логики. Каждый человек будут подобен детали социальной машины, он будет выполнять лишь одну функцию. А это значит, нужны будут люди, которые должны согласовывать работу всех «деталей», управлять машиной в целом. Они-то должны знать многое, потому что им предстоит управлять и математиками, и музыкантами. Они не могут быть «профессиональными кретинами», чтобы управлять «кретинами», нужны умные, разносторонне развитые, широко мыслящие люди.  Они в отличие от узких специалистов, должны получать универсальное образование. Так мы приходим к школе двух коридоров – для элиты и для плебса, к обществу, где есть хозяева, которых учат и математике, и музыке, и обслуживающий персонал, которых учат лишь чему-то одному. Таким образом, предупреждал Ильенков, мы уйдем от общества социализма, где есть идеал разностороннего воспитания каждой личности, и придем к капитализму, где есть антагонистические классы и где представитель низшего класса низведен до говорящего (а если и думающего иногда, то лишь строго в соответствии с инструкцией) орудия труда.
Так оно и вышло...
В этом случае идеал университета, где все факультеты связывает философия (и в общем гумдисциплины, преподаваемые  представителями философского факультета) – это фундамент классической культуры, развивающей личность. А М.А. Лифшиц хорошо показал связь между классикой и социализмом. Только в случае социализма университет должен готовить не только узкую элиту, высший класс, а должен быть общедоступным, должен стать центром народной жизни, должен быть представлен в СМИ, на ТВ (помните, на советском ТВ выступали Лотман  и Лихачев?).
Кстати, если вернуться к школам, о которых писал Эвальд Васильевич, то в советской школе роль интегрирующей и несущей гуманистически-классический заряд дисциплины играла, конечно «Литература» (философия у нас  начинает преподаваться лишь на младших курсах вузов). Собственно, сокращение часов по литературе в школах с уклоном  в значительной степени и породило генерацию «либерал-технократов», которые стали идеологами перестройки и рыночных реформ, подготовило сам дух нового российского капитализма....

 

Автор: Вахитов Рустем Ринатович, кандидат философских наук.

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений