Есть мнение Молодёжная редакция

Профессиональные траектории выпускников строительных вузов

02 января 2018


Материал статьи публикуется по научной статье опубликованной в журнале (входящий в базу РИНЦ РФ на момент публикации). Выходные данные статьи: , Гарькин И.Н.,Медведева Л.М., Назарова О.М. Профессиональные траектории выпускников строительных ВУЗов //Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2018 –№1(14).–С.8-13

Разработка и внедрение профессиональных траекторий личности осуществляется в определённой социальной плоскости. Наибольшее влияние на становление и развитие профессиональных траекторий личности оказывают социальное пространство в образовательных и трудовых средах. Важными составляющими трудовой среды (пространства), выступают рынок труда, заработная плата, поиск работы и т.д. В современных рыночных условиях всё более усиливается дисбаланс доходов среди различных социальных и возрастных групп. В связи с этим молодежь, как наиболее «пассионарная», но в тоже время, наиболее «протестная» возрастная группа отвергает саму возможность получать низкий уровень оплаты труда (т.е. не обеспечивающий их зачастую завышенные запросы к уровню обеспечения материальными благами). Завышенные требования молодежи к заработной плате делают невозможными построение адекватных моделей профессиональных траекторий, делают более сложным поиск работы из-за недостатка практического опыта. В настоящее время существует несоответствие профессиональных траекторий развития личности у молодёжи и запросов рынка труда. Мотивы конструирования профессиональных траекторий включают в себя систему потребностей, ценностей и интересов, а мотивационным ядром является «интересная работа», которая содержит ценности совершенствования профессионального мастерства личности в плане самореализации и статусные ценности, связанные с карьерой.

В современных социальных условиях можно выделить черты тенденции формирования профессиональных траекторий личности: зависимость от социальных и личных ресурсов; этапность; нелинейность.

Карьеру в основном определяют как рост по служебной лестнице, получение возможностей, власти и материальных богатств. Но в широком смысле карьера представляет собой последовательность этапов развития человека в различных сферах жизни. Именно с такой позиции определяется подход к моделированию карьерного процесса. В рамках системного подхода карьеру можно определить как индивидуально осознанную позицию и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Понимание конкретной карьеры всегда субъективно.

Для того чтобы реализовать свою карьеру необходимо владеть способами построения карьерной стратегии. Карьерная стратегия включает в себя цели в сочетании с жизненными ценностями, принципами и правилами реализации целей. Общим правилом построения карьерной стратегии является точное понимание своих целей и соизмерение действий с ними.

Стратегия профессиональной карьеры – это комплекс профессиональных ценностей и способов их достижения в перспективе с учетом имеющихся ресурсов.

Основываясь на результатах исследовательской деятельности Центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (далее ЦПСиСТВ ПГУАС), можно выделить типы профессиональной стратегии молодых специалистов: профессионалы, подвижные карьеристы, стабильные, несформировавшиеся. Типология опирается на значимые факторы: приверженность полученной специальности, ориентированность на профессиональное продвижение, уровень самостоятельности в формировании стратегии.

Профессионалы. Выпускники связывают свою дальнейшую жизнь с полученной профессией. Чаще всего они самостоятельно выбирают свою специальность и спрогнозировали для себя область профессионального развития. Высшее образование ценится ими как ступень личностного развития. Формируя свою стратегию развития после ВУЗа, они уже имеют сформированную систему ценностей и ориентиров, не отделяют свою жизнь от профессии. Представители данного типа нацелены на карьеру, но она является не самоцелью, а способом дальнейшего развития.

Подвижные карьеристы. Представителей данного типа отличают смены сферы деятельности и переходы между организациями. Такие работники удовлетворены таким темпом работы и всегда готовы сменить место работы, заинтересованы личным развитием в профессии. При выборе ВУЗа ценят – престижность и качество образования. Профессиональное самоопределение происходит на более позднем этапе. Не имеют приверженности к своей профессии, особенностью является стремление к карьерному и финансовому росту.

Стабильные. Представители данного типа успешно трудоустраиваются по профессии после получения диплома и стабильно работают на одном месте, в общем, довольны профессией, но к карьерному росту стремятся слабо. Важным фактором является стабильность занятости и зарплаты. Особой приверженности и интереса в своей деятельности нет. Профессиональный выбор осуществляется в основном под влиянием родителей и других внешних факторов.

Несформировавшиеся. Данный тип отличает отсутствие приверженности профессии и стремления к успеху. Трудовая деятельность связана с частой сменой места работы. Высшее образование для них является номинальным, а работа чаще всего не связана с профессией и не требует высшего образования. Стратегию отличает отсутствие определенных целей. Работа важна как таковая.

Итак, из рассмотренных типов траекторий, успешными являются две – это профессионалы и подвижные карьеристы. Данные типы вовлечены в профессию, направлены на построение карьеры. Карьеристы позднее определяются в профессиональном плане, но их отличает четкая установка на успех и развитие, стратегия является адаптивной при не востребованности своей профессии и связана с поиском своего призвания и успеха. Несформировавшиеся не успевают освоить профессиональные культурные ценности в связи с частой сменой работы и низкой мотивацией на успех.

В рекомендациях практического характера авторами предлагается в образовательных учреждениях:

1. Развивать технологии и социальные услуги, направленные на конструирование профессиональных траекторий личности для предотвращения проблем занятости (в рамках профориентации);

2. В вести в учебный план ВУЗов всех направлений подготовки ряд специальных дисциплин (факультативных), таких как «Основы молодёжного предпринимательства», «Построение профессиональной траектории карьеры» и др.;

3. В системе высшего образования наделить полномочиями сеть региональных и ВУЗовских центров по трудоустройству и адаптации выпускников, для проведения анализа региональных рынков труда, изучения тенденций социально-экономического развития территорий и инвестиционной деятельности для создания аналитическо-информационной базы конструирования профессиональных траекторий молодежи на рынке труда с целью планирования профессиональной карьеры выпускников учреждений профессионального образования.

Создание межведомственных информационных баз для прогнозирования тенденций в профессионально-трудовой сфере, прогнозирование потребностей рынка труда, создание кластера состоящего из сети профессиональных образовательных учреждений, служб занятости, что позволит существенно приблизить профессиональное образование к реальным потребностям территорий и региональным рынкам труда и будет способствовать конструированию оптимальных профессиональных траекторий личности, как у молодёжи, так и у более старшей возрастной группы населения.

Комментариев пока нет