Статьи

Процессуальные функции политической системы России

29 октября 2016

Любая система имеет функции. Политическая не является исключением. Алмонд, Пауэлл и Муднт выделяют функции трех видов: функции системы, функции процесса, функции реализации. К системным функциям относят социализацию, рекрутированные и коммуникации. Функции процесса – артикуляция, Агрегация, определение курса (policymaking), осуществление курса и коррекция (adjudication). На выходе мы получаем функции политического курса (policy functions), и главное – цель развития.

В данной статье ставится вопрос о том, что происходит с функциями политического процесса в России. Первой стадией процессуальных политических функция является артикуляция - заявление того, что какая-то группа хочет на входе. Затем следует агрегация – процесс, когда требования индивидов и групп становятся значимыми политически предложениями, которые поддерживаются какими-то ресурсами, голосами, вниманием в СМИ и даже силой. После определения этих интересов и выстраивания поддержки начинаетя принятие важных политических решений, законов и так далее.  

Предлагаю через эту схему посмотреть на Россию. Сразу оговорюсь, что помимо этой схемы, базовым допущением статьи является понимание политики как поиска общего блага, понимаемое как благо общественное.

После 2011 года постоянно говорят о повороте и даже появлении политики в России. В 2012 году все ждали, что сейчас что-то начнется. Были артикулированы цели, а агрегация не состоялась, хотя на это было достаточно времени с декабря 2011 до мая 2012.  Все это время по идее должно было быть направлено на агрегацию и выработку политического курса, но этого не состоялось.  Внезапно в тот период Путин начал бракоразводный процесс, а в Москве начинается кампания по выбору столичного градоначальника впервые за долгое время.  И так снова началась артикуляция вместо агрегации. И это на протяжении последних лет было постоянно. Каждый раз власть и общество играются в артикуляцию, имитирует агрегацию и выработку выбору политического курса. Но реально принятие решение идет без политики. Власть в России принимает решения в духе олигархического корпоративизма, описанного у Шмиттера. Когда маленькая группа собирается обсудить свои интересы, которые затем навязываются сверху всему обществу.

А общество и власть легко возвращаются к разговорам ни о чем.  Вместо того, чтобы обсуждать, какое благо нам нужно, каким мы видим будущее и что нам делать обсуждаются бессмысленные темы.  Вопрос об артикуляции будущего курса подменяется вопросом, был ли Сталин хороший или Николай второй лучше.  Или еще более бессмысленный вопрос о свадьбе в Чечне. В то время, когда по этому поводу бурлили страсти, я находился в Молдове, и честно не мог понять, неужели в большой и богатой России это релевантный вопрос для дискуссии? Законы Российской Федерации в отношении браков до этого всегда действовали на территории Чечни?   Может на самом деле в это время какую-то аферу провели?  Другим примером бессмысленных тем являются гей браки.  В любом случае, что и почему мы обсуждаем?  Почему общество не может агрегировать свои интересы и изменить страну? Где реальные ценности, за которые люди будут бороться?

Комментариев пока нет