Осмысление соотношения личного и общественного модусов человеческого бытия предполагает обращение к проблеме социальной солидарности, которая сопрягается с активным отождествлением себя с определенной общностью, в том числе - с государством, что выводит на проблемы гражданской идентичности. Последняя представляется особенно актуальной для современного российского общества.
Для отечественной социально-гуманитарной традиции характерен поиск социального идеала, а также этическая проблематика - проблемы справедливости, совести, добра и зла. Именно в русле этой традиции необходимо рассматривать и трактовку солидарности. К исследованию дискурса солидарности в отечественной традиции обращены работы П.П. Кротова, К.П. Лазебной, Е.В. Натаровой, И.В. Пономаревой, Т.В. Попковой и многих других авторов, в которых анализируется понимание проблем солидарности, морали и альтруизма П.А. Сорокиным [1; 2; 3; 4; 5].
Творчество П.А. Сорокина было связующим звеном между российской и западной традицией изучения солидарности. Мечтая о новой цивилизации, построенной на идеалах Истины, Добра и Красоты, он выступал как продолжатель российской традиции, фундированной религиозно-этической направленностью социальных теорий, представленных в трудах его предшественников. Сам Питирим Александрович назвал себя учеником Е. де Роберти и М.М. Ковалевского, признавая их идейное влияние. Напомним, что творчество российского ученого Е. Де Роберти находилось в русле так называемого «социального психологизма», на основе которого он сформулировал четырёхфакторную теорию общества. В ней он выделил различные типы общественного единства, основанные на разном уровне нравственного развития людей и предполагающие их эволюцию от паразитизма и биологического эгоизма к «надорганической множественности». Эта высшая ступень развития общества, ценностью в котором становятся альтруизм, кооперация и солидарность. Моральное преобразование общества, в результате которого задачи социологии и этики сольются воедино, возможно только при условии тотального распространения солидарности [привожу по: 5, с. 38]. Вслед за Е. Де Роберти П.А. Сорокин индикатором общественного прогресса считает моральные преобразования, когда альтернативой несправедливости и социальному неравенству должны были стать солидарность, альтруизм, взаимопомощь, любовь. Именно любовь является для него высшей и главной ценностью и основой, на которой возможна солидарность между социальными группами и отдельными индивидами [привожу по: 5, с. 40].
Нельзя недооценивать влияние на формирование взглядов П.А. Сорокина его учителя М.М. Ковалевского, у которого на протяжении нескольких лет он был секретарем. Напомним, что именно с развитием солидарности М.М. Ковалевский связывал социальный прогресс, поскольку его критерием является углубление и расширение сферы солидарности, проявляющееся в процессе взаимодействия между народами и социальными группами. Развивая идеи Ковалевского, Сорокин формулирует ряд общесоциологических законов развития общества, среди которых - закон количественного роста социальной солидарности (или закон расширения социально-защищенных кругов) и закон качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения. Наряду с этим, Сорокин предложил методику измерения роста/ уменьшения солидарности - так называемый «моральный термометр» [привожу по: 5, с. 42].
Наряду с Е. Де Роберти и М.М. Ковалевским, П.А. Сорокин испытал значительное влияние взглядов российского юриста Л. Петражицкого. Есть мнение, что интерес к роли альтруизма в социальной жизни был инициирован именно знакомством с идеями Л. Петражицкого, чьи лекции по психологической теории права повлияли на понимание Сорокиным роли моральных норм и права в формировании порядка в группах и институтах.
Значительное место в научной доктрине П.А. Сорокина занимала выработка теории, которая объединяет мораль, солидарность и альтруизм на культурном, социальном и личностном уровне в единую системную модель. При этом, изучая солидарность, мыслитель особое внимание уделял поведенческому акту. То есть, с одной стороны, солидарность рассматривалась как операциональное понятие и мера измерения поведения с точки зрения его конструктивности/деструктивности. С другой стороны, солидарность рассматривалась как форма социальной организации [привожу по: 1, с. 86]. Солидарные отношения П.А. Сорокин описывает с таких позиций, как: направленность (прямая, косвенная), степень интенсивности; межличностный или межгрупповой характер; мотивация (основополагающая, обусловленная, нормативная, целевая); ценностный тип (общий, специфический) [привожу по: 1, с. 94]. Вообще же солидарность или солидарное взаимодействие определяется им как «взаимодействие, где одна сторона стремится побудить другую на такие акты, которые стремится совершить и другая сторона». В зависимости от солидаризирующихся групп П.А. Сорокин выделял семейную, сословную, государственную и др. солидарность [6, с. 214]. Интересно, что определяющая роль в поддержке социальной справедливости ложится на людей- символов, то есть морально одаренных личностей.
Оригинальную типологию солидарности предложил П.А. Сорокин в зависимости от ее характера, что детально анализирует в своей статье Лазебная. Во-первых, П.А. Сорокин выделяет ограниченную родовую солидарность (эгоистичную внутригрупповую солидарность), которая приводит к росту группового благосостояния и фетишизации родовых символов, чаще всего - на основе вражды с другими общественными объединениями, будь то страны, народы, социальные группы. Единство обществ с доминирующей родовой солидарностью обеспечивается соперничеством, борьбой за материальные символы власти и успеха, обладающих особой значимостью в ценностях данного общества. При этом объединения с эгоистической родовой солидарностью (от государств и политических партий до экономических корпораций и т.п.) имеют ограниченную продолжительность существования. Во-вторых, П.А. Сорокин выделяет расширенную родовую солидарность, имеющую альтруистический характер, и ориентированную на свойственные человеку стремления к гармонии, взаимопомощи, любви. Сообщества, базирующиеся на солидарности такого типа, существуют тысячелетиями (пример - мировые религии: буддизм, христианство, ислам). Не случайно П.А. Сорокин пишет о необходимости расширения родовой солидарности, роста альтруизма, взаимопомощи и любви, которая формирует «сеть любви», преодолевая групповой эгоизм, а также различия между людьми - от национальных до возрастных и культурных [привожу по: 2, с. 59-60].
П.А. Сорокин выделяет еще один критерий для дифференциации - степень солидарности, которая в качестве критерия оценки внутригрупповых отношений позволяет выделить три типа - фамилистические, контрактные и принудительные [привожу по: 1, с. 89]. Семейные отношения являются преимущественно солидарными и регулируются нормами морали, характеризуясь ярко выраженным осознанием единства. Личная свобода здесь неотделима от свободы группы. Контрактный тип отношений предполагает сосуществование солидарных взаимодействий с антагонистическими и выступает в форме «вынужденного нейтралитета», «конкурентной кооперации» или «любви и ненависти». Иначе говоря, солидарность в контрактных отношениях выступает как эгоистическая, поскольку главным мотивом связи выступает взаимная выгода. Это обстоятельство обусловливает, как правило, кратковременность контрактных отношений, хотя и они могут перерасти в семейные (фамилистические). Свобода в контрактных отношениях является предметом личного выбора - вступать или не вступать в подобные взаимосвязи. И, наконец, принудительными называет П.А. Сорокин, в которых доминирует антагонизм. Принуждение здесь выступает неотъемлемым элементом, и стороны взаимодействия разделяются на угнетаемых и угнетателей, при этом все права принадлежат последним. Нередки случаи, когда угнетатели прикрывают свою власть посредством контрактной или фамилистической риторики [привожу по: 1, с. 94-95].
В. Джефрис, современный исследователь творчества П.А. Сорокина, который в настоящее время возглавляет секцию альтруизма, морали и социальной солидарности в Американской социологической ассоциации, полагает, что одной из главных задач, которые ставил перед собой русско-американский исследователь, было «содействие увеличению альтруизма и укреплению социальной солидарности». Развивая идеи своего предшественника, В. Джефрис отмечает: «Знание, полученное профессиональной социологией, и ценностная перспектива критического интегрализма предполагают, что самый мощный ответ на кризис нашей исторической эпохи может дать лишь альтруистическая любовь» [привожу по: 4, с. 136]. Полагаем, что изучение трудов П.А. Сорокина, посвященных проблеме социальной справедливости, позволит приблизиться к ответу на многие вопросы современности, которые ставит перед нами эра глобализации.
Список использованной литературы
1. Кротов П.П. Питирим Сорокин: от методологических основ изучения морали, альтруизма и социальной солидарности к синтезу теории и практики // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2017. № 6. С. 85-96.
2. Лазебная К.П. Механизм поддержки социальной солидарности в теории символического П.А. Сорокина // Наследие. 2012. № 2. С. 51-62.
3. Натарова Е.В. Сорокинский интегрализм и его перспективы в сфере научного изучения альтруизма, любви и социальной солидарности //Наследие. 2013. № 3. С. 25-37.
4. Пономарева И.В. Социологическое наследие П.А. Сорокина в представлении американских исследователей // Социологические исследования, 2011, № 4.
5. Попкова Т.В. Тема солидарности в социологии П.А. Сорокина // Наследие. 2013. № 3.
6. Сорокин П.А. Система социологии / вступительная статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2008.
Автор: Хакимова З.Э., прикрепленный соискатель факультета философии и социологии БашГУ (Уфа).
Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 240-245.
Добавить комментарий