Проблемы системы государственного управления во Франции.

Проблемы государственного управления во Франции имеют, как и во всех странах, исторический характер. Франция всегда была сильным государством с мощной централизованной властью, сосредоточенной в руках правителя (короля). Когда в Британии бароны заставляли королей передавать часть власти совещательному органу (парламенту), создавать документы ограничивающие власть правителей (хартия вольностей), во Франции всё происходило в полной противоположности. Власть короля там была неприкосновенна и незыблема. Всё это положило свои отпечатки на государственные проблемы во Франции.

Как я уже сказал, одной из основных проблем во Франции является сильная централизованная власть. Такие учёные как П. Авриль и Э. Фор занимались поиском повышения эффективности государственного управления с помощью ее децентрализации. Значительное расширение полномочий местных органов власти, особенно муниципалитетов и коммун, передача оппозиции определенных прав и полномочий при условиях, однако, неприкосновенности государственных институтов – таковы в общем виде рекомендации большинства французских ученых. Последняя крупная реформа, в основу которой лег "Закон о правах и свободе коммун, департаментов и регионов" проведена в 1982 г. До этой реформы власть центральной администрации была очень сильна, она жестко контролировала всю бюрократическую сеть страны. Пришедшие в 1981 г. к власти социалисты осуществили децентрализацию. Часть полномочий в области экономического и социального планирования была передана регионам. Вопросы экономического развития, налогообложения и образования вошли в ведомство администрации в 22 регионах и 96 департаментах. Однако процесс децентрализации наталкивается на ряд проблем, как политических, так и психологических. Многие политики говорят, что предоставление регионам бОльших прав и полномочий будет угражать целостности страны, из-за сепаратных настроений в некоторых регионах (Бретония). Работа по передаче бОльших властных полномочий комуннам и департаментам идёт, но идёт медленно, в связи с выше указанными проблемами.

Франция называется президентско-парламентской республикой, что подчёркивает истинное положение вещей в этой стране. Франция, имеет сильную президентскую власть, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике, с самого начала существования Пятой республики установился обычай ответственности Правительства перед Призедентом страны, получился монизм исполнительной власти. Призедент находится на вершине органов государственной власти. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. Ситуация складывается полностью противоположная, если интересы Президента и Национального собрания не совпадают, в это случае ему придётся назначить правительство, представляющее оппазицонные ему силы. Хоть франция и является демократической страной, такое положение вещей может, при благоприятных условиях, поспособствовать становлению в этой стране авторитарного режима. 

Во франции у власти всегда находилась интеллегенция, у которой хватало денег на обучение для дальнейшего получения должностей в органах власти. В наше время мало что изменилось, не смотря на проведение конкурсов на должности органов местного и городского управления, которые являются олицетворение демократичности и равенства, многие критикуют эту систему за дороговизну и за фактическое преимущество, которое имеют люди с лучшей академической подготовкой, учившиеся в привелегированных учебных заведениях. Конкурс - это система отбора, которая основывается на заслугах, знаниях и талантах. Получилась ситуация, в которой человек с обычным образованием, не смотря на свои возможные талланты, спасует перед человеком, который благодаря своему материальному обеспечению, учился в более престжном учебном заведении.

Все эти проблемы имеют приоритетный характер во Франции, но решаются медлено, а решив эти проблемы, Пятая республика, возможно, перейдёт на совершенно новый и более эффективный уровень управления государством.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Мельков

Оценка "хорошо", могли бы четче структурировать проблемы. Далее организуйте комменты, как договорились (по количеству и по срокам).

Аватар пользователя Zhanna

Иван, как ты считаешь, возможно ли достижение бОльшей демократизации данной страны в сложившейся ситуации сильной президентской власти?

Аватар пользователя ivanstark

Возможно, если аппазиционные президенту силы придут в Национальное соброание  вынудят Президента издать указ о подотчётности Правительства Парламенту.

Аватар пользователя Сергей Мельков

Оценка "хорошо", могли бы четче структурировать проблемы. Далее организуйте комменты, как договорились (по количеству и по срокам).

Аватар пользователя Zhanna

Иван, как ты считаешь, возможно ли достижение бОльшей демократизации данной страны в сложившейся ситуации сильной президентской власти?

Аватар пользователя ivanstark

Возможно, если аппазиционные президенту силы придут в Национальное соброание  вынудят Президента издать указ о подотчётности Правительства Парламенту.