"ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ"

29 октября 2016
«Государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество».                       Н.М. Карамзин
   В настоящее время, когда все внимание страны приковано к экономическому кризису, представляется особо важным подчеркнуть, что взросление уже нескольких поколений российской молодежи происходит в условиях другого, более опасного кризиса – духовно-нравственного.
   Происходящее духовное перерождение страны создает угрозу ее будущему. Упомянем лишь некоторые симптомы беды. За последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50% до 18%. В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом; алкогольные напитки употребляют более 80% молодежи и почти 40% школьников. Доля курящих подростков за 15 лет выросла втрое. Среди наркоманов, около 3 млн. официально зарегистрированных, более 80% – дети и молодежь. Средний возраст впервые пробующих наркотики снизился с 17 до 14 лет.
   Возросло количество незарегистрированных браков и стало много детей-сирот. Критически высок уровень насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе семейного насилия.
   Известно, что особую роль в становлении юного человека играют общественные идеалы, примеры для подражания, символы, образцы поведения, понятия о добре и зле, плохом и хорошем поступке. Общество обязано формировать такие эталоны. Все то, чем раньше занимались родители, учителя, педагоги, деятели культуры и искусства, выдающиеся писатели, теперь берут на себя телевидение и Интернет.
   Для ребенка телевидение – прежде всего самая простая модель знакомства с обществом. Это то, с чем он сталкивается ежедневно, что его развлекает, очаровывает, играет с ним. Между тем, современное телевидение часто искажает представления о приемлемом социальном поведении. Пропаганда определенных образцов поведения, разумеется, ведет к принятию их как эталонных.
   Федеральные СМИ, обязанные повышать уровень культурного развития россиян и поддерживать эталоны, зачастую дестабилизируют и  дезинтегрируют общество. Согласно наблюдениям экспертов-психологов  за типичный телевизионный день зритель просматривает около 160 драк, 202 убийств, 6 ограблений, 10 половых актов, 66 сцен распития спиртных напитков, 39 случаев нецензурной брани и 302 негативных новостей.
   Таким образом, рушится институт семьи и брака, пропагандируются «нездоровые» гендерные отношения. А между тем, крепкая семья – опора сильного государства.
   Нравственным стержнем народа и отдельного человека в самые сложные времена была вера в Бога, как в некий нравственный идеал. Но вследствие 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, выросло три поколения людей, не знакомых даже с основами религии.
  Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультуры (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.
  В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты материальных земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.).
   Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, и ее удовлетворение выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
  Патриотизм – это своего рода фундамент общественного и государственного здания, опора его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, – объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Патриотизм – это явление духовное, которое имеет большую устойчивость и долго сохраняется в народе при его уничтожении, но в 3-4 поколении умирает. 
   Что значит для современной молодежи слово «патриотизм», как она реализует это понятие в своей жизни? С сожалением приходится констатировать то, что нынешнее моральное состояние молодежи может быть охарактеризовано понятием «фрустрация». Это выражается в потере перспективы, в растущих растерянности и тревоге, неуверенности в завтрашнем дне, а также в чувстве безысходности, обманутости, .в доминирующих установках жить «одним днем». 
   Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. За период с 2001 по 2015 годы реализованы 3 государственные программы. На сегодняшний день в России реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Программа представляет собой объединенный общим замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Ее основной целью является «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». 
   За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Согласно «Программе», «патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
   Переломить сложившуюся сложнейшую нравственную ситуацию, в которой оказалась Россия, возможно только совместными усилиями государства, педагогической науки, школы и семьи. 
   Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Выщиркова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
   Одна из важнейших задач, стоящая перед современной Россией – формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Патриотизм должен воспитываться в рамках непрерывного воспитания – в семье, в детском саду, в школе, в средне-специальных учебных заведениях, в вузе, – в постоянном живом общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.
  Хочу закончить свои рассуждения словами Президента Российской Федерации В. В. Путина, который определяет патриотизм как «...чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа», – и предупреждает нас: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Комментариев пока нет